Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственно-правовое положение польских земель после разделов



Провозглашение в 1807 г. Княжества Варшавского. Польские легионы. Политика Наполеона в польском вопросе.

Европейским народам были известны случаи утраты независимости отдельными государствами (Чешское и Венгерское королевства). Имели место и частичные разделы. Но ликвидация в самом центре старого континента крупного государства, его раздел между соседними державами - факт исключительный.

В результате трех разделов Пруссия захватила 20 % территории с 23% населения бывшей Речи Посполитой, Австрийская империя - 18% территории с 32% населения, и к России соответственно отошло около 62% территории с 45% населения. Основная часть этнически польских земель оказалась в составе Пруссии. Этнический состав территорий, ставших владениями Австрийской империи, был неоднороден, он включал в себя главным образом польские и украинские земли. Россия в результате разделов не получила этнически польских территорий, поляки в восточных землях Речи Посполитой составляли меньшинство, но среди имущих слоев они преобладали.

С 1795 г. судьба поляков, их положение и действия в значительной степени зависели от политики государств, разделивших польские земли, а она не была одинаковой и неизменной.

Германизаторская политика прусского правительства проявилась в названиях вновь образованных административных единиц - Западная Пруссия, Южная Пруссия, Нововосточная Пруссия, поделенных на департаменты и поветы. Были ликвидированы прежнее польское административное деление, сеймики, выборность чиновников и автономия городов. В 1794-1797 гг. на польских землях было введено прусское право и судоустройство. Суды и административное делопроизводство переводились на немецкий язык. Очень скоро почти все поляки в административном аппарате были заменены прусскими чиновниками. Колонизационное перемещение немцев на польские земли на рубеже XVIII-XIX вв., хотя и не приняло широких масштабов , тем не менее поддерживалось властями. Завладев государственными и церковными землями, прусское правительство продавало их немецким помещикам и банкирам.

Польские земли, вошедшие в состав Австрийской империи после первого раздела, получили название Королевство Галиции и Лодомерии, а после третьего раздела - Новой Галиции. Западная и северная части этой территории были этнически польскими, а на востоке большинство составляли русины (украинцы) - униаты. Край этот отличался своей бедностью и отсталостью. Королевство Галиции и Лодомерии было подчинено находившемуся во Львове губернатору. Оно было разделено на 18 округов и управлялось с помощью абсолютистско-бюрократических органов. В 1775 г. здесь был создан сословный сейм из представителей магнатов и шляхты, а также королевских городов, обладавший минимальными правами. Сейм собирался крайне редко, а в начале XIX в. и вовсе перестал созываться. Положение поляков в монархии Габсбургов было самым тяжелым.

Прусское и австрийское господство вызывало недовольство большинства населения. Власти ни силой, ни политическим маневрированием не могли подавить польское освободительное движение.

Россия поделила отошедшие к ней земли на губернии. В то же время не были ликвидированы действовавшие прежде институты. Польская шляхта сохранила свое сословное самоуправление: функционировали сеймики, земские и городские суды, остались некоторые выборные органы, языком судопроизводства продолжал быть польский язык.

В середине 90-х гг. в польском обществе вырисовываются две политические концепции. Согласно одной, восстановления независимости польского государства можно было достичь лишь при благоприятной международной обстановке, которая способствовала бы расколу в рядах разделивших польские земли держав. Другая в меньшей степени учитывала международный фактор. Освобождение страны могло быть достигнуто прежде всего в результате упорной вооруженной борьбы с участием всего народа, а не только шляхты. Обеим этим концепциям было присуще убеждение о необходимости сохранения и развития польского национального сознания, процесс формирования которого был ускорен трагедией разделов и восстанием под руководством Костюшко. В приобретшей достаточно широкий масштаб деятельности тайных организаций приняли участие представители разных сословий.

Проявлением национально-освободительного движения явились деятельность эмиграции и создание польских легионов. Наиболее активная ее часть сосредоточилась во Франции. Там поселился освобожденный по распоряжению Павла I из плена Т.Костюшко. Инициаторами создания польских легионов были представители радикального крыла эмиграции. Командовать ими стал генерал Ян Домбровский. Поляки надеялись, что легионы, действуя вместе с французской армией, сохранят свою самостоятельность, чтобы в удобный момент стать основой вооруженных сил независимой Польши. Но Наполеон избегал каких-либо обязательств в отношении поляков и видел в польских легионах лишь инструмент для достижения своих собственных целей. Легионеры использовались им в боях против австрийцев в Италии и для подавления восстания негров во французской колонии на острове Гаити. Надеждам легионеров не суждено было сбыться. Тем не менее само существование легионов возбуждало патриотические настроения, содействовало подъему национально-освободительного движения.

Польский вопрос начал играть ощутимую роль в европейской дипломатии уже в начале XIX в. Так, А.Чарторыйский, вошедший в ближайшее окружение Александра I и ставший министром иностранных дел России, строил планы восстановления Польского государства с помощью русского царя. Александр I до поры до времени не отвергал этого проекта. Но он, как и Наполеон, поддерживая иллюзии поляков, прежде всего старался использовать указанный проект в своих интересах как орудие дипломатического давления на своих союзников.

Военные успехи Наполеона в борьбе с Австрийской империей и Пруссией привели к тому, что французские войска заняли большую часть польских земель. Неизбежно было столкновение французской и русской армий. В битве под Фридляндом в июне 1807 г. Наполеон праздновал победу.

В июле 1809 г. был заключен Тильзитский мирный договор, согласно которому польские земли, принадлежащие Пруссии, подверглись переделу. Центральная Польша с Варшавой и частью Великой Польши и Познанью составили Княжество Варшавское.Во главе его был поставлен союзник Наполеона саксонский король Фридрих Август. Фактически Княжество, как и объявленный независимым Гданьск, находились в полном подчинении Франции. Белостокская область отошла к России. Поморье, Силезия и Вармия остались у Пруссии.

Тильзитский мир не отменил разделов. В нем вообще не было упоминания о Польше.

В 1809 г. Княжество расширилось за счет присоединения Территорий Малой Польши, подвластных прежде Австрийской империи. С этого момента площадь его составила около 155 тыс. кв. км, а население более 4,3 млн. жителей.

В июле 1807 г. Наполеон даровал Княжеству Варшавскому конституцию, причем более радикальную, нежели Конституция 3 мая 1791 г. Согласно ей создавались польский сейм, Государственный совет, армия численностью до 40 тыс. человек и администрация. В Княжестве был введен современный гражданский кодекс и отменена личная зависимость крестьян, но крестьянские и общинные земли оставались в собственности помещиков.

Княжество Варшавское было ограниченно-независимым государством. Его зависимость выражалась в том, что судьбу Княжества определял Наполеон, Варшава была лишена возможности проводить самостоятельную внешнюю политику, армия находилась в стратегическом подчинении у Наполеона, финансы и экономика зависели от Парижа, католическая церковь была подчинена государству.

Независимость Княжества проявлялась в важных областях внутренней жизни - в администрации и политике, просвещении и науке, в области военного дела. Исправно и достаточно эффективно функционировали сейм и Государственный совет. Правительство и просвещенные слои общества старались использовать возможности, предоставленные новым гражданским кодексом, для проведения рациональной экономической политики и преодоления отставания и зависимости. Полностью самостоятельным было Княжество в области просвещения и науки, что нашло выражение в расширении сети польских начальных и средних школ, возрождении и создании новых высших школ, развитии наук. Символом независимости была польская армия, полностью суверенная в вопросах внутренней организации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.