В своих последних мессах композитор переступил границы возможностей жанра, определившиеся на протяжении XV-XVIII веков и создал новый, симфонический, по сути, тип произведения. “Поздние мессы Гайдна симфонии для голосов и оркестра, использующие текст мессы”- пишет Р. Лендон.
Месса B-Dur, известная под названием “Harmoniemesse”, завершает эволюцию этого жанра у Гайдна. Ее можно назвать своего рода Summa Missarium Josephi Haydn (Собрание месс Йозефа Гайдна (итал.). “Harmoniemesse” вобрала в себя интонации более ранних месс Гайдна: в I части “всплывают” октавные ходы нельсоновской мессы, хроматика в сольном терцете из “Benedictus” напоминает фугу из III части мессы “Терезия”. Но это все же не “сумма воспоминаний”, а вполне самостоятельное произведение.
Эта месса, созданная композитором, завершающим свой жизненный путь и уже испытывающим упадок физических сил, но нигде не обнаруживается ослабление творческого духа. Видя приближение конца, композитор оглядывается на прошедшее и констатирует, что оно было прекрасно. Музыка ее полна величавой красоты.
Произведение написано для четырехголосного хора и четырех солистов в сопровождении струнных, литавр, органа и большого состава духовых (два гобоя, флейта, два кларнета, два фагота, две валторны и две трубы). Так как ансамбль духовых инструментов в то время именовался в Австрии “Harmonie”, обилие в партитуре мессы духовых инструментов повлияло на ее название.
Последняя месса Гайдна создана в традиционной шестичастной форме на канонический латинский текст католического богослужения. Идея радости райского счастья приобретает в этой мессе необычайное величие: торжественное “Kyrie” сменяет ликующая “Gloria”, гимническое “Credo” - жизнерадостный “Sanctus”, за “светлым” “Benedictus” следует возвышенный “Agnus Dei”. Музыка, проникая в тайну тайн текста литургии, помогает постичь слушателям глубокие философские истины. Композитор очень бережно относится к тексту. Музыкальная обработка полностью соответствует словам и литургическому действию.
Форма произведения и его структурные особенности.
IV часть мессы “Гармония” “Sanctus” состоит из лирического I раздела (Adagio) и быстрого жизнерадостного второго “Pleni Sunt Coeli Et Terra” (“Небо и Земля Полны Его Славы”, Allegro).
- 1 раздел
- 2 раздел
Гайдн, как и другие композиторы его времени, был краток при создании “Sanctus”, что не отразилось на полноте и глубине его идеи. Эта часть является кульминацией мессы.
Тональный план –Произведение написано в тональности B-dur.- величественный и радостной. Гармонический язык сочинения богат и красочен, но композитор придерживается классической гармонии, неиспользуя внезапные отклонения. Довольно часто композитор отклоняется или в тональность доминанты ( F-dur) или в тональность шестой ступени ( G-dur)
Гайдн достигает замечательной тонкости гармонических переходов. Доминантсептаккорд с обращениями занимает большое место, в том числе - в кадансах. Это еще и национальная немецкая черта. Септаккорды побочных ступеней встречаются очень редко (в основном - в секвенциях).
Фактура -Изложение строго четырехголосно, без divisi в хоровых партиях. Фактура никогда не имеет расхолаживающих пробелов: каждому голосу дается возможность высказаться, и в то же время все четыре партии в совокупности звучат легко, “прозрачно”, “просвечивая” всю ткань - от самого значительного и до самого мелкого мотива. Вокальное изложение определяется эмоциональным, образным строем музыки: изменение регистров, тесситуры хоровых партий непосредственно связано с содержанием текста. Контраст динамики является средством, позволяющим разнообразить хоровое звучание.
Соло-квартег (второй “воздушный” хор) - собственное открытие Гайдна. Развитием этого в более поздних мессах стало попеременное звучание хора и сольной партии квартета. Постоянный диалог хора и солистов имеет не только колористическое, но и драматургическое значение.
Склад изложения– смешанный, сочетающий примеры гармонической, фактуры, имитационной, которая чередуется композитором в зависимости от драматургии. Одним из излюбленных Гайдном приемов имитации является проведение темы поочередно у мужских и женских голосов или у крайних и средних.
Оркестровка -Поздняя гайдновская оркестровка приняла в послелондонский период формы, напоминающие романтическую манеру оркестрового письма. Гайдновское оркестровое письмо во многом наметило пути развития симфонической оркестровки в XIX веке. Оркестр очень колоритен, разнообразен в тембровом отношении. Богатейшая инструментовка соответствует идее произведения, полной величия и достоинства. Оркестровка играет двоякую роль в развитии тематизма мессы. Композитор великолепно владеет нарастаниями и убываниями оркестровой звучности. Весь оркестр пронизан полифонией мелодических линий. Для произведения характерно обилие солирования духовых (особенно кларнетов, флейты, фагота), индивидуализация инструментов и инструментальных групп.
Мелодика произведения - Гайдн был одним из самых плодовитых мелодистов всех времен. Формируя тематизм, композитор черпал приемы из разных жанровых сфер - светской, церковной, военной, - имевших в то время каждая свои традиции музыкального языка. Мелодическая выразительность заимствована из круга средств оперы и симфонии. В произведении происходит сквозное развитие тематизма. Несмотря на значительный контраст двух разделов этого номера, в основе их тематизма - одна восходящая большетерцовая интонация:
Тесные интонационные связи проявляются в развитии. В мелодических средствах проглядывает общая интонационная система: образы спокойствия и радости отображаются в движении по аккордовым звукам, образы страдания - секундовыми ходами.
“Hosanna" Осанна в Вышних построенна на секвенционном развитии начальных малосекундовых интонаций I раздела:
5. Динамика – Говоря о динамике, нужно отметить, что она является одним из важнейший выразительных средств, умелое использование которого помогает раскрыть эмоциональное содержание, характер музыки, и, особенности формы произведения. Так же имеет важное значение и в сфере фразировки.
В произведение «Sanctus» следует обратить внимание на отличие динамики квартета солистов и хора. Ведь звучание хора всегда шире и богаче динамики солиста, поскольку в исполнении участвуют большее количество певцов с различными динамическими возможностями, с различным диапазоном и интенсивностью звучания в разной тесситуре.
Классический стиль пользуется весьма ограниченным числом динамических оттенков. Для динамики этого произведения характерно, прежде всего, звучание mezzo forte, но он уже включает значительно шире, чем его предшественники ff и pp : f не должно быть очень громким, а p – очень тихим; между f и ff и между р и рр разница должна быть приблизительно такой же, как между f и р.
Распределение динамических оттенков в произведении зависит, прежде всего, от деления музыкальной ткани на главные и второстепенные элементы, которые определяются важностью музыкального материала с точки зрения его художественной целесообразности.
Важную роль играет акцентировка. Можно смело сказать, что часто именно акценты (sf, > и др.) придают темам характерный облик, подчёркивая своеобразие и особенность какой-либо интонации.