Специфика становления и развития сербской культуры заключается в том, что ее центром до середины ХIХ века - была Австрийская империя, а точнее южная Венгрия, территория Воеводины. Именно здесь были сосредоточены культурно-просветительные учреждения сербов. Во второй половине XIX в. центром развития сербской науки и культуры становится Сербское княжество, этот процесс активизируется после получения Сербией независимости в 1878 г.
Наука и просвещение
Уже в период Первого сербского восстания (1804-1813 ) в Белградском пашалыке - ядре будущего сербского государства были созданы первые органы просвещения и культуры. Это, прежде всего первая на территории Османской Турции сербская гимназия - Высшая школа в Белграде (1808-1813 ) и Министерство просвещения в составе правительства Карагеоргия - Правительствующем совете Сербском. Инициатива создания этих двух институтов образования и культуры принадлежала прибывшему в Сербию выдающемуся сербскому просветителю Досифею Обрадовичу (1739-1811 ) Крестьянский мальчик Дмитрий Обрадович родом из Баната, обучился грамоте в монастыре Хопово в Воеводине, где был послушником, а затем и монахом. Он принял постриг под именем Досифея, но неукротимая жажда знаний заставила его бежать из монастыря и искать возможности светского образования. Он слушал лекции во многих европейских университетах, проникся идеями рационализма и Просвещения, сам написал ряд антиклерикальных работ, восхваляющих силу человеческого разума. Узнав о начале сербского восстания, он прибыл в Белград, где и основал гимназию. Досифей Обрадович считается основоположником не только светского образования в Сербии, но одним из основателей сербской исторической и философской школы. Его автобиографическое сочинение «Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» считается началом сербской светской литературы периода Национального возрождения.
Учеником и последователем дела Обрадовича стал историк, филолог, фольклорист и писатель Вук Караджич (1787-1864 ) Сын крестьян-переселенцев из Герцеговины в Западную Сербию, Караджич с детства стремился к знаниям. Рано овладев грамотой, он в ходе первого сербского восстания служил писарем в штабе повстанцев и был секретарем Правительствуюшего Совета. Вука Караджича называют гениальным самоучкой, ибо он всего два года (1805-1807) учился в гимназии в г. Сремские Карловцы, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Он стал первым историографом событий сербских восстаний начала века, автором литературных портретов своих современников - Карагеоргия, Милоша Обреновича и других сербских воевод. Его исторические сочинения основаны как на блестящем знании источников, так и на личных впечатлениях. Деятельность Караджича по собиранию и публикации сербского эпоса, исторические труды и лингвистическая работа получили высокую оценку современных ему ученых в Европе и России и принесли ему всемирную известность. Большая часть жизни его прошла в Австрийской империи, где он тесно сотрудничал с известными чешскими, словацкими, хорватскими славистами. Он был награжден стипендией и орденами русского правительства, поддерживал связи с русскими учеными. Его произведения уже в 20-е гг. ХIХ в. были переведены на русский язык и послужили материалом для ряда стихотворений цикла А.С.Пушкина «Песни западных славян».
Диапазон творческой деятельности Караджича был необычайно широк, но главным направлением его деятельности была реформа сербского языка и создание норм литературного языка. Еще в 1813 г. известный словенский славист Ерней Копитар предложил Караджичу составить грамматику сербского языка и сборник народных песен. Опубликовав первые работы на эти две темы, Вук Караджич затем продолжал их разрабатывать всю жизнь.
Проведенная Вуком Караджичем реформа сербского языка означала замену используемого ранее искусственного сплава сербского и церковнославянского языков живым языком, доступным и понятным народу.
Реформированный В. Караджичем язык, хотя и не сразу, но все же был признан и в Сербском княжестве, где он с 60-х гг. ХIХ в. стал основой для развития образования и литературы.
В Сербском княжестве первая типография появилась в 1831 г. Это была Княжеская сербская типография в Белграде. Почти одновременно с ней были приняты и правила цензуры печатного слова.
В 1838 г. в г. Крагуевце было основано первое высшее учебное заведение в Сербии - Лицей (1838-1863). В 1841 г. он был переведен в Белград, и в 1863 г. был преобразован в высшую школу, которая в свою очередь в 1905 г. стала основой Белградского университета. Лицей, а затем Высшая школа обладали своей библиотекой. Высшая школа готовила к государственной службе десятки молодых людей ежегодно, но потребность в образованных людях была значительно выше. Уже с 1839 г. правительство отправляло сербскую молодежь для обучения за границей за государственный счет. В западноевропейских университетах из них готовили специалистов, необходимых государству - юристов, инженеров, агрономов, офицеров. Для получения высшего духовного образования студенты направлялись в семинарии и духовные академии России. Вместе с тем открывались и новые учебные заведения в самой Сербии - в 1842 Военное училище, а в 1848-Агрономическая школа. Так были заложены основы для создания национальной интеллигенции Сербии.
Система народного образования складывалась на протяжении всего Х1Х века и, прежде всего, была направлена на распространение начального образования. К началу ХХ века в королевстве Сербия было около 1000 начальных школ, в которых обучалось свыше 100.000 учеников.
Становления национальных институтов сербской науки начинается с создания в 1842 г. Общества сербской словесности. В 1848 г. были открыты национальная библиотека и Народный музей. В это же время появляются первые научно-популярные сочинения по агротехнике, знакомящие сербских крестьян с достижениями сельскохозяйственного производства западноевропейских стран. Сербская Академия наук была открыта в 1886 г
В 60-70-е.гг. Х1Х в. можно говорить о становлении сербской науки. Она развивается поначалу в области гуманитарных исследований - истории, филологии, философии. Здесь выделяются имена сербских историков Илариона Рувараца (1832-1905), Стояна Новаковича (1828-1915), занимавшихся изучением национальной истории.
Развитие в конце Х1Х в. - начале ХХ в сербской этнографии, исторической географии связано с именем Йована Цвиича(1865-1927).
Литература и искусство
Сербская литература Х1Х века глубоко национальна. Она выполняла задачи не только культурно просветительные, нравственно-воспитательные и национально-политические, способствовала росту национального самосознания, воспитывала патриотические чувства. Литература для девятнадцатого века - самый массовый и широко распространенный вид искусства, позволяющий вести национальную пропаганду в широких слоях населения.
В сербской литературе романтизм почти не проявился как особое направление. Он связан с именами поэтов, которые жили и творили в Воеводине, но были популярны и в Сербии Бранко Радичевич (1824-1853), Йован Йованович Змай (1833-1904), Джура Якшич (1832-1878), Яков Игнатович (1824-1889).
Сербская реалистическая литература была уже более обширной и профессиональной. Она находилась под сильным влиянием русской литературы. К числу наиболее талантливых писателей можно отнести Бранислава Нушича (1864-1938) писателя и драматурга.
Изобразительное искусство решало в свою очередь задачи национальной пропаганды наиболее аттрактивно, вызывая, также как и музыка, сильное эмоциональное потрясение. О серьезных профессиональных работах в сербской живописи можно говорить лишь в конце ХIХ - начале ХХ века. Джура Якшич, Пайя Йованович.
Создание национального театра, оперы и собственной музыкальной школы связано с началом ХХ века. Первым профессиональным сербским композитором стал Стеван Мокраняц.
Изменения в обыденной культуре и облике городов
ГородаСербии медленно меняли свой облик. Но столица - Белград к началу ХХ века обрела уже вполне европейский вид: многоэтажные дома венского стиля, парки, сады, статуи и памятники, электрическое освещение, трамваи. Горожане лишь к концу ХIХ века переходят на европейское платье, сохраняя верность удобной кожаной обуви (опанкам) и более свободному костюму, нежели пиджачная пара и узкое с «хвостом» женское платье. Конечно шляпы и шляпки, зонтики и трости, башмаки и туфельки - это атрибуты костюма чиновников, зажиточных торговцев, буржуазии, интеллигенции. Остальные слои городского населения продолжают сохранять верность народному костюму. Но в начале ХХ века широкая волна распространения европейской моды, открытие модных лавок и универсальных магазинов, массовое производство одежды широкого потребления способствовало широкому распространению недорогого европейского костюма. В деревне городская одежда остается уделом избранных - учителей, чиновников, лавочников. Наиболее существенные изменения в быту претерпела обстановка жилища, где низкая ориентальная мебель заменялась европейскими шкафами столами и венскими стульями. В городах наряду с традиционными кафанами, играющими роль клубов, где мужчины пили кофе и крепкие спиртные напитки, появились и европеизированные рестораны, куда можно было зайти с дамой. Австрийские сербы окрыли кондитерские, где можно было выпить кофе по-венски. Появились новые формы досуга - театры, концерты, пикники, поездки на курорты и воды. В Сербии на базе природных минеральных источников открываются несколько бальнеологических курортов.
Специфика развития культурных процессов в Сербии обуславливалась задачами строительства самостоятельного государства, укрепления его экономического и политического положения на Балканах и в Европе в целом. Развитие системы народного образования, высшей школы, научных учреждений было государственно-политической задачей. Эти проблемы постоянно обсуждались в скупщине, их решение предусматривали программы всех политических партий страны. На культурные преобразования отводилось около 7% бюджета государства. За сравнительно короткий срок Сербское королевство добилось больших успехов в распространении грамотности, в издательском, газетном и журнальном деле. Сербская наука, во второй половине ХIХ в. в основном была ориентирована на гуманитарные дисциплины, но в начале ХХ века она обретает более универсальный и разносторонний характер.