Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая характеристика деятельности оператора



 

Операторская деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности, возникшей на определенной ступени развития техники и произ­водства в целом. Поэтому прежде чем давать психоло­гическую характеристику операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще [93, 94].

Трудовая деятельность человека, как и любая дру­гая; исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к деятельнос­ти, а цель — то, чего он стремится достигнуть в резуль­тате деятельности (рис. 4.6).

Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некото­рые субъективно переживаемые побуждения к деятель­ности. Для субъекта мотив выступает как непосредствен­ная побудительная сила, как непосредственная причина деятельности. При этом источник мотива нередко ус­матривают в мышлении, в сознании.

Но действительной основой мотива человека явля­ются потребности, т. е. объективная необходимость — его нужда в веществе, энергии и информации. Приня­то различать потребности материальные (в пище, одеж­де, жилище) и духовные, или культурные (в общении с людьми, образовании, чтении и т. д.). Эти потребности так или иначе отражаются в сознании. Мотив и есть осознанная, т. е. отраженная в сознании, потребность. Человеческие потребности, а следовательно и мотивы, развиваются в процессе исторического развития об­щества.

Цель деятельности — это идеальный, или мыслен­но представляемый ее результат. Отношение «мотив — цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека. Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцеп­тивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каж­дого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующи­ми, другие — подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.

Нужно отметить, что идеальная подготовка к той или иной трудовой деятельности и образование целей с развитием производства становятся все более слож­ными. Формирование представления о результате тру­да у современного человека предполагает овладение системой знаний о технике, технологии, о производстве в целом.

Конечной целью любой трудовой деятельности яв­ляется получение некоторого полезного (и для данно­го человека, и для общества) результата. Но достига­ется эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Так, цель деятельности диспетчера аэропорта состо­ит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, пролет и посадку в районе данного аэропорта. Выполняя эту деятельность, он решает такие задачи, как установле­ние связи с бортом самолета, оценка воздушной об­становки, получение информации о погоде и т. д. Каждая такая задача состоит из более мелких: про­смотр расписания, наблюдение за экраном радиоло­катора, запросы и т. д.

Элемент деятельности, направленный на выполне­ние простой текущей задачи, в психологии принято называть действием. Более детальный анализ позво­ляет разложить действие на составляющие его рабо­чие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие высту­пает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела). Фактором, орга­низующим движения в систему (в действие), является задача.

В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т. е. одновременно. Нужно отметить, од­нако, что деятельность не есть простая сумма элемен­тарных действий. Описание деятельности как адди­тивного процесса дает лишь весьма приблизительное представление о ее структуре. В действительности соотношение действий в структуре деятельности бо­лее сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы од­ного в другое, преобразование действий и т. п. Дей­ствие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами. Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результа­тов предшествующего и конкретных условий деятель­ности. В процессе деятельности так или иначе прояв­ляются творческие способности человека.

Деятельность выступает как сложная, иерархи­чески построенная, многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностя­ми переключения от уровня к уровню.

Все это создает трудности для использования ме­тодов ее формального описания. Пожалуй, только сте­реотипная, доведенная до автоматизма («задолблен­ная») деятельность может быть описана как сумма последовательно выполняемых действий. Но в этом слу­чае нецелесообразно заменить человека автоматичес­ким устройством.

Следует отличать действие как элемент человечес­кой деятельности от операции; являющейся элементом технологического процесса. Иногда операция может выполняться человеком при помощи одного действия, иногда ее выполнение требует нескольких действий. В автоматизированном производстве многие операции выполняются машинами, т. е. без участия человека. В этой связи возникает важный вопрос о согласовании хода технологического процесса с деятельностью человека, об учете особенностей человеческой деятель­ности при организации технологического процесса и режима труда.

В каждый момент выполнение действие характе­ризуется высокой степенью соответствия (адекватнос­тью) предмету, орудиям и условиям труда. Это возможно только потому, что предмет, орудия и условия труда отражаются в сознании человека, а возникающее от­ражение (субъективное отражение) выступает в роли регулятора выполняемого действия.

Иначе говоря, информация о текущем состоянии предмета, на который направлено действие, а также о внешних условиях выступает в форме его субъектив­ного образа. Существенной его характеристикой явля­ется оперативность. «Оперативный» — значит приспо­собленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач.

Идеальное специализированное отражение преоб­разуемого в действии объекта (предмета, процесса, яв­лений) , складывающееся по ходу выполнения конкрет­ного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом [130]. Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его адекватность предмету, орудиям и ус­ловиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела орга­низуются в единую систему — действие. Оперативный образ формируется в ходе процессов приема и перера­ботки информации и вместе с тем является фактором, направляющим их течение и организацию.

Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результате выполненного действия. Эти сигналы вклю­чаются в оперативный образ, корректируют его.

Итак, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему (рефлекторное кольцо), вклю­чающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возни­кающие при выполнении действия.

Все, что говорилось выше, относится, прежде все­го, к так называемым внешним действиям: действиям, посредством которых человек преобразует веществен­ные предметы (перемещает их в пространстве, разделяет на части и соединяет и т. д.) и которые доступ­ны непосредственному наблюдению. Но любая тру­довая деятельность человека включает и внутренние, умственные действия (действия, выполняемые в уме). Как показывают исследования, эти внутренние дей­ствия формируются на основе внешних в результате интериоризации (что в переводе с латинского значит «превращение во внутреннее»). При этом структура внешнего действия подвергается специфической трансформации. Внутреннее действие является свер­нутым и обобщенным. Решающая роль в процессе ин­териоризации принадлежит слову, в котором фикси­руются существенные свойства предметов (и явлений) объективной действительности, а также способы опе­рирования как самими предметами, так и информа­цией о них. Существенным условием интериоризации является общение человека с другими людьми.

Оперирование словами и другими знаковыми си­стемами дает возможность человеку решать определен­ный класс задач в идеальном плане (без обращения к материальным предметам и оперирования с ними). Именно во внутреннем плане формируются програм­мы деятельности человека.

В трудовой деятельности человека имеет место не только интериоризация действий, но и их экстреори-зация (от слова «экстериус» — внешний), т. е. превра­щение внутренних действий во внешние.

Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней:

■ уровень ощущений и восприятия;

■ уровень представлений;

■ уровень рече-мыслительных процессов.

Первый уровень относится к отдельным действи­ям, он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда.

Второй уровень относится также и к внутренним действиям; обобщенность и панорамность представле­ния (вторичного образа) создает возможность варьи­рования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие.

Третий уровень относится главным образом к внут­ренним действиям (умственному плану деятельности). Благодаря тому что в рече-мыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явле­ниями (их закономерности), этот уровень обеспечива­ет возможность предвидения хода событий и планиро­вания деятельности в целом.

В реальной трудовой деятельности перечисленные уровни ее регуляции выступают в неразрывном един­стве.

Однако в зависимости от конкретных задач тот или иной уровень становится ведущим. Так, при выполне­нии задачи слежения за движущимся объектом (особен­но преследующего слежения) ведущим является первый из перечисленных уровней. При поиске неисправнос­тей в аппаратуре ведущую роль берет на себя второй и третий уровни.

Соотношение между этими уровнями изменяется в процессе обучения и тренировки, при формирова­нии навыков. Стадии формирования навыка связаны с изменением уровней регуляции.

Принципиально структура операторской дея­тельности такова же, как и любой другой трудовой деятельности. Однако она обладает некоторыми спе­цифическими особенностями, определяемыми тем, что оператор не имеет возможности взаимодейство­вать с предметом своего труда (объектом управления) непосредственно: информация об объекте управле­ния передается ему через систему технических ус­тройств, его воздействие на объект также передает­ся через систему технических устройств. Оператор воспринимает не самый объект, а его информаци­онную модель, манипулирует же он с органами уп­равления.

Элементарная схема деятельности оператора мо­жет быть описана следующим образом.

Есть некоторый объект управления. Цель деятель­ности человека-оператора состоят в том, чтобы пере­вести этот объект из одного состояния в другое (из состояния а' в состояние а") или, напротив, удержать объект в некотором состоянии (состоянии а'), преодо­левая внешние возмущения. На основе имеющейся в его распоряжении информации (в том числе и накопленной в профессиональном опыте) в голове человека-оператора формируется некоторый образ задаваемого (будущего) состояния объекта управления, т. е. образ того состояния, которое должно быть достигнуто в результате деятельности. Назовем его образ-цель. Вос­принимая сигналы, поступающие от средств отобра­жения информации, человек-оператор оценивает теку­щее состояние объекта управления, сличает его с образом-целью, анализирует возможные способы дос­тижения цели, принимает решение и выполняет управ­ляющее действие (или систему действий). Сигналы, возникающие в результате этого действия, передают­ся через технические устройства к объекту управле­ния, изменяя его состояние. Сигналы об изменившем­ся состоянии поступают к оператору. Он оценивает, достигнута ли цель (или решена ли задача, если речь идет об отдельном действии), и в зависимости от ре­зультата оценки либо прекращает деятельность, либо выполняет новое управляющее действие: в последнем случае цикл управления повторяется.

Человека-оператора принято рассматривать как звено системы «человек—машина». Но это звено осо­бого рода, организующее всю систему и направляю­щее ее на достижение определенного, заранее задан­ного результата. Именно на долю человека приходится постановка цели и определение частных задач, реше­ние которых обеспечивается ее достижением, выпол­нением управляющих действий и оценкой достигаемых благодаря им результатов. Технические устройства — это средства, которыми человек пользуется при выпол­нении действий и которые несут ему информацию о результатах этих действий.

Формирование в сознании оператора образа-цели в системах «человек—машина» опосредствуется тех­ническими устройствами. Образ строится с учетом этих средств. Вместе с тем он определяет критерии се­лекция информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Формирование образа-цели свя­зано с прогнозированием (предвидением) изменений объекта управлений. Как показывают исследования, прогнозирование является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности. Если средства отображения информации затрудняют прогнозирование событий (что иногда бывает), то это приводит к нарушению деятельности: к ошибкам, сбоям, запазды­ванию в выполнении действий.

Задача, стоящая перед оператором (перевести объект управления из состояния а' в состояние а"), выступает субъективно, т. е. для него, как «рассогласо­вание» образа-цели и оперативного образа. Это «рас­согласование» определяет направление поиска реше­ния, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их оценка и принятие решения. Обычно этот процесс протекает в плане внутренних действий, но иногда (у неопытных операторов) в поиск решения включаются и внешние действия.

Принятие решения неразрывно связано с форми­рованием плана, или программы деятельности. Одна­ко такая программа обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а высту­пает в обобщенной форме; в зависимости от конкрет­ных условий пути ее «развертки» могут быть различ­ны. Она представляет скорее систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входя­щих в него движений).

Программа, так же как и все другие компоненты механизма, регулирующего операторскую деятель­ность, строится с учетом тех технических устройств, при помощи которых она реализуется.

Как отмечалось, выполнив то или иное управляю­щее действие, оператор изменяет состояние управляе­мого объекта. Возникающий при этом и передаваемый через систему технических устройств сигнал является не просто сигналом о новом состоянии объекта управ­ления, но вместе с тем и сигналом о результате выпол­ненного оператором действия (обратная связь). Он несет информацию о том, достигнута ли цель (решена ли задача). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Итак, основными «психологическими составляющи­ми» операторской деятельности является образ-цель, оперативный образ, прогнозирование хода событий, принятие решения, программа (план) действий, воспри­ятие информации об их результатах (обратная связь).

При разработке систем «человек — машина» и ее технических звеньев важно учитывать не только характеристики отдельных анализаторов, перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, но и структуру операторской деятельности в целом. Систе­мы отображения информации и органы управления должны конструироваться с учетом основных «психо­логических составляющих» операторской деятельнос­ти. Структура операторской деятельности должна учи­тываться также при определении роли и места человека в системе «человек—машина», выявлении факторов, влияющих на ее эффективность и надежность, распре­делении функций между оператором и машиной, обу­чении и тренировке операторов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.