Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание юридических лиц.



В нашей стране, как и во многих других странах, в качестве общего правила действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Его суть заключается в следующем. Во- первых, при нормативно-явочном порядке для создания юридического лица не требуется разрешения какого-либо государственного или муниципального органа, причем отказ в госу­дарственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Этим нормативно-явочный порядок отличается от порядка разрешительного, при котором юридическое лицо может быть создано лишь с санкции компетентного органа власти.

Во-вторых, при нормативно-явочном порядке необходимым этапом создания юридического лица является его государственная регистрация! В этом состоит коренное отличие данного порядка от порядка распорядительного, в соответствии с которым юридическое лицо считается созданным непосредственно в силу волеизъявления (распоряжения) его учредителя, при этом государственной регистрации не требуется.

Процедура создания юридических лиц достаточно проста. Они могут создаваться путем учреждения (не путать с учреждением как организационно-правовой формой юридического лица!) или реорганизаций В первом случае юридическое лицо создается как бы «на пустом месте», а во втором - на базе другого юридического лица или нескольких юридических лиц, которые вследствие реорганизации чаще всего прекращают свое существование.

Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями.

Учредителей организации необходимо отличать от ее участников. Эти понятия, хотя и достаточно близки, не тождественны друг другу. Состав учредителей определяется на момент создания юридического лица. В указанный момент все его учредители являются одновременно и его участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть ее участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями (они не создавали юридическое лицо), ста­новятся участниками Таким образом первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо. При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остается неизменной, какие бы перемены в составе участников ни происходили.

Учредителей и участников следует отличать от работников юридического лица, т. е. лиц, работающих в организации по найму. Работники могут не иметь и чаще всего не имеют никакого отношения к созданию юридического лица. Работник состоит с организацией в трудовых отношениях, и его правовой статус определяется принадлежащими ему трудовыми правами и возложенными на него трудовыми обязанностями. У него нет никаких гражданских прав в отношении юридического лица или его имущества. Напротив, участники и учредители юридического лица (если последние одновременно являются участниками) состоят с ним в гражданско-правовых отношениях, и их правовой статус определяется гражданскими правами и обязанностями (например, обязанностью внести вклад в имущество организации, правом участвовать в управлении ею, правом на получение части прибыли от ее деятельности и др.). Необходимо, однако, заметить, что участник организации может в то же самое время являться и ее работником (например, руководителем), т. е. выступать сразу в двух качествах. Это, тем не менее, не дает оснований смешивать два различных правовых статуса - работника организации и ее участника.

В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объемом право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц возможный состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия - только государственное или муниципальное образование)

Прежде чем подать заявление о государственной регистрации юридического лица, учредители должны составить и утвердить его учредительные документы. Учредительными документами юридических лиц являются учредительный договор и устав. Некоторые организации действуют на основании обоих документов (общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью), другие - только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества), третьи - только устава (акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия, почти все некоммерческие организации, а также общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью, если они создаются одним учредителем). Есть, наконец, организации, которые вообще не имеют учредительных документов и действуют на основании общих положений об организациях того или иного вида (некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом).

Учредительный договор - это договор, заключаемый учредителями, в котором они обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления юридическим лицом, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор вступает в силу с момента его заключения, если в этом договоре не предусмотрено иное.

Устав- это локальный акт самой организации, который содержит большинство из тех сведений, которые отражаются в учредительном договоре. В отличие от последнего, он не заключается, а утверждается учредителями. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

• наименование юридического лица;

• место его нахождения;

• порядок управления деятельностью юридического лица;

• предмет и цели деятельности юридического лица (только для организаций со специальной правоспособностью1);

• иные сведения, предусмотренные законом для конкретных видов юридических лиц.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы юридического лица;

4) документ об уплате государственной пошлины;

5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным и у него возникают гражданские право- и дееспособность.

Отказ в государственной регистрации допускается только в случае:

а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Никакие другие обстоятельства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Реорганизация юридических лиц.

Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано не только путем учреждения, но и путем реорганизации уже существующего юридического лица. Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

1) слияние. Несколько юридических лиц «сливаются» в одно юридическое лицо. В

результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращенных юридических лиц;

2) присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединенные юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц;

3)разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделенное юридическое лицо прекращается и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего свое существование юридического лица;

4) выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становится самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей ее организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц;

5)преобразование. Реорганизация в форме преобразования -это изменение юридическим лицом своей организационно-правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого

Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные же формы реорганизации - в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Вследствие реорганизации юридических лиц происходит правопреемство, т. е. преемство в субъективных правах и обязанностях, которые от одних юридических лиц переходят к другим. Правопреемство оформляется передаточным актом или разделительным балансом. Передаточный акт составляется при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; разделительный баланс - при разделении и выделении. Разделительный баланс - это документ, б котором указывается, какие именно права и обязанности реорганизуемого юри­дического лица к какому из вновь созданных юридических лиц переходят. Данный документ имеет важное значение для взаимоотношений вновь созданных юридических лиц с должниками и кредиторами реорганизованного юридического лица.

Реорганизация может быть произведена в добровольном или принудительном порядке. В первом случае решение о реорганизации принимается участниками или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Принудительно может быть осуществлена реорганизация только в форме разделения или выделения и только в случаях, установленных федеральным законом, например для пресечения монополистической деятельности на товарном рынке.

Реорганизация производится путем регистрации вновь создаваемых юридических лиц, а также исключения из реестра юридических лиц, прекращающихся вследствие реорганизации. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация в других формах считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц

В отличие от реорганизации, ликвидация - это способ только прекращения юридических лиц, причем без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним.

Ликвидация, как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа. Основаниями для принудительной ликвидации коммерческих организаций являются:

· допущенные при их создании нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· осуществление деятельности без лицензии;

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократные или грубые нарушения закона при осуществлении деятельности;

· в иных случаях, предусмотренных ГК РФ,.

Поскольку ликвидация юридического лица влечет прекращение всех его прав и обязан­ностей, она небезразлична для кредиторов этого юридического лица, интересы которых могут пострадать вследствие того, что их требования останутся неудовлетворенными. В целях защиты прав и интересов кредиторов закон устанавливает достаточно строгую процедуру ликвидации юридических лиц.

Участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрирующий орган. Данный орган вносит в реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует в печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия выявляет кредиторов, уведомляет их о ликвидации юридического лица, принимает меры к получению дебиторской задолженности. При недостаточности у юридического лица денежных средств для удовлетворения всех предъявленных кредиторами требований ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов. Если ликвидируется коммерческая организация и стоимость ее имущества оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке банкротства. В этом случае ликвидационная комиссия, а если она-еще не создана - руководитель юридического лица, обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Невыполнение этого требования влечет отказ в ликвидации

[Главная цель ликвидационной комиссии - произвести расчеты с кредиторами) Для удовлетворения требований кредиторов установлена строгая очередность: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При этом очередность требований определяется законом с учетом их социальной значимости.

В первую очередь должны быть удовлетворены требования граждан (в том числе работников ликвидируемой организации) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Если ликвидируется банк, то в первую очередь должны быть удовлетворены требования его вкладчиков-граждан и уже затем указанные требования.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате заработной платы, выходных пособий, а также вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если после удовлетворения требований какой-либо очереди имущества не останется, требования остальных очередей не подлежат удовлетворению. Такие требования считаются погашенными (т. е. соответствующие им обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов одной очереди оно распределяется между кредиторами этой очереди пропорционально суммам их требований. Если после удовлетворения всех заявленных кредиторами требований у юридического лица остается какое-либо имущество (так называемый ликвидационный остаток), оно, по общему правилу, передается его участникам.

После завершения процесса ликвидации регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация считается завер­шенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование.

Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Данное право, точнее обеспеченная Конституцией правовая возможность, которую именуют предпринимательской правоспособностью, входит в качестве составного элемента в общую правоспособность российского гражданина. Это означает, что потенциально каждый способен быть носителем прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Специфика предпринимательской правоспособности состоит, однако, в том, что, в отличие от общей гражданской правоспособности, она возникает у гражданина не сразу. Для того чтобы гражданин реально мог заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ему необходимо приобрести специальный правовой статус - статус индивидуального предпринимателя, включающий в себя в том числе и предпринимательскую правоспособность. Возникновение этого статуса закон связывает с особым актом уполномоченного государственного органа - государственной регистрацией.

С момента государственной регистрации гражданин становится индивидуальным предпринимателем и у него возникает предпринимательская правоспособность. Статус предпринимателя дает гражданину возможность вступать в связанные с осуществлением предпринимательской деятельности гражданские правоотношения, использовать труд наемных работников и, в конечном счете, получать прибыль. Такой гражданин подлежит установленному для предпринимателей налогообложению, а за неисполнение связанных с его предпринимательской деятельностью обязательств несет ответственность по установленным для предпринимателей правилам.

Индивидуальный предприниматель может осуществлять, в принципе, любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Следует, однако, иметь в виду, что некоторыми видами деятельности он вправе заниматься только после получения на это специального разрешения - лицензии. Статус индивидуального предпринимателя во многом схож с предпринимательским статусом коммерческих организаций (юридических лиц о которых речь пойдем в следующем параграфе. Закон устанавливает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Вместе с тем отдельные лицензируемые виды деятельности разрешено осуществлять только юридическим лицам. Подобные изъятия из предпринимательской правоспособности граждан могут устанавливаться федеральными законами. Так, граждане- предприниматели не вправе торговать оружием, осуществлять банковскую, страховую и некоторые другие виды деятельности, поскольку в соответствующих законах право получения лицензий на занятие этими видами деятельности предоставлено только юридическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя] Каковы же условия такой регистрации и, следовательно, приобретения статуса индивидуального предпринимателя?

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя необходимы, прежде всего, общие предпосылки участия гражданина в имущественном обороте, а именно гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. С правоспособностью в данном случае, казалось бы, все ясно: ею обладают в равной мере все граждане с момента своего рождения (п. 2 ст. 17 ГК РФ). Однако для приобретения статуса предпринимателя этого недостаточно. Необходимо также наличие специальных условий, при которых у гражданина может возникнуть предпринимательская правоспособность. Без этих условий регистрация предпринимателя недо­пустима, а если она в нарушение закона и состоялась, то является недействительной.

Для регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и приобретения им предпринимательской правоспособности необходимо, чтобы он:

· достиг 14-летнего возраста. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет требуется также согласие его родителей (усыновителей или попечителя), если, конечно, такой несовершеннолетний не вступил в брак^ или не был эмансипирован в установленном законом порядке;

· не был ограничен в своей правоспособности в части возможности заниматься предпринимательской деятельностью (т. е. в отношении этого лица не должно быть законодательного или судебного запрета на занятие предпринимательством);

· не был признан судом недееспособным и не был ограничен в дееспособности J

При наличии указанных условий регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию гражданина в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

В настоящее время порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определяется Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»1, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Согласно этим нормативным актам государственная регистрация физических лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией (районной, городской, поселковой, сельской) по месту их постоянного жительства.

Для ..государственной регистрации необходимо предъявить в регистрирующий орган следующие документы:

• заявление, составленное по установленной форме;

• документ об уплате регистрационного сбора, размер которого определяется органами местного самоуправления, но не может превышать установленного законом минимального размера месячной оплаты труда;

• согласие родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетнего на ведение им предпринимательской деятельности либо свидетельство о браке или акт эмансипации - если заявление о государственной регистрации подается несовершеннолетним.

Требование иных документов при регистрации не допускается.

Государственная регистрация осуществляется в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. Регистрация удостоверяется свидетельством о регистрации в качестве предпринимателя, которое выдается (высылается по почте) заявителю в тот же срок и действует бессрочно.

' Отказ в регистрации допускается только в случаях, если: гражданин изъявил желание заниматься деятельностью, которая запрещена действующим законодательством;

состав представленных документов и состав содержащихся в них сведений не соответствует требованиям законодательства. Уведомление об отказе в государственной регистрации направляется заявителю по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, с обязательным указанием основания отказа и документов или сведений, не представленных заявителем. Уведомление об отказе направляется заявителю в трехдневный срок со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте. Отказ в государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Если гражданин желает заниматься предпринимательской деятельностью в сфере сельскохозяйственного производства с организацией крестьянского (фермерского) хозяйства, то производится государственная регистрация не самого гражданина, а хозяйства (хотя оно и не является юридическим лицом). Вследствие регистрации хозяйства его глава автоматически приобретает статус предпринимателя.

В отличие от общей гражданской правоспособности, которая прекращается лишь со смертью, предпринимательская правоспособность может быть утрачена и ранее. Основаниями утраты статуса индивидуального предпринимателя являются:

· заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации. Государственная регистрация в данном случае утрачивает силу в день получения указанного заявления регистрирующим органом;

· признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом)1;

· ограничение предпринимательской правоспособности гражданина (например, в связи с поступлением гражданина на государственную службу; принятием закона, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью той категории граждан, к которой относится предприниматель; вынесением судом в отношении индивидуального предпринимателя приговора, лишающего его права заниматься предпринимательской деятельностью);

· признание гражданина недееспособным;

· ограничение гражданина в дееспособности;

· смерть гражданина. В данном случае предпринимательская правоспособность прекращается в составе всей правоспособности умершего гражданина,

С утратой статуса индивидуального предпринимателя становится невозможным дальнейшее осуществление гражданином предпринимательской деятельности и приобретение связанных с этой деятельностью прав и обязанностей. Вместе с тем само по себе это не влечет прекращения тех прав и обязанностей, которые возникли у гражданина ранее в связи с его предпринимательской деятельностью] .К примеру, если предприниматель взял в банке кредит, а затем подал в регистрирующий орган заявление об аннулировании его государственной регистрации, это не будет означать, что теперь он не обязан возвращать кредиту Даже в случае смерти гражданина приобретенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности гражданские права и обязанности не прекращаются, а переходят по наследству. Другое дело, что с утратой статуса предпринимателя порядок реализации прав и исполнения обязанностей может измениться. Если, например, гражданин признан недееспособным, то соответствующие действия за него должен совершать опекун, если же ограничен в дееспособности, то эти действия совершаются им самим, но с согласия попечителя. И только в одном случае утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя сопровождается прекращением всех обязательств, связанных с его пред­принимательской деятельностью, - признание предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Приобретение статуса индивидуального предпринимателя - не только право гражданина, но и обязательное условие законности осуществляемой им предпринимательской деятельности. Ведение такой деятельности лицами, не имеющими статуса предпринимателя, т. е. не прошедшими государственную регистрацию, является противоправным и влечет ответственность за незаконное предпринимательство, а также некоторые другие отрицательные для таких лиц юридические последствия.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: а понятие, признаки, процедуры.

Предпринимательская деятельность неизбежно связана с риском. Поэтому не исключена ситуация, когда предприниматель, не имея достаточных денежных средств и иного имущества, не может исполнить всех своих обязательств перед контрагентами и (или) бюджетом (внебюджетными фондами). В такой ситуации возникает опасность, что одни кредиторы получат всё, что им причитается, а другие из-за нехватки имущества должника останутся ни с чем. Еще хуже, если такой должник, продолжая хозяйственную деятельность, окончательно разорится и вообще лишится имущества, за счет которого могли бы быть удовлетворены требования его кредиторов. Во избежание указанных последствий необходимо поставить хозяйственную деятельность несостоятельного должника, в том числе связанную с погашением им своей задолженности, под строгий контроль. Этой цели и служит институт несостоятельности (банкротства), существующий во всех странах с развитой рыночной экономикой.

В российском правеЩесостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и др.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.

Основным нормативным актом в сфере законодательства о банкротстве является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», хотя отдельные нормы рассматриваемого института содержатся и в ГК РФ.

Несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:

· индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

· коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;

· некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя - аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.'

Признаки банкротства

Признаком банкротства, 'как следует из приведенного выше определения, является неплатежеспособность должника, т. е. его неспособность удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды (например, в Пенсионный фонд). При этом должник считается неспособным исполнить соответствующие обязательства (обязанности), если они не исполнены им в течение трех месяцев после наступления даты их исполнения) Предполагается, что столь длительная неоплата должником переданных ему товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также неуплата налогов и иных обязательных платежей свидетельствуют о его неспособности выполнить свои обязательства перед кредиторами или государством. Вместе с тем должник может опровергнуть это предположение и избежать банкротства, исполнив указанные обязательства либо доказав необоснованность предъявленных ему требований. В том случае, если должником является гражданин, для признания его неплатежеспособным необходимо еще одно условие: сумма соответствующих обязательств (обязанностей) должна превышать стоимость принадлежащего гражданину имущества.

При определении неплатежеспособности должника не учитываются:

штрафы, пени и иные санкции, подлежащие уплате кредиторам или в бюджет (внебюджетные фонды) за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств/ Учи­тывается лишь размер самих денежных обязательств (т. е. сумма основного долга), в том числе задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы подлежащих возврату должником займов (кредитов) с процентами, суммы недоимок по налогам и иным обязательным платежам и т. д.;

· задолженность по обязательствам, не относящимся к числу гражданско-правовых или финансовых Например, не учитывается при определении неплатежеспособности должниками, задолженность по заработной плате перед своими работниками;

· задолженность по гражданско-правовым обязательствам, не являющимся денежными например, по обязательствам должника передать кредитору товар, выполнить работу или

оказать услугу, возвратить взятую во временное пользование вещь. Требования кредиторов по таким обязательствам рассматриваются и разрешаются судом (арбитражным судом) в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве;

· задолженность по некоторым гражданско-правовым денежным обязательствам, указанным в законе. К таким обязательствам относятся: обязательства псшшещению вреда^причиненного жизни или здоровью гражданина; обязательства по выплате авторского вознаграждения; обязательства перед участниками должника - юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязательство акционерного общества выплатить дивиденды акционерам). (При определении неплатежеспособности учитываются только те требования, размер

которых установлен. Размер требования считается установленным в случаях, если он: подтвержден вступившим в законную силу решением суда; не оспаривается должником;

определен арбитражным судом при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (если должник оспаривает требование кредитора или его размер).

Наличие признаков банкротства само по себе еще не делает должника несостоятельным (банкротом). Необходимо, чтобы его несостоятельность была признана арбитражным судом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.