До 90-х гг. XIX в. фактически отсутствовала какая-либо целостная концепция экономического развития Болгарии, что, в значительной степени, объяснялось ее общей отсталостью.
Согласно проведенной в 1905 г. в Болгарии переписи населения, его численность составляла 4 035 575 человек (см. таб. 1). Из них 3 102 446 (91,1 %) проживало в деревне. Количество городских жителей в период с 1880 г. (543 тыс. человек) по 1910 г. (823 тыс. человек) увеличилось на 1%. При этом за указанный период число жителей Софии возросло с 20 тыс. до 103 тыс. человек, главным образом за счет концентрации в столице государственной администрации, а также промышленных предприятий. Непосредственно же в сельском хозяйстве было занято 77,03 % населения.
Преобладающей формой земельной собственности в Болгарии являлась мелкая (см. таб. 2).
таблица 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В 1908 г.
Земельные наделы (в га) Численность собственников
До 3 511 000
От 3 до 5 126 000
От 5 до 10 174 000
От 10 до 20 94 000
От 20 до 50 24 000
Более 50 3 100
Всего 932 100
Наиболее значительные перемены в землепользовании, приравненные к аграрному перевороту, произошли во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и сразу же после нее. Именно тогда в результате перераспределения земельной собственности практически полностью исчезли крупные земельные хозяйства.
Определенная часть земельной собственности перешла от турецкого к болгарскому населению путем выкупа. Для этого крестьяне использовали средства, взятые у ростовщиков. Процент при займовых операциях устанавливался ростовщиками произвольно. В результате в 1901 г. из 1200 обследованных сел 305 оказались полностью разоренными ими. Положение усугубляла действовавшая система налогообложения (основным налогом до 1900 г. для крестьянских хозяйств являлась десятина).
Характерным для сельскохозяйственного производства в Болгарии в начале ХХ в. стало развитие кооперативного движения, которое охватыло прежде всего мелких и отчасти средних собственников. В 1907 г. насчитывалось около 400 кооперативных объединений. Кредитором 300 из них выступал Болгарский земледельческий банк. В 1907 г. кооператоры учредили свой руководящий орган - Главный союз сельскохозяйственных коопераций. Но в 1909 г. из-за возникших противоречий он распался. После этого отделившиеся 363 кооперации образовали Центральный союз сельскохозяйственных коопераций, целью которого являлось оказание поддержки мелким производителям.
Раздробленность земельной собственности, тяжелое экономическое положение крестьян стали главными препятствиями на пути модернизации сельского хозяйства. Техническое переоснащение сельского хозяйства проходило крайне медленно. В 1900 г. только 11,7% собственников обладали железными плугами, остальные же обрабатывали землю по-прежнему деревянным ралом.
Основной отраслью сельского хозяйства являлось зерновое производство. Животноводство составляло вспомогательную отрасль. С конца XIХ и особенно в начале ХХ в. стала проявляться тенденция к увеличению посевных площадей, отводимых под такие культуры, как кунжут, лен, хмель и др. Особое место среди них занял табак. Спрос на него на внешнем рынке способствовал росту табачной продукции. Основными районами табаководства были Дупница, Пловдив, Харманли, Хасково.
Государство предпринимало хотя слабые, но попытки модернизировать сельское хозяйство. В 1897 г. был принят закон об агротехническом образовании. Согласно этому закону организовывались краткосрочные курсы, преподаватели на местах консультировали крестьян по вопросам ведения сельского хозяйства. В начале ХХ в. государство взяло на себя расходы по созданию опытных станций, племенных заводов и т. д. Однако каких-либо заметных перемен в данной области до 1912 г. не произошло.
Что же касается промышленного производства, то вопрос о целесообразности его развития в Болгарии составил стержень развернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии об основных направлениях экономического развития страны. Противники данной точки зрения, аргументируя свою позицию, ссылались на узость внутреннего рынка, в целом, и рынка рабочей силы, в частности, структуру экспорта и т. д. Тем не менее возобладала точка зрения относительно необходимости развития помимо сельскохозяйственного и промышленного производства. После чего на вооружение была взята политика протекционизма. В декабре 1894 г. (январе 1895 г.) появился закон о покровительстве местной промышленности. Закон обеспечивал “крупным” предприятиям следующие льготы: право на безвозмездное пользование землей для строительства промышленных предприятий, снижение на 35 % тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечение беспошлинного ввоза технических средств, а также сырья и т. д. “Крупными” предприятиями, согласно закону, считались те, которые имели “усовершенствованные технические средства”, основной капитал более 25 тыс. левов, самое меньшее 20 наемных рабочих. Однако в закон постоянно вносились поправки относительно определения “крупных” предприятий. Согласно, например, поправке 1905 г., “крупными” считались те, которые использовали “механические силы” минимум в 5 лошадиных сил и имели основной капитал не менее 20 тыс. левов.
В 1885 г. только 24 предприятия подпадали под категорию “крупных” (6 пивоварен, 5 текстильных предприятий, 3 фабрики по производству спирта и др.), в 1894 г. их численность возросла до 72, в 1904 г. - до 103, а в 1911 г. - до 345 (146 представляли пищевую отрасль промышленности, 72 - текстильную, 29 - металлургическую, 27 - химическую и т. д.).