Деятельность оператора представляет процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий оператора. Анализ деятельности человека показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В своей деятельности оператор осознает цель своих действий, представляет их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность отдельных действий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевое усилие, извлекает из памяти необходимую информацию, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т. п.
Таким образом, психика выступает в качестве регулятора деятельности; посредством ее оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми
Рис. 4.4. Основные формы проявления психики человека.
требованиями и условиями. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения (рис. 4.4).
Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные процессы дают нам возможность познавать мир и самих себя. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, мышление и др. Эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности. В деятельности оператора они выполняют функции приема, хранения и переработки информации.
Традиционно в психологии отдельные познавательные процессы рассматриваются и изучаются сравнительно независимо друг от друга. Это удобно с чисто методической точки зрения (что будем делать и мы при изложении материала третьего раздела). Однако в реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным [128]. Попытки устранения такого несоответствия привели к появлению понятия когнитивного стиля деятельности.
Под когнитивным стилем (от лат. cognitio — познание и греч. stylos — стержень) понимаются устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении когнитивных стилей как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, например, свойств внимания или особенностей памяти [128].
К настоящему времени выявлено несколько десятков когнитивных стилей. Среди них полезависи-мость — поленезависимость, ригидность — гибкость, рефлексивность — импульсивность, сложность познавательных структур и др. Одним из важнейших из них является полезависимость — поленезависимость. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. В сфере восприятия поленезависимость проявляется в эффективности выделения полезного сигнала из перцептивного фона (восприятие на фоне помех). Она выше у независимых от поля людей. В то же время, уступая поленезависимым субъектам в решении познавательных задач, полезависимые оказываются более эффективными в межличностном общении.
Другая группа познавательных процессов — эмоциональные. Эмоциями называются процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Если познавательные процессы позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру [34].
В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта в соответствии с выражением (2.1). Низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоции отрицательными (страх, горе, гнев и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает эмоциям положительную окраску, например, радость, воодушевление, удовольствие и т. п. [165].
Общепсихологическая характеристика эмоций подробно приводится в специальной литературе [34, 175]. С позиций инженерной психологии эмоции можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели. Благодаря эмоциям происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие ослабляются. Одним из условий формирования эмоций является оценка оператором своих возможностей и соотнесения их с целями деятельности.
Исходя из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, в любой деятельности человека всегда присутствуют эмоциональные процессы. Во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации эмоции могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее. Вследствие этого возникает два основных аспекта анализа и изучения эмоций. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния эмоций, другой — предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений эмоций в трудовой деятельности [58].
И, наконец, третьим видом психических процессов являются волевые процессы. Воля понимается как механизм, поддерживающий активность человека, направленную на достижение определенной цели при наличии препятствий. В деятельности оператора воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении ответственного действия, при разрешении конфликтной ситуации. Все эти ситуации требуют волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации [175].
Психические свойства личности включают потребности, интерес, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. В совокупности с рассмотренными психическими процессами они формируют профессионально важные качества (ПВК) человека. Многие из этих свойств личности в той или иной мере были рассмотрены при изложении предшествующего материала. Здесь же мы остановимся преимущественно на таких свойствах как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum — смесь, соразмерность) — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент представляет тот биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, развитию его способностей [34]. В инженерной психологии особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе, организации групповой деятельности, раскрытии механизмов надежности человека, организации обучения и тренировок и других случаях.
Физиологической основой темперамента являются свойства нервной системы человека (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность— инертность). В соответствии с учением И.П. Павлова выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник — человек с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. В поведенческом плане — это быстрый, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности. Холерик характеризуется сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы. В поведении — это быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений, с быстрой ис-тощаемостью реакций. Флегматик — человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и настроениями, слабым внешним выражением психических состояний. Меланхолик обладает слабым, инертным типом нервной системы. Он является легко ранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные события, но вяло реагирующим на окружающее человека.
Для анализа и характеристики свойств личности часто используются также понятия экстраверсии и ин-троверсии (от лат. exstro — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать). Эти понятия введены для обозначения двух противоположных типов личности. Экстраверты характеризуются обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчуждению субъекта от самого себя. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. По типу темперамента их можно отнести к сангвиникам или холерикам. Для интровертов, напротив, характерна фиксация интересов личности на явления собственного внутреннего мира; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. По типу темперамента интроверты являются флегматиками или меланхоликами.
Для более тонкой дифференциации свойств личности американским психологом X. Айзенком введено понятие эмоциональной устойчивости — эмоциональной неустойчивости (нейротизма). Эмоциональная устойчивость характеризует способность человека к сохранению психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной результативности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость во многом зависит от силы нервных процессов. Слабость и неуравновешенность нервных процессов обычно совпадает с низкими показателями эмоциональной устойчивости. Поэтому считается, что эмоционально устойчивыми обычно являются сангвиники и флегматики, эмоционально неустойчивыми — холерики и меланхолики. Связь рассмотренных свойств личности с классическими типами темперамента показана на рис. 4.5 [175].
Заканчивая рассмотрение вопроса о темпераменте, следует отметить, что нет плохих или хороших темпераментов. Каждый из них наиболее хорошо приспособлен к выполнению той или иной деятельности.
Рис. 4.5. Связь типов темперамента с экстра- и интроверсией.
Так, экстраверты (сангвиники и холерики) подвижны и импульсивны; поэтому они наиболее эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов. Однако работают они рывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Интроверты (флегматики и меланхолики) сдержаны и уравновешены, они более точно, аккуратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют [34]. Более подробно эти вопросы излагаются при рассмотрении вопроса о психологических механизмах надежности оператора.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля; не предопределяя результативность деятельности. Индивидуальный стиль может способствовать одинаковой результативности лицам с различными типами нервной системы. Так, Е.А. Климов показывает, что ткачихи-многостаночники с инертной и подвижной нервной системой достигают одинаковой производительности за счет разных индивидуальных качеств. Для подвижных (холериков и сангвиников) характерно успешное выполнение трудовых действий в повышенном темпе, высокая скорость движений, частые переходы от станка к станку, малое количество предупредительных работ, большое количество срочных операций в единицу времени. Инертным, наоборот, свойственно большое количество подготовительных и профилактических мероприятий, позволяющие им избежать большей части срочных работ, редкие переходы от станка к станку, работа в спокойствии, равномерном темпе. Как первые, так и вторые, достигали одинаковых производственных результатов, но подвижные — за счет «поворотливости», а инертные — в результате создания условий для спокойной работы [68].
Однако в особых, усложненных условиях деятельности влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными. В связи с этим требуется дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с
Рис. 4.6. Структура деятельности человека.
неожиданными или сверхсильными воздействиями. Эта задача решается путем профессионального отбора.
На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных способностей складывается характер. Он определяется как синтез особенностей психических процессов с типологическими способами реагирования, зависящими от восприятия и обучения. Если такие свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, способность к устойчивому волевому контролю за собственными реакциями теснее связаны с темпераментом, то такие черты, как отношение к работе, дисциплинированность в большей мере обусловлены воспитанием и саморазвитием. Важно подчеркнуть и активность личности. С возрастом развитие личности становится более сознательным, целенаправленным — самоусовершенствованным [34].
И, наконец, еще одним видом психических явлений являются психические состояния. Они представляют целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В психических состояниях достаточно определенно выражаются индивидуальные особенности личности. Примером психических состояний могут быть: бодрость, апатия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр.
Для психологии труда и инженерной психологии наибольший интерес представляют психические состояния человека в трудовой деятельности. Они классифицируются по ряду признаков. По признаку длительности различают относительно устойчивые состояния (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, заинтересованность в труде или безразличие к нему и т. п.); временные или ситуативные состояния, возникающие под влиянием неполадок или взаимоотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сонливость, повышенная или пониженная активность и т. п.). По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния: эмоциональные; волевые (волевые усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояния живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную активность (задумчивость, озарение, вдохновение) и т. п.
Для инженерной психологии и психологии труда наиболее важна классификация психических состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния на эффективность деятельности. С этой точки зрения различают психическое напряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным условиям труда, когда цель труда достигается при допустимых нервно-психических затратах. При неблагоприятных условиях, крайним проявлением которых являются экстремальные условия, психическое напряжение перерастает в напряженность. Оба эти вида психологических состояний в свою очередь могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность оператора и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. С этой точки зрения различают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивацион-ное и другие виды психического напряжения [40].
В инженерной психологии проблема состояний оператора не ограничивается только рассмотренными выше аспектами. Здесь проблема состояний оператора рассматривается как специальный психологический и физиологический аспект проблемы эффективности и, в частности, надежности деятельности оператора. Так или иначе понятие состояния оператора характеризует динамику психических и физиологических процессов, которые вовлекаются в профессиональную деятельность, влияя на ее результативность. Такие состояния называются функциональными, их изучение является одной из важнейших задач инженерной психологии.