2.4. Список используемой литературы…………………………………...24
Глава 1. Историко-биографические сведения
Историко-эстетический анализ
Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие.
Месса (позднелат. Missa, от лат. Mitto - посылаю, отпускаю) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, вкотором, как правило, важная роль отводится музыке.
В конце IV века Амвросий Медиоланский (епископ Миланский) перенес с Востока церковное пение на Запад в трех его видах:
1) Cantus Directeanus - исполнение хором целого песнопения
2) Cantus Responsarium - чередование хора с солистом
3) Cantus Antiphonarius - антифонное пение
Окончательно ритуал католической обедни установился при папе Григории Великом (VI век). Римская обедня сходна с византийской: читаются отрывки из апостольских посланий, из Евангелия, исповедуется символ веры, происходит возношение даров, читается “Отче наш”, совершается таинство причащения. Заканчивается обедня благодарственными песнопениями.
Музыкальная сторона литургии включает:
1. Молитвы священнослужителя, его возгласы с ответами верующих, чтения из писания.(произносится речитативом)
2. Псалмодическое пение (составляет проприй - разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника) - украшают службу, они исполняются в самом начале мессы, когда священник идет к алтарю (introitus), при возношении даров (offertorium), при причащении (communio)
3. Свободные песнопения в виде гимнов (составляет ординарий - разделы, текст которых должен звучать ежедневно). Гимны были мелодически более развиты, структурно завершенные.Таких гимнов сначала было пять:
1) Kyrie eleison - Господи, помилуй
2) Gloria - Слава в вышних Богу
3) Sanctus - Трисвятая песнь
4) Benedictus - Благословен грядый во имя Господне
5) Agnus Dei - Агнец Божий
В XI веке в мессу было включено Credo (Верую), которое сначала читалось речитативом, а затем стало исполняться в виде гимна. Главным скрепляющим звеном циклической формы мессы является ее стабильный канонический текст со строгой последовательностью разделов: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei.
Основные разновидности мессы:
- реквием (заупокойная служба - missa prodefunctis), в которой введено вступление Requiem aetemam dona eis (Покой вечный даруй им), офферторий Domine Jesu (Господи Иисусе), Libera me (Освободи меня), а вместо Gloria и Credo исполняется Dies irae (День гнева);
- краткая месса (Missa Brevis), включает только Kyrie и Gloria;
-“хоральная” месса (использует в качестве cantus firmus4 немецкие гимны в протестантской ислужбе).
Музыкальное оформление мессы складывалось в практике григорианского пения. С появлением многоголосия в Европе (IXвек) григорианские песнопения мессы стали обрабатывать в виде органума,(пение параллельными квартами), гимеля (пение параллельными терциями и секстами), фобурдона (последовательность секстаккордов), дисканта (противоположное движение голосов).
Преобладающий тип композиции в XIV - XV веке - мессы на cantus firmus, первоначально григорианский, позже светского происхождения.
В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии).
Выдающимся произведением этой эпохи является Высокая месса Н - Moll Баха для солистов, хора, оркестра и органа. Нельзя не упомянуть о мессах великих композиторов восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия, таких как Моцарт, Гайдн .
Эпоха романтизма также породила целый ряд месс различного характера.(мессы Шуберта, Листа, Брукнера).
В XX веке, наряду с развитием романтических традиций в жанре мессы, отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко. В числе композиторов, писавших в XX веке мессы, - И. Стравинский (Месса для смешанного хора и духовых инструментов, 1948 г.), Ф. Пуленк (Месса G, 1937 г.). Л. Бернстайн в своей "Мессе" (1971 г.) использует также различные уличные песенки и элементы рок-н-ролла, А. Пярт (Берлинская месса).
2. Церковная музыка Австрии первой половины XVIII века.
К жанру мессы композитор обращался постоянно. Он любил говорить, что “с наибольшим удовольствием он пишет музыку для церкви и именно мессы”. Гайдн был человеком глубоко верующим. Каждую новую партитуру он начинал словами: “In nomine Domini” (Во имя Господне) и заканчивал словами: “Laus Deo” (Хвала Господу) . Перу композитора принадлежат 14 месс (две из них не сохранились).
Старая Вена эпохи Карла VI с ее многочисленными соборами и монастырями весьма энергично культивировала духовную музыку. Она была необходима не только для литургий, праздничных молебствий и вечерен; массовые паломничества к статуям святых не обходились без музыки.
Для культовой музыки, как правило, достаточно было двух скрипок и контрабаса, аккомпанировавших певцам. Таков был обычай, принятый в Австрии и Южной Германии, но в течение первой половины XVIII века вошел в обиход занесенный из Неаполя струнный квартет. Но так как Вена, несмотря на свои прогрессивные устремления, оставалась крайне консервативной именно в области церковной музыки, то до сороковых годов в ней удерживался звуковой идеал барокко, только к квартету добавлялись фаготы и тромбоны.
В церковной музыке этого времени царило большое разнообразие, имелось достаточно разных стилей. Росло влияние итальянских, в частности неаполитанских мастеров. Йозеф Гайдн вырос в этих традициях, он развил направление, в истоке которого находился Георг Ройтер старший (1656-1738), Георг Ройтер младший (1707-1782) и др. Предшественником Гайдна в Эйзенштадте был Георг Йозеф Вернер, который вплоть до своей смерти в 1767 году вел церковную музыку в Эйзенштадтской церкви. В его произведениях Гайдн нашел превосходный образец строго и внушительного хорового письма.
Мессы до 1782 года.
Общий процесс эволюции стиля композитора отразился на жанре мессы. По манере исполнения они отчетливо разделяются на два периода: до 1782 и после властвования императора Иосифа II. Мессы первого периода при большей торжественности не всегда отличаются уравновешенностью стиля. Хор и оркестр блистают в начале и в конце, местами даже излишне громко, в то время как солисты заняты почти исключительно в продолжительных ариях и дуэтах.
Маленькая месса F-Dur для пяти певцов, двух скрипок, баса и органа, созданная около 1750 года - первая месса Гайдна.
В 1766 году возникла Большая месса Es Dur - “Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae” (“Mecca в честь пречистой девы Марии”). Между этой мессой и первой, были еще две, не дошедшие до нас. К струнным и обычным двум трубам с литаврами добавлены еще две валторны, а также концертный орган.
Месса святой Цецилии (“Cacilienmesse”, между 1769-1773) .
Малая органная месса (“Missa brevis S-t Iohannis de Deo”, 1772) принадлежит к числу прекраснейших творений Гайдна. Она была написана композитором для церкви монастыря милосердных отцов в Эйзенахе, настоятелем которого был Иоганн фон Готт (1495-1565). Benedictus с органным соло уже поражает неземной проникновенностью. Здесь перед нами уже вполне зрелое мастерство, хотя оно пока проявляется в небольших формах и в очень скромном звучании.
Месса святого Николая (“Nikolaimesse”,1772), сочиненная, предположительно, ко дню именин князя Николая I, - это первая месса Г айдна в задушевной песенной манере.
Мариацельская месса (“Mariazellermesse”, 1782) Мариацель - самое знаменитое святое место в Австрии, связанное с именем Богородицы. Эта месса относится к числу крупных торжественных сочинений Гайдна. В этом произведении все элементы партитуры: солисты, хор, оркестр - выполняют самостоятельные задачи.
Далее последовал четырнадцатилетний перерыв в сочинении Гайдном месс, который был вызван не какими-нибудь субъективными причинами, а государственным указом. В 1773 году император Иосиф II ограничил торжественные богослужения и запретил мессы с музыкой. Эта политика потерпела крах, и после смерти Иосифа свобода богослужения была восстановлена.