Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие.



Аннотация на произведение

«Sanctus»

Из мессы «Harmonimessa» Й. Гайдна

 

Выполнила:

студентка 1 курса ДАХ

Левшонкова Мария

 

Класс преподавателя:

почетный работник

высшего профессионального

образования,

профессор Малышева Т.А

 

 

Москва 2015

Содержание:

1. Историко-биографические сведения

1.1. Историко-эстетический анализ……………………………………….3-8

1.2. Творческая биография композитора………………………………….8-11

1.3. Обзор литературного первоисточника……………………………….11

 

2. Музыкально-теоретический анализ произведения

2.1. Разбор произведения…………………………………………………12-18

2.2. Вокально-хоровой анализ……………………………………………18-22

2.3. Дирижерское воплощение……………………………………………22-23

2.4. Список используемой литературы…………………………………...24

 

 

Глава 1. Историко-биографические сведения

Историко-эстетический анализ

Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие.

 

Месса (позднелат. Missa, от лат. Mitto - посылаю, отпускаю) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, вкотором, как правило, важная роль отводится музыке.

В конце IV века Амвросий Медиоланский (епископ Миланский) перенес с Востока церковное пение на Запад в трех его видах:

1) Cantus Directeanus - исполнение хором целого песнопения

2) Cantus Responsarium - чередование хора с солистом

3) Cantus Antiphonarius - антифонное пение

Окончательно ритуал католической обедни установился при папе Григории Великом (VI век). Римская обедня сходна с византийской: читаются отрывки из апостольских посланий, из Евангелия, исповедуется символ веры, происходит возношение даров, читается “Отче наш”, совершается таинство причащения. Заканчивается обедня благодарственными песнопениями.

Музыкальная сторона литургии включает:

1. Молитвы священнослужителя, его возгласы с ответами верующих, чтения из писания.(произносится речитативом)

2. Псалмодическое пение (составляет проприй - разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника) - украшают службу, они исполняются в самом начале мессы, когда священник идет к алтарю (introitus), при возношении даров (offertorium), при причащении (communio)

3. Свободные песнопения в виде гимнов (составляет ординарий - разделы, текст которых должен звучать ежедневно). Гимны были мелодически более развиты, структурно завершенные.Таких гимнов сначала было пять:

1) Kyrie eleison - Господи, помилуй

2) Gloria - Слава в вышних Богу

3) Sanctus - Трисвятая песнь

4) Benedictus - Благословен грядый во имя Господне

5) Agnus Dei - Агнец Божий

В XI веке в мессу было включено Credo (Верую), которое сначала читалось речитативом, а затем стало исполняться в виде гимна. Главным скрепляющим звеном циклической формы мессы является ее стабильный канонический текст со строгой последовательностью разделов: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei.

Основные разновидности мессы:

- реквием (заупокойная служба - missa prodefunctis), в которой введено вступление Requiem aetemam dona eis (Покой вечный даруй им), офферторий Domine Jesu (Господи Иисусе), Libera me (Освободи меня), а вместо Gloria и Credo исполняется Dies irae (День гнева);

- краткая месса (Missa Brevis), включает только Kyrie и Gloria;

-“хоральная” месса (использует в качестве cantus firmus4 немецкие гимны в протестантской ислужбе).

Музыкальное оформление мессы складывалось в практике григорианского пения. С появлением многоголосия в Европе (IXвек) григорианские песнопения мессы стали обрабатывать в виде органума,(пение параллельными квартами), гимеля (пение параллельными терциями и секстами), фобурдона (последовательность секстаккордов), дисканта (противоположное движение голосов).

Преобладающий тип композиции в XIV - XV веке - мессы на cantus firmus, первоначально григорианский, позже светского происхождения.

В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии).

Выдающимся произведением этой эпохи является Высокая месса Н - Moll Баха для солистов, хора, оркестра и органа. Нельзя не упомянуть о мессах великих композиторов восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия, таких как Моцарт, Гайдн .

Эпоха романтизма также породила целый ряд месс различного характера.(мессы Шуберта, Листа, Брукнера).

В XX веке, наряду с развитием романтических традиций в жанре мессы, отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко. В числе композиторов, писавших в XX веке мессы, - И. Стравинский (Месса для смешанного хора и духовых инструментов, 1948 г.), Ф. Пуленк (Месса G, 1937 г.). Л. Бернстайн в своей "Мессе" (1971 г.) использует также различные уличные песенки и элементы рок-н-ролла, А. Пярт (Берлинская месса).

2. Церковная музыка Австрии первой половины XVIII века.

К жанру мессы композитор обращался постоянно. Он любил говорить, что “с наибольшим удовольствием он пишет музыку для церкви и именно мессы”. Гайдн был человеком глубоко верующим. Каждую новую партитуру он начинал словами: “In nomine Domini” (Во имя Господне) и заканчивал словами: “Laus Deo” (Хвала Господу) . Перу композитора принадлежат 14 месс (две из них не сохранились).

Старая Вена эпохи Карла VI с ее многочисленными соборами и монастырями весьма энергично культивировала духовную музыку. Она была необходима не только для литургий, праздничных молебствий и вечерен; массовые паломничества к статуям святых не обходились без музыки.

Для культовой музыки, как правило, достаточно было двух скрипок и контрабаса, аккомпанировавших певцам. Таков был обычай, принятый в Австрии и Южной Германии, но в течение первой половины XVIII века вошел в обиход занесенный из Неаполя струнный квартет. Но так как Вена, несмотря на свои прогрессивные устремления, оставалась крайне консервативной именно в области церковной музыки, то до сороковых годов в ней удерживался звуковой идеал барокко, только к квартету добавлялись фаготы и тромбоны.

В церковной музыке этого времени царило большое разнообразие, имелось достаточно разных стилей. Росло влияние итальянских, в частности неаполитанских мастеров. Йозеф Гайдн вырос в этих традициях, он развил направление, в истоке которого находился Георг Ройтер старший (1656-1738), Георг Ройтер младший (1707-1782) и др. Предшественником Гайдна в Эйзенштадте был Георг Йозеф Вернер, который вплоть до своей смерти в 1767 году вел церковную музыку в Эйзенштадтской церкви. В его произведениях Гайдн нашел превосходный образец строго и внушительного хорового письма.

Мессы до 1782 года.

Общий процесс эволюции стиля композитора отразился на жанре мессы. По манере исполнения они отчетливо разделяются на два периода: до 1782 и после властвования императора Иосифа II. Мессы первого периода при большей торжественности не всегда отличаются уравновешенностью стиля. Хор и оркестр блистают в начале и в конце, местами даже излишне громко, в то время как солисты заняты почти исключительно в продолжительных ариях и дуэтах.

Маленькая месса F-Dur для пяти певцов, двух скрипок, баса и органа, созданная около 1750 года - первая месса Гайдна.

В 1766 году возникла Большая месса Es Dur - “Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae” (“Mecca в честь пречистой девы Марии”). Между этой мессой и первой, были еще две, не дошедшие до нас. К струнным и обычным двум трубам с литаврами добавлены еще две валторны, а также концертный орган.

Месса святой Цецилии (“Cacilienmesse”, между 1769-1773) .

Малая органная месса (“Missa brevis S-t Iohannis de Deo”, 1772) принадлежит к числу прекраснейших творений Гайдна. Она была написана композитором для церкви монастыря милосердных отцов в Эйзенахе, настоятелем которого был Иоганн фон Готт (1495-1565). Benedictus с органным соло уже поражает неземной проникновенностью. Здесь перед нами уже вполне зрелое мастерство, хотя оно пока проявляется в небольших формах и в очень скромном звучании.

Месса святого Николая (“Nikolaimesse”,1772), сочиненная, предположительно, ко дню именин князя Николая I, - это первая месса Г айдна в задушевной песенной манере.

Мариацельская месса (“Mariazellermesse”, 1782) Мариацель - самое знаменитое святое место в Австрии, связанное с именем Богородицы. Эта месса относится к числу крупных торжественных сочинений Гайдна. В этом произведении все элементы партитуры: солисты, хор, оркестр - выполняют самостоятельные задачи.

Далее последовал четырнадцатилетний перерыв в сочинении Гайдном месс, который был вызван не какими-нибудь субъективными причинами, а государственным указом. В 1773 году император Иосиф II ограничил торжественные богослужения и запретил мессы с музыкой. Эта политика потерпела крах, и после смерти Иосифа свобода богослужения была восстановлена.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.