Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОЛПЫ



Общее разделение толпы. -- Ее классификация. * 1. Разнородная толпа. --Как она образуется. -- Влияние расы. -- Душа толпы выражена тем слабее, чемсильнее душа расы. -- Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы-- состояние варварства. * 2. Однородная толпа, -- Разделение однородной толпы. -- Секты, кастыи классы. Мы изучили уже общие черты, свойственные одухотворенной толпе; теперьнам надо рассмотреть частные особенности, присоединяющиеся к этим общимчертам в собраниях различных категорий тогда, когда под влияниемсоответствующих возбудителей эти собрания превращаются в толпу. Исходной точкой при классификации толпы будет служить нам простоескопище. Низшая форма такого скопища наблюдается тогда, когда оно состоит изиндивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менеепочитаемой воли одного вождя. Типом такого скопища являются варвары весьмаразличного происхождения, наводнявшие римскую империю в течение многихвеков. Над этим скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такаятолпа, которая под влиянием известных факторов приобрела уже общие черты, ив конце концов образовала расу. При случае и в такой толпе могут проявитьсяспециальные черты, характерные для толпы всякого рода, но все же над нимибудут преобладать в большей или меньшей степени черты, свойственные расе. Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше,могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В этойорганизованной толпе мы устанавливаем следующие различия: А. Толпа 1. Анонимная (уличная толпа, например). разнородная 2.Неанонимная (присяжные, парламент ские собрания и т.д.). В. Толпа 1. Секты (политические, религиозные и т. д.). однородная 2. Касты (военные,духовенстао, рабочие и т. д.). 3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.). Постараемся в нескольких словах определить главные отличительные чертыэтих различных категорий толпы. *1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпасоставляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии иумственному развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей,образующих действующую толпу, отличается значительно от их индивидуальнойпсихологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам известно, что всобраниях ум не играет никакой роли, и двигателями являются бессознательныечувства. Основной фактор -- раса -- дозволяет нам установить еще более глубокиеразличия между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже нераз возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, чтоона является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и,кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая изиндивидов самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичанили китайцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входятиндивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (например,русские, французы, испанцы). Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией вмыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудьобстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют вместе в толпе, ипритом в приблизительно равной пропорции, индивидов различнойнациональности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюсяобщность интересов, заставивших их собраться вместе. Попытки социалистовсобрать в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страныобыкновенно приводили лишь к самым яростным разногласиям. Латинская толпа,как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится квмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегдаобнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же илиамериканская толпа не признает государства и всегда будет обращаться кчастной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство,английская -- за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут ктому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразныхформ, сколько есть наций. Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшиесвойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы.Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Толькопутем приобретения прочно организованной души раса может избавитьсямало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состоянияварварства. Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на дваотдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надоотнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувствоответственности, нс существующее в толпе первого рода, развито в толпевторого рода и придает ее поступкам очень часто совершенно иное направление. *2. ТОЛПА ОДНОРОДНАЯ Толпа однородная состоит из трех категорий: сект, каст и классов. Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В еесостав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды,причем единственной связью между ними служат верования. Таковы, например,различные религиозные, а также политические секты. Каста представляет уже самую высшую степень организации, доступнуютолпе. В состав секты, как мы видели, входят индивиды различных профессий,воспитания и среды, связанные лишь общностью верований, тогда как в составкасты входят лишь индивиды одной и той же профессии, следовательно,происходящие приблизительно из одной и той же среды и получившие одно и тоже воспитание. Таковы будут касты военная и духовная. Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися невследствие общности верований, как это мы видим у членов какой-нибудь секты,не в силу общности профессиональных занятий, как это наблюдается в касте, нов силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влияниемодинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс,земледельческий и т.д. В этой работе я не буду входить в подробное исследование толпыоднородной (секты, касты и классы), так как откладываю это до следующеготома. Свое же исследование толпы разнородной я намерен закончитьизображением нескольких определенных категорий этой толпы, избранных мноюкак типы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.