Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самонаблюдение, самооценка, самоотчет



 

Характерной особенностью и отличительной чер­той этих методов является то, что информацию об ис­следуемой деятельности или особе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный ха­рактер, может сознательно или бессознательно иска­жаться испытуемым, однако зачастую она является единственным источником сведений об особенностях деятельности, недоступных получению с помощью дру­гих методов. Это связано с тем, что никто другой, как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие нюансы деятельности, возникающие при ее выполнении трудности, применяемые трудовые приемы и способы их выполнения и т. п. Рассматриваемые методы во многих случаях удачно дополняют другие методы исследований и применяются в сово­купности с ними.

Самонаблюдение — это наблюдение, объектом ко­торого являются психические состояния и действия самого субъекта. В этом случае исследователь стано­вится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить спе­цифические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название «трудового метода». Трудовой метод приме­ним лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение кото­рым не требует больших затрат времени. В других профессиях этот прием может выступать в форме «тру­довых проб», когда исследователь овладевает отдель­ными наиболее важными или доступными элементами профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд недостатков трудового метода (за­пись переживаний и фактов трудового процесса про­водится по окончании рабочего дня, когда исследова­тель, он же испытуемый уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и де­лает его неравнозначным обычному), добытый с его помощью аналитический материал может рассматри­ваться как вполне достоверный в силу того, что ис­следователь не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно зна­ет о них, поскольку пережил их на собственном опы­те [40, 111].

При проведении самоотчета испытуемый получа­ет инструкцию «думать вслух» в процессе работы, т. е. проговаривать каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью просят испытуемого рассматривать исследова­теля как ученика и объяснять ему необходимые дей­ствия.

Сначала самоотчет охватывает узкий круг объек­тов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, испытуемые оказы­ваются в состоянии сообщать о своих размышлениях и действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективизация деятельности помогает испытуемым осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и ока­зывает положительное влияние на успешность деятель­ности [40]. Для анализа внутренней структуры мыслительных операций метод самоотчета («думанье вслух») является пока незаменимым. При этом обычно исполь­зуют магнитофонную регистрацию [15].

Самооценка — оценка ценности, значимости, которой испытуемый наделяет себя в целом и от­дельные стороны своей личности, деятельности, по­ведения. Основу самооценки составляет система лич­ностных смыслов человека, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регулярную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Самооценка формируется на базе оценок ок­ружающих, оценки результатов собственной деятель­ности, а также на основе реального и идеального представления о себе.

В инженерно-психологических исследованиях ме­тод самооценок наиболее часто реализуется путем применения различного рода опросников, в которых испытуемые, отвечая на те или иные вопросы, дают информацию о тех или иных своих качествах или со­стояниях. Один из видов опросников — личностные опросники — был рассмотрен в предыдущем пара­графе. Помимо этого опросники применяются для субъективной оценки функционального состояния (утомления) свойств нервной системы, стиля поведе­ния и предрасположенности к конфликтному поведе­нию и др.

Примером методики дифференцированной само­оценки утомления является тест САН (самочувствие, активность, настроение). Тест содержит 30 пар слов полярного профиля. Каждую из трех категорий харак­теризует 10 пар слов. К категории «самочувствие» от­носятся характеристики силы, здоровья, степени утом­ляемости, например, самочувствие плохое/хорошее, чувствую себя сильным/слабым, полный сил/обесси­ленный и т. д. К категории «активность» относятся характеристики подвижности, скорости протекания различных функций: пассивный/активный, малопод­вижный / подвижный, медлительный/быстрый и т. д. В категорию «настроение» включены характеристики эмоционального состояния: веселый/грустный, на­строение плохое/хорошее, жизнерадостный/мрачный и др. Десятикратное предъявление полярных призна­ков, характеризующих каждую категорию, повышает надежность получаемых данных. Каждый из призна­ков теста оценивается испытуемым по семибалльной шкале.

Данные по каждой категории признаков суммиру­ются и делятся на 10. Оценки, превышающие четыре балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетель­ствуют об обратном. Наиболее нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 — 5,5 балла. Важным при анализе функционального состояния является не только учет значений отдельных показателей, но и их соотношение. Например, у отдохнувшего человека все три показателя, характеризующих отдельные катего­рии, оцениваются близкими цифрами. По мере нара­стания утомления увеличивается их расхождение за счет снижения показателей самочувствия и активнос­ти по сравнению с субъективной оценкой утомления [56, 175].

Довольно часто методы самооценки используют­ся для субъективной диагностики свойств нервной системы. Так, для определения подвижности нервных процессов используется анкета, состоящая из 24 воп­росов. На каждый вопрос испытуемый отвечает од­ним из пяти вариантов ответов. Например, на воп­рос «Как быстро Вы переходите от одного занятия к другому?» предполагаются такие варианты ответов: очень медленно (1 балл), медленно (2 балла), средне (3 балла), быстро (4 балла), очень быстро (5 баллов). По­лученные баллы суммируются, суммы менее 58 бал­лов свидетельствуют о низкой подвижности (инерт­ности) нервных процессов, сумма свыше 89 баллов — о высокой [128]. Аналогичным образом строятся анкеты для самооценки и других свойств нервной систе­мы [147].

Определенное место в арсенале психологических методов изучения операторской деятельности занима­ет контент-анализ (от англ. contents— содержание). Данный метод не входит в состав рассмотренных выше групп методов, поэтому именно им целесообразно за­вершить рассмотрение данного раздела. Контент-ана­лиз предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три груп­пы [15].

Первая группа характеризует содержание и орга­низацию трудовой деятельности, устройство и прин­цип работы системы, особенности рабочей среды. Сюда относятся прежде всего все виды эксплуатационной документации и нормативные документы регламенти­рующие деятельность оператора. Анализ этих докумен­тов дает возможность ознакомиться со структурой и техническими особенностями системы, с особенностя­ми профессиональной деятельности операторов, уст­ройством рабочих мест, организацией взаимосвязей между операторами. На основании анализа этих доку­ментов можно составить отдельные операционные схемы деятельности. Из них можно также получить информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды. Нормативные докумен­ты дают также возможность приблизительно оценить степень напряженности выполнения деятельности.

Вторая группа документов отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости уче­та выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные доку­менты и т. п. Этот материал является одним из источни­ков получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе оператора, заболеваемо­сти и травматизма. Кроме того, он может дать информа­цию для оценки личностных качеств и уровня профес­сионального мастерства конкретных лиц.

Третья группа включает документы, характеризу­ющие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристи­ки, представления для назначения на должность, от­четы о деятельности специалиста и др. Анализ этих документов является одним из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он использует­ся, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов 115,40].

В целом же изучение документов позволяет соста­вить общее представление о задачах оператора, степе­ни их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях кон­кретных специалистов. Все это затем может быть по­ложено в основу для более глубокого исследования как данного вида деятельности в целом, так и деятельнос­ти конкретных лиц.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.