Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разбор произведения и теоретический анализ.



В своих последних мессах композитор переступил границы возможностей жанра, определившиеся на протяжении XV-XVIII веков и создал новый, симфонический, по сути, тип произведения. “Поздние мессы Гайдна симфонии для голосов и оркестра, использующие текст мессы”- пишет Р. Лендон.

Месса B-Dur, известная под названием “Harmoniemesse”, завершает эволюцию этого жанра у Гайдна. Ее можно назвать своего рода Summa Missarium Josephi Haydn (Собрание месс Йозефа Гайдна (итал.). “Harmoniemesse” вобрала в себя интонации более ранних месс Гайдна: в I части “всплывают” октавные ходы нельсоновской мессы, хроматика в сольном терцете из “Benedictus” напоминает фугу из III части мессы “Терезия”. Но это все же не “сумма воспоминаний”, а вполне самостоятельное произведение.

Эта месса, созданная композитором, завершающим свой жизненный путь и уже испытывающим упадок физических сил, но нигде не обнаруживается ослабление творческого духа. Видя приближение конца, композитор оглядывается на прошедшее и констатирует, что оно было прекрасно. Музыка ее полна величавой красоты.

Произведение написано для четырехголосного хора и четырех солистов в сопровождении струнных, литавр, органа и большого состава духовых (два гобоя, флейта, два кларнета, два фагота, две валторны и две трубы). Так как ансамбль духовых инструментов в то время именовался в Австрии “Harmonie”, обилие в партитуре мессы духовых инструментов повлияло на ее название.

Последняя месса Гайдна создана в традиционной шестичастной форме на канонический латинский текст католического богослужения. Идея радости райского счастья приобретает в этой мессе необычайное величие: торжественное “Kyrie” сменяет ликующая “Gloria”, гимническое “Credo” - жизнерадостный “Sanctus”, за “светлым” “Benedictus” следует возвышенный “Agnus Dei”. Музыка, проникая в тайну тайн текста литургии, помогает постичь слушателям глубокие философские истины. Композитор очень бережно относится к тексту. Музыкальная обработка полностью соответствует словам и литургическому действию.

Форма произведения и его структурные особенности.

IV часть мессы “Гармония” “Sanctus” состоит из лирического I раздела (Adagio) и быстрого жизнерадостного второго “Pleni Sunt Coeli Et Terra” (“Небо и Земля Полны Его Славы”, Allegro).

- 1 раздел

- 2 раздел

Гайдн, как и другие композиторы его времени, был краток при создании “Sanctus”, что не отразилось на полноте и глубине его идеи. Эта часть является кульминацией мессы.

 

Тональный план –Произведение написано в тональности B-dur.- величественный и радостной. Гармонический язык сочинения богат и красочен, но композитор придерживается классической гармонии, неиспользуя внезапные отклонения. Довольно часто композитор отклоняется или в тональность доминанты ( F-dur) или в тональность шестой ступени ( G-dur)

Гайдн достигает замечательной тонкости гармонических переходов. Доминантсептаккорд с обращениями занимает большое место, в том числе - в кадансах. Это еще и национальная немецкая черта. Септаккорды побочных ступеней встречаются очень редко (в основном - в секвенциях).

Фактура -Изложение строго четырехголосно, без divisi в хоровых партиях. Фактура никогда не имеет расхолаживающих пробелов: каждому голосу дается возможность высказаться, и в то же время все четыре партии в совокупности звучат легко, “прозрачно”, “просвечивая” всю ткань - от самого значительного и до самого мелкого мотива. Вокальное изложение определяется эмоциональным, образным строем музыки: изменение регистров, тесситуры хоровых партий непосредственно связано с содержанием текста. Контраст динамики является средством, позволяющим разнообразить хоровое звучание.

Соло-квартег (второй “воздушный” хор) - собственное открытие Гайдна. Развитием этого в более поздних мессах стало попеременное звучание хора и сольной партии квартета. Постоянный диалог хора и солистов имеет не только колористическое, но и драматургическое значение.

Склад изложения– смешанный, сочетающий примеры гармонической, фактуры, имитационной, которая чередуется композитором в зависимости от драматургии. Одним из излюбленных Гайдном приемов имитации является проведение темы поочередно у мужских и женских голосов или у крайних и средних.

 

 

Оркестровка -Поздняя гайдновская оркестровка приняла в послелондонский период формы, напоминающие романтическую манеру оркестрового письма. Гайдновское оркестровое письмо во многом наметило пути развития симфонической оркестровки в XIX веке. Оркестр очень колоритен, разнообразен в тембровом отношении. Богатейшая инструментовка соответствует идее произведения, полной величия и достоинства. Оркестровка играет двоякую роль в развитии тематизма мессы. Композитор великолепно владеет нарастаниями и убываниями оркестровой звучности. Весь оркестр пронизан полифонией мелодических линий. Для произведения характерно обилие солирования духовых (особенно кларнетов, флейты, фагота), индивидуализация инструментов и инструментальных групп.

Мелодика произведения - Гайдн был одним из самых плодовитых мелодистов всех времен. Формируя тематизм, композитор черпал приемы из разных жанровых сфер - светской, церковной, военной, - имевших в то время каждая свои традиции музыкального языка. Мелодическая выразительность заимствована из круга средств оперы и симфонии. В произведении происходит сквозное развитие тематизма. Несмотря на значительный контраст двух разделов этого номера, в основе их тематизма - одна восходящая большетерцовая интонация:

Тесные интонационные связи проявляются в развитии. В мелодических средствах проглядывает общая интонационная система: образы спокойствия и радости отображаются в движении по аккордовым звукам, образы страдания - секундовыми ходами.

“Hosanna" Осанна в Вышних построенна на секвенционном развитии начальных малосекундовых интонаций I раздела:

 

5. Динамика – Говоря о динамике, нужно отметить, что она является одним из важнейший выразительных средств, умелое использование которого помогает раскрыть эмоциональное содержание, характер музыки, и, особенности формы произведения. Так же имеет важное значение и в сфере фразировки.

В произведение «Sanctus» следует обратить внимание на отличие динамики квартета солистов и хора. Ведь звучание хора всегда шире и богаче динамики солиста, поскольку в исполнении участвуют большее количество певцов с различными динамическими возможностями, с различным диапазоном и интенсивностью звучания в разной тесситуре.

Классический стиль пользуется весьма ограниченным числом динамических оттенков. Для динамики этого произведения характерно, прежде всего, звучание mezzo forte, но он уже включает значительно шире, чем его предшественники ff и pp : f не должно быть очень громким, а p – очень тихим; между f и ff и между р и рр разница должна быть приблизительно такой же, как между f и р.

Распределение динамических оттенков в произведении зависит, прежде всего, от деления музыкальной ткани на главные и второстепенные элементы, которые определяются важностью музыкального материала с точки зрения его художественной целесообразности.

Важную роль играет акцентировка. Можно смело сказать, что часто именно акценты (sf, > и др.) придают темам характерный облик, подчёркивая своеобразие и особенность какой-либо интонации.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.