Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Послелондонекие мессы.



 

Вновь к сочинению месс композитор приступил в 1796 году. Лишь с одним небольшим перерывом он почти каждый год писал по мессе. Шесть последних гайдновских месс можно объединить в серию месс, подобно серии квартетов или симфоний. На эту мысль наталкивают интонационные реминисценции тематизма всех месс серии в последней из них “Harmoniemesse” и единообразие форм циклов, обычное для таких серий. При этом различными средствами, от внутритематических преобразований до тональных противопоставлений, подчеркивается устремленность к общей кульминации произведения. Вместе с тем, в драматургии послелондонских месс прослеживаются традиционные для жанра черты: координация с латинским текстом и, до некоторой степени, с обычной эмоциональной трактовкой разделов.

Первая из серии послелондонских месс большая месса “С ударом литавр”, называемая также “Месса из времен войны”, уже свидетельствует о совершенстве формы, столь свойственной всем остальным мессам. Использование литавр в Agnus Dei - отсюда и название произведения - гениальная находка композитора: то “удары сердца’ трепещущих в страхе перед войной ее бедствиями народов (развивающаяся европейская война, в 1796 году Наполеон выступил в поход против Австрии).

 

Третья большая месса серии в d-moll занимает особое место. Она

выдержана не в радужных тонах, как остальные, - она серьезна и могуча, а

порой даже угнетает своей мощью. Обычно ее называют мессой

“Нельсон” (по имени адмирала Нельсона, победителя в морском сражении

под Абукиром). В своем каталоге композитор называет это сочинение

“Missa angustiis”, мессой, написанной в страхе и под гнетом.

 

“Месса Терезия” (В Dur) была написана по заказу Марии Терезии - супруги императора Франца I. Это произведение сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде.

Месса “Сотворение мира” (В Dur) от других отличается своим спокойным течением. Свое название она получила по “Qui tollis” в Gloria, которое Гайдн написал на мотив мелодии “Росистое утро” (Дуэт №32 в оратории “Сотворение мира”).

 

Творческая биография

Детские годы.

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера. Отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе. Он обратил внимание на редкие способности сына, и отправил его в городок Гайнбург к своему родственнику (Франку), который служил ректором школы и регентом хора. С 5 он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдн это пение в музыкальной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Георг Ройтер каждый год набирал новых певчих, в их числе оказался и Гайдн, талант которого он оценил сразу. Выступление и исполнение музыки и церковной, и оперной, весомо повлияло на его развитие. Но в капелле ценили лишь его голос, а тяга к композиции, осталась незамеченной. Когда маленький Гайдн стал непригоден как певец, Рейтер из сооб­ражений экономии решил с ним распроститься. Его шалость ускорила увольнение.

1749-1759-первые годы самостоятельной жизни в Вене.

Самые трудные годы в биографии Гайдна, особенно в начале пути. Не было крыши над головой, денег, перебивался случайными заработками (иногда получалось найти частные уроки, поиграть в бродячем ансамбле). Но в то же время это счастливые годы надежд, веры в свое призвание композитора. Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

В 1759 году место капельмейстера в домашнем оркестре графа Морцина. Для этого оркестра написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Антоном Эстергази.

Период творческой зрелости.

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. Он сочинял не только музыку, но и проводил репетиции, следил за порядком в капелле. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; Должен был писать музыку только для князя, и был ограничен в свободе, но мог распоряжаться оркестром, который исполнял все его произведения.

Очень мало выезжал в Вену, для капеллы написано большинство его сочинений.

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах.

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, его сын принял решение распустить капеллу, но сохранил за Гайдном звание капельмейстера. Когда же композитор освободился от службы, он осуществил свою мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Саломона (1791-92, 1794-95).

12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизм. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Николай II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь начал службу во дворе князя, правда теперь он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы .

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эпико-философские, монументальные произведения, которые утверждают классические идеалы гармонии и красоты жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого».[1]

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.