После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой. Более важными были качественные изменения в среде творцов и потребителей культуры. Постепенно эта среда утрачивала свой прежний преимущественно шляхетский характер, в то же время возрастала роль интеллигенции и мещанства. Уже к концу 30-х гг. XIX в. представители свободных профессий, ученые в большинстве своем рекрутировались из интеллигенции. Новые творцы культурных ценностей углубляли демократическое содержание культуры, культивировали патриотические чувства, несли в общество прогрессивные взгляды. Меняется и характер занятия культурной деятельностью. В отличие от помещиков, для которых культурное творчество был скорее возможностью реализовать свои эстетические и духовные потребности, своего рода хобби, для интеллигенции очень часто занятие им было единственным источником существования.
Культурная жизнь постепенно перемещается из аристократических резиденций и богатых шляхетских поместий в города, главным образом в большие, все чаще совмещавшие функции административных, культурных, индустриальных и торгово-деловых центров.
Важными средствами приобщения населения к ценностям культуры становились газеты, литературно-художественные и иллюстрированные журналы, выставочные залы. В это время появляются специальные издания для народа, что знакомило с последними прозаическими, поэтическими, живописными произведениями, с капризами моды те социальные слои, интересы которых прежде не выходили за рамки традиционной культуры. Наряду с высокой культурой постепенно складывается своеобразная городская субкультура.
Дольше всего приверженность традиционным культурным ценностям (быту, обычаям, диалектическим региональным особенностям) демонстрировало крестьянство. И тем не менее, и в сельской жизни наблюдаются некоторые перемены. Это происходило под влиянием новых веяний, идущих из городов, начального школьного образования, постепенно охватывающего все большее число детей, особенно в прусской части Польши.
Расширение круга потребителей культурных ценностей в определенной степени компенсировало для их творцов сокращение меценатства аристократии в первые десятилетия после разделов, но не могло кардинально улучшить положения. Основными препятствиями развитию современной культуры было отсутствие у поляков собственной государственности и ассимиляторские действия Австрии, Пруссии и России. Наблюдается разобщенность культурной жизни в отдельных польских землях, замедление развития тех отраслей науки и искусства, которые требовали государственной поддержки (естественные и технические науки, градостроительство, скульптура). Поэтому в культурном и научном творчестве отмечается преимущественное развитие литературы, живописи, музыки, гуманитарных исследований.
Историческим феноменом является факт, что народ, лишенный свободы и разорванный на части, сопротивляющийся насильственному включению в состав чужих государств и ассимиляции, создал произведения литературы и искусства, ставшие гордостью национальной культуры и обогатившие сокровищницу мировой культуры.
В рассматриваемый период польская культура прошла два этапа развития, каждый из которых характеризовался преобладанием определенного художественного направления и философии. В первые десятилетия после разделов - это был классицизм. В 20-е гг. классицизм постепенно уступает место романтизму, который особенно бурно развивается в период национально-освободительной борьбы. Расцвет романтизма приходится на 40 - 50-е гг., а закат - на первую половину 60-х годов XIX в. Он значительно обогатил польскую культуру, особенно литературу, живопись, музыку.
Культура периода классицизма
Первые годы после падения Польши наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев стали проявляться элементы “сарматизма”, т.е. подчеркнутое культивирование традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.
Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности, Ю.У. Немцевича (1757 или 1758 - 1841). Большой популярностью пользовались его “Исторические песни” - 33 стихотворных образа прошлого польского народа. Они сыграли большую роль в популяризации польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII - начала XIX в. был характерен сентиментализм.
Свою роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793 - 1876).
Живопись и архитектура в начале ХIХ в. переживали не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., когда улучшились условия для развития живописи, особенно в Варшаве и Вильно. Этому способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский). Заметное оживление в архитектурном творчестве наблюдалось в период автономии Царства Польского.
Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).
Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.
В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.
После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.
Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.
Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817).
В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Сташица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковского. В 1806 - 1814 гг. С. Линде издал 6-томный “Словарь польского языка”.
В моменты оживления политической жизни заметным элементом культурной жизни становилась пресса - особенно в Княжестве Варшавском и Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы - экономические, научные, литературные.
В 20-е гг. XIX в. разгорелся спор классиков с романтиками. Он проистекал как из-за различного подхода к культуре, так и из-за несовпадения политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики они адресовали аристократии и зажиточной шляхты, осуждая их консерватизм и соглашательство с властями держав, разделивших Польшу. Свою борьбу они вели под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли.
Польская культура эпохи романтизма
После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования.
В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, прежде всего во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и конечно же талант творцов - все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно народных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в.
Золотой порой романтической поэзии были 30-е годы. Тогда были созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798-1855) - III часть драматической поэмы “Дзяды” и эпопея “Пан Тадеуш”. Позднее Мицкевич ярко себя проявил как историк литературы и публицист.
В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809-1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из многочисленных его поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма “Кордиан“. В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории - начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась неоконченная поэма “Бенёвский”, в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни.
Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся З. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Он считал, что шляхта может договориться с народом и им вместе удастся преодолеть социальные противоречия. Самым известным драматическим произведением стала “Небожественная комедия”. В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Его влияние испытали на себе и польские поэты-романтики.
Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Музыка Шопена имела подлинно романтическое звучание и выражала разнообразные человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся С. Монюшко (1919-1872). Наибольшую известность получили его оперы “Галька” и “Страшный двор”.
В отличие от литературы и музыки, не лучшие времена переживал театр. Редкостью становились любительские спектакли, характерные для салонов эпохи Просвещения. В театрах с постоянной труппой изменился репертуар. Для привлечения зрителей игрались невзыскательные комедии, фарсы и водевили.
Не лучшие времена переживала и живопись. Экономические изменения, происходившие в польских землях, привели к сокращению числа меценатов из традиционней церковно-магнатской среды, а буржуазия, в значительной своей части инонациональная, еще не созрела до понимания необходимости поддержки польской национальной культуры. В Варшавской и Краковской школах изящных искусств господствовал закостенелый академизм. Лишь в 50-е гг. были предприняты попытки преодолеть застой в живописи. В частности, В.Герсон обратился к сельскому пейзажу. Своим талантом выделяется П. Михаловский, автор полотен с изображением батальных и бытовых сцен, незаурядный портретист и мастер рисунка.
Новые формы пробивали себе путь в архитектуре и градостроительстве. Доминировали неоготика, позже - неоренессанс. Градостроительство развивалось по образцу столиц метрополий.
Значительными диспропорциями характеризовалось школьное образование в отдельных землях. Начальная школа успешнее всего развивалась в прусской части, где в 1825 г. было введено обязательное школьное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет, отставала в Царстве Польском и особенно в Галиции. В середине века в Пруссии почти 90 % польских детей имели начальное образование, в Царстве Польском и Галиции соответственно 28 и 20 %.
Почти полностью были онемечены государственные средние школы в прусской и австрийской частях польских земель и русифицированы - в западных губерниях России, где поляки составляли немалый процент населения. В Царстве Польском преподавание, правда, велось на польском языке, но после восстания 1830-31 гг. было решительно ограничено число учащихся. Если до восстания в гимназиях училось около 6 000 человек, то в 1855 г. - менее 3000.
Практически прекратили свое существование польские высшие учебные заведения. После событий 1830-31 гг. были закрыты Варшавский и Виленский университеты, Кременецкий лицей. Австрийское правительство сохранило немецкий в качестве языка преподавания в Львовском университете, а после включения в 1846 г. Кракова в состав Австрии стало вводить его в Ягеллонском университете. Школа изящных искусств и Агрономический институт в Варшаве не могли заменить отсутствия университета. Правда, в 1857 г. стала действовать Медико-хирургическая академия, а в 1862 г. вместо нее была создана варшавская Главная школа.
По-прежнему серьезные трудности переживала наука. Заметные достижения можно отметить лишь в гуманитарных дисциплинах, особенно в истории и философии. Главным центром изучения философии была Познань, которая в 40-е гг. лидировала в издании журналов и популярной литературы. А. Чешковский, Б. Трентовский, К. Либельт и др. последователи гегельянства разрабатывали польскую философию мессионизма. В ее основе лежала вера в возрождение человечества с помощью невинной жертвы, принесенной польским народом, по аналогии с жертвой Христа, отрицание социального радикализма и революционных методов борьбы. Э. Дембовский, напротив, также следуя гегелевским идеям, пропагандировал решительные революционные действия.
Крупнейшим историком-романтиком был И. Лелевель, оставивший после себя труды по польской и всеобщей истории, методологии и методике исторических исследований, вспомогательным историческим дисциплинам. Его концепции и научные методы оказали влияние на современников и последующие поколения историков. Важное значение для дальнейшего развития исторической науки имела собирательская деятельность библиотек: Красиньских в Варшаве, Э. Рачиньского - в Познани, Т. Дзялыньского в Курнике, Оссолиньских во Львове и польской библиотеки в Париже.
О. Кольбе в 1857 г. издал “Песни польского народа”, положив тем самым начало сбору и систематизации обычаев, обрядов, песен, сказок, пословиц и поговорок польского народа. Большинство собранных материалов, ставших солидной основой для развития польской этнографии, было опубликовано в издании “Люд”.
Определенные сдвиги к лучшему в естественных и технических науках произошли лишь во второй половине XIX в. Было реорганизовано Краковское научное общество, в 1857 г. возникло Общество друзей науки в Познани. Заметными были достижения в медицине.
Позитивизм и реализм
Период от поражения восстания 1863-1864 гг. до 90-х гг. XIX в. известен в польской истории как эпоха позитивизма, хотя он в эти годы конечно же не был единственным направлением в общественной, научной и культурной жизни. Последователи этого философского направления были убеждены в том, что мир развивается благодаря естественным, рациональным законам. В связи с этим большое значение они придавали науке и образованию. Польский позитивизм воспринял некоторые черты, характерные для французской школы, но имел и свои особенности. Его сторонники были убеждены в преимуществе индустриальной цивилизации и высказывались за применение в промышленности и сельском хозяйстве современной техники и технологий. Они отвергали революцию, нарушавшую, по их мнению, естественный прогресс и порождающую анархию. Следуя Ч. Дарвину и Г.Т. Боклю, они проповедовали рациональный, утилитарный и эмпирический подход к жизни. В отличие от западных разновидностей, польский позитивизм был не столько философской школой, сколько литературным и общественно-политическим течением. Отбросив романтический миф богоизбранного народа, польские адепты позитивизма воспринимали народ как единый организм, желая усилить его так, чтобы он мог успешно противостоять чужеземному владычеству. Одним из главных варшавских позитивистов был А.Свентоховский (1849-1938), выступивший против романтических идеалов и хотевший, чтобы европейские ветры проветрили “душную избу”.
Сторонники позитивизма в целом критически относились к романтической традиции борьбы и самопожертвования как не давшей результатов в решении польского вопроса и приведшей к напрасным жертвам. Но в их рядах не было полного единства по вопросу о дальнейших путях развития польского народа.
В Великой Польше их взгляды были близки убеждениям западноевропейских либералов: они стремились противодействовать ультрамонтанству и сотрудничеству с автократической Пруссией, делали упор на органический труд и национальный солидаризм.
Вклад краковских позитивистов в борьбу с романтической традицией выразился в интерпретации польской истории, прежде всего причин падения Речи Посполитой. Представители краковской исторической школы (В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский и др. видели их в особенностях внутреннего развития страны, считали произведенные в последней трети XVIII в. разделы закономерным итогом, вину за который несут сами поляки. Такая позиция привела их к толерантному и даже лояльному отношению к Вене. Этому, несомненно, способствовало и сильное влияние в монархии Габсбургов католической церкви, которая рассматривалась польской интеллигенцией как один из важнейших польских национальных институтов.
Представители варшавской исторической школы - Т. Корзон, В. Смоленьский и др. - основную причину падения Речи Посполитой видели в захватнической политике более сильных соседей. Разделив Польшу, они прервали ее поступательное развитие, наметившееся во второй половине XVIII в.
Позитивистский лозунг органического труда относился к культурной, общественной и хозяйственной жизни. Позитивисты подчеркивали значение экономического прогресса и беспокоились, чтобы польские земли не отстали от поступи европейской модернизации. Героями позитивистов были уже не повстанцы, не “человек с ружьем и саблей”, а врачи, борющиеся с болезнями, учителя, ликвидирующие безграмотность, инженеры, предприниматели, купцы и др. деятельные люди. Позитивистская программа пропагандировалась через прессу и литературу. Быстро росло число названий газет и журналов и их тиражи, они приобретали все большее влияния на умонастроения в обществе. Заметным явлением стали издания, предназначенные для селян. Пресса отличалась разнообразием и удовлетворяла запросы все более широкого круга людей. Популярной формой подачи материала стали обозрения или как их тогда называли - фельетоны. Чтение газет входило в привычку в образованных слоях общества.
Важную роль в разработке и пропаганде позитивистского мировоззрения и программы органического труда играли периодические издания. Свентоховский, например, делал это на страницах варшавских “Пшеглёнда тыгоднёвого” (“Еженедельное обозрение”) и “Правды”. Его издания осуждали классовые предрассудки, выступали за эмансипацию женщин и евреев, составлявших в Царстве Польском немалую часть городского населения.
Ведущим направлением польской литературы последней трети XIX в. стал реализм. Ценились произведения, верно отражавшие не всегда светлую действительность. Роман и новелла потеснили поэзию и рассказ. Литература и искусство идеализировали героев новой эпохи и высмеивали традиционалистов и обскурантов. Важное место в иерархии литературных произведений занял бытовой роман, высоким оставался интерес читателей к историческим романам.
В эпоху позитивизма расцвел талант ряда известных польских прозаиков. Одним из них был Б. Прус (А. Гловацкий) (1847-1912), газетные обозрения которого стали популярной варшавской хроникой конца столетия. Известность получили его романы “Кукла” и “Фараон”. Э. Ожешко была певцом литовско-белорусской земли, где проживало много поляков. Многие зачитывались ее романом “Над Неманом”.
Но самым популярным писателем этой эпохи был Г. Сенкевич (1846-1916), автор знаменитой исторической трилогии “Огнем и мечом”, “Потоп” и “Пан Володыёвский”. Из других исторических романов Сенкевича следует назвать “Камо грядеши” и “Крестоносцы”. Творчество Сенкевича было отмечено Нобелевской премией (1905).
Среди поэтов особенно выделялись А. Аснык, автор интеллектуально насыщенных сонетов, и М. Конопницкая, обращавшаяся своим творчеством прежде всего к простому читателю и не чуравшаяся общественных и социальных мотивов.
Важное место в культурной жизни поляков занимал театр. Варшавские государственные театры были одним из немногих общественных мест, где свободно звучал польский язык. Театры Варшавы, Кракова, Львова, Познани отличались высоким художественным уровнем репертуара, прекрасными актерскими труппами. В более мелких городах представления давали любительские театры и странствующие коллективы. В одном из них дебютировала выдающаяся актриса Х. Моджеевская.
Огромную эстетическую и воспитательную нагрузку несла живопись. На последнюю треть XIX в. приходится пик популярности Я. Матейко (1838-1893). Он был ректором Краковской школы изящных искусств, единственной в польских землях после закрытия академии в Варшаве высшей художественной школы. В 1895 г. она была преобразована в Академию изящных искусств. Кисти Матейко принадлежит ряд монументальных полотен на исторические темы, посвященных кульминационным моментам польской истории (“Битва под Грюнвальдом”, “Костюшко под Рацлавицами”, “Прусская присяга” и др.). Широкую известность, особенно в России, приобрело творчество Г. Семирадского. Любители живописи с нетерпением ждали появлений новых работ графика А. Гроттгера, художников Я. Мальчевского, братьев А. и М. Герымских. В 1879 г. в Кракове был открыт Национальный музей, где посетители могли знакомиться со многими выдающимися произведениями польских живописцев, скульпторов и др. представителей изобразительных искусств.
В музыке в этот период не было столь ярких имен, как Монюшко, в основном композиторы работали в традиционном стиле. Среди исполнителей наиболее известным был скрипач Х. Венявский (1835-1880). Зато наблюдалось общее оживление музыкальной жизни: создавались хоровые общества, консерватории и музыкальные школы. В 1871 г. было основано Варшавское музыкальное общество.
Большое внимание в послеповстанческий период уделялось просвещению. В сфере высшего образования важное место вплоть до закрытия в 1869 г. занимала варшавская Главная школа. В числе ее профессоров были известный химик Я. Натансон и знаменитый лингвист Я. Бодуэн де Куртене. Поляки составляли около 45% созданного на базе Главной школы русского Варшавского университета. Но царившая в нем и вокруг него атмосфера не способствовала его популярности среди поляков. Поэтому большинство молодых людей, желавших получить высшее образование, выезжали на учебу заграницу, чаще всего в Краков и Львов, а также в университеты на территории Российской империи. Поляки из прусских земель Польши могли обучаться только в немецких или заграничных университета.
В последние десятилетия XIX в. основными центрами польской науки стали Ягеллонский и Львовский университеты. Росло число студентов, в том числе и за счет выходцев из крестьян. Общепольский характер по составу студентов приобрели открытый в 1871 г. Львовский политехнический институт и Краковская школа изящных искусств. Выдающимся событием в научной и общественной жизни стало создание в 1872 г. в Кракове Академии знаний, 100 членов которой составляли научную элиту всех польских земель.
Разным было положение со школьным образованием. Лучше всего польские средние школы развивались в монархии Габсбургов. В основном это были классические гимназии. В Царстве Польском гимназии были русифицированы, а в прусских землях - германизированы.
Начальное образование хуже всего было поставлено в Царстве Польском. Число школ здесь было невелико, а уровень преподавания весьма низким. В Царстве Польском и в начале века все еще было много неграмотных. Полной противоположностью была ситуация в Пруссии. Власти придавали большое значение элементарному образованию, в том числе и как важному инструменту воспитания лояльных граждан. Здесь неграмотных практически не было. Австрийские земли занимали в этом отношении промежуточное положение, несколько опережая по уровню грамотности Царство Польское, но безнадежно отставая от польских провинций Пруссии.
Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ в.
Рубеж веков стал во многом переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но ее темп ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции, энергия которых использовалась не только в промышленности, но и для освещения центральных улиц и домов зажиточных горожан. В 1901 г. был пущен первый электрический трамвай в Кракове, в 1908 г. - в Варшаве. Богатые предприниматели и аристократы заменяли конные экипажи привозимыми из-за границы автомобилями. Проводились демонстрационные полеты аэропланов, а литература для молодежи пропагандировала романтику воздухоплавания.
В начале века все еще немногие города имели водопровод и канализацию, что было причиной возникновения эпидемических заболеваний. Нехватка врачей особенно ощутимой была в сельской местности, в Царстве Польском один врач приходился на 30 тыс. жителей, в то время как в Варшаве - на 800 человек.
В селах стали появляться кирпичные дома. В 1914 г. в прусской части в таких домах жил уже 71 % крестьян, но в других землях их доля все еще была невелика (от 1,4 % в Галиции до 11 % в Царстве Польском).
Постепенно эволюционировала мода, особенно мужская. Одежда становилась более свободной и удобной. Женская мода менялась медленнее, она все еще была рассчитана на неработающих женщин.
Постоянно сокращалось число неграмотных. В начале века их уже не было в прусских землях, хотя в русской и австрийской провинциях они все еще составляли более половины населения. К 1914 г. положение изменилось к лучшему, но начальных школ не хватало. Росла сеть польских средних школ. В австрийской и прусской частях преобладали классические гимназии, в Царстве Польском, особенно после революции 1905 г. значительный процент вновь открываемых школ имел торговый или технический уклон.
Успешно работали польские университеты в Кракове и Львове. В других землях польских высших учебных заведений до первой мировой войны не было, но после 1905 г. стали организовываться различные научные курсы. Польские студенты обучались в университетах и институтах Галиции, в русских университете и политехническом институте в Варшаве (с 1915 г. они стали польскими), а также в высших учебных заведениях России, Германии, Австрии, Западной Европы. К моменту обретения Польшей независимости в ней имелось достаточное количество образованных людей, необходимых для налаживания государственной и хозяйственной жизни.
В польской науке в основном преобладали гуманитарные и естественные фундаментальные исследования, собственная техническая научная интеллигенция была немногочисленной, поскольку предприниматели предпочитали использовать современные западные технологии и оборудование. Многие ученые вынуждены были работать заграницей. К их числу можно отнести первую женщину-профессора на кафедре парижской Сорбоны М.Склодовскую-Кюри, дважды получившую Нобелевскую премию (1903 и 1908 г.) за работы в области ядерной физики, Ю.Бабиньского, одного из творцов нейрохирургии, В.Лопушинского, конструктора паровозов в России и др.
Особенно большую роль в формировании национального самосознания и патриотических чувств играла историческая наука. Наряду с традиционными исследованиями по истории Польши до ее разделов (С.Закшевский, В.Собеский, С.Кутшеба и др.), предметом активного изучения стали события XIX в. (Ш.Аскенази, В.Фельдман, В.Грабский, Ф.Буяк).
На общественные запросы наиболее оперативно реагировали литература, театр, живопись. Из протеста против ханжества буржуазии, из разочарования в обществе, погрязшем в эгоизме, погоне за материальными благами, в Европе родилось новое интеллектуальное и художественное направление - модернизм. Своих последователей он нашел и в польских землях, получив в литературе название "Молодой Польши". Его наиболее яркими представителями были поэты С.Пшибышевский, К.Тетмайер, З.Пшесмыцкий. Но лозунг "искусство ради искусства" оказался в польских условиях фикцией. Отказавшись от прежнего стиля, языка, образности, манеры оформления книг, польские модернисты, как и их предшественники на литературном поприще, считали, что на них возложена великая и почетная миссия руководителей народа. Поэтому они активно реагировали не только на глобальные вопросы общественной и национальной жизни, но и на текущие политические события. Это особенно заметно в творчестве Я.Каспровича, драматурга, поэта, художника и театроведа С.Выспяньского, писателя С.Жеромского.
Модернизм оказал сильное воздействие на польских художников. Модными направлениями были символизм (Я.Мальчевский, В.Тетмайер, С.Выспяньский), кубизм (Т.Маковский), экспрессионизм (В.Войткевич). В архитектуре популярным стал стиль "модерн", получивший в Польше название "сецессион". Для него характерно активное использование возможностей художественного выражения, которые давало широкое применение в строительстве бетона. Стали формироваться новые подходы к пространственной планировке городов и жилых районов.
Модернизм затронул и музыку, но меньше чем другие виды искусства. К наиболее известным композиторам нового направления можно отнести М.Карловича, Л.Ружицкого и особенно К.Шимановского. Широкую популярность в мире получили польские виртуозы-исполнители, в частности, пианисты И.Падеревский, Р.Кочальский.
Наряду с общепризнанными польскими театральными центрами Краковом и Львовом появились новые - Варшава, Вильно, Лодзь, широкое распространение получили любительские театры, особенно в прусской части.
Все более заметным и массовым явлением в культурной жизни становилось кино. Перед первой мировой войной в польских землях было около 400 кинотеатров, в которых демонстрировались не только зарубежные, но с 1908 г. и собственные фильмы.
В целом, культура осталась той одной из немногих областей жизни польского общества, которые обеспечили развитие польской нации как единого целого, несмотря на разделившие ее политические границы. Во многом благодаря достижениям в сфере культуры польская нация постоянно напоминала европейскому общественному мнению о своем существовании и праве на занятие жостойного места в сообществе свободных народов.