Часть II. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.)
БОЛГАРИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XVIII В. - 1914 Г.)
Болгарское национальное Возрождение в XVIII-первой половине XIX в.
Изменения в положении болгарских земель в XVIII в.
Восемнадцатое столетие перевело назревшие противоречия во внутри- и внешнеполитическом положении Османской империи в фазу всеобъемлющего структурного кризиса. Его содержанием был чрезвычайно медленный и крайне болезненный переход турецкого государства к новым формам социально-экономической и политической организации, а внешний контекст составляло окончательное втягивание Турции в хитросплетения Восточного вопроса.
Полный развал системы тимариотского землевладения в XVIII в. имел ряд разнообразных и значительных последствий для болгарских земель. Превращение тимаров в наследственные поместья - чифтлики - привело к ухудшению положения крестьян в наиболее плодородных районах. С другой стороны, к концу столетия немалая часть земельных владений, в особенности на севере страны и в балканских предгорьях, фактически осталась без хозяев-спахий и перешла в наследственное пользование крестьян-держателей. Но положение последних вряд ли было существенно лучше, чем у многочисленных издольщиков, обрабатывавших турецкие чифтлики. Произвол фискальных и административных органов, откупщиков, местной знати - аянов и многочисленных банд деклассированных мусульман лишал их львиной доли произведенной продукции. В то же время в XVIII в. укрепляется слой зажиточного болгарского крестьянства - чорбаджиев, богатевшего за счет торговли скотом со Стамбулом, Фессалониками, и другими крупными городами Европейской Турции и ростовщических операций среди собственных земляков.
XVIII в. характеризовался заметными изменениями в жизни болгарских городов, куда стекались массы обездоленных и пострадавших от османских усобиц и произвола селян. Развитие ремесла и торговли в болгарском городе продолжалось и в это время, но с середины столетия все более заметно начинает ощущаться конкуренция западных товаров, широкую дорогу которым на Балканы открывали капитуляции. Главную же угрозу для развития городов несла растущая нестабильность самого Османского государства, в особенности его северных провинций. В этих сложных условиях торгово-ремесленное население болгарских городов демонстрировало исключительную предприимчивость и активность. Болгарские ремесленники вытесняли из сферы ремесленного производства мусульман и не испытывали особенной конкуренции иностранных товаров, сосредоточиваясь на обработке местного сельскохозяйственного сырья - льна, кож, шерсти и производя товары специфически балканского типа - например, витые шерстяные шнуры для украшения одежды - гайтаны. Эти же товары составляли основное содержание торговли на местных рынках и ярмарках, чья роль в XVIII в. заметно возрастала.
Общественно-политический кризис в болгарских землях достиг своего пика в конце XVIII в., когда после двух поражений в русско-турецких войнах, завершившихся договорами в Кючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.), османское правительство провело реформы по установлению “нового” военно-политического порядка. Реорганизация Селимом III тимариотского войска и янычарского корпуса (1793 г.), попытки реформировать систему провинциального управления были встречены в штыки военными, чиновниками и знатью в центре и на периферии империи. Достигли грандиозных масштабов бесчинства банд т.н. кирджалиев, грабивших болгарское население, фактически вышли из подчинения центральной власти целые области Северной Болгарии. Так, в 1792-1807 гг. в Северо-Западной Болгарии существовало не подчинявшееся султану владение османского военачальника Пазванд-оглу с центром в Видине.
В борьбе с сепаратизмом провинциальной знати султанское правительство пыталось опереться на поддержку болгарского чорбаджийства. В конце XVIII - начале XIX вв. болгарам было разрешено создавать вооруженные отряды для обороны от кирджалиев во главе с местными старейшинами. Но и сепаратисты стремились привлечь на свою сторону болгар, раздавая им оружие и подталкивая их к сопротивлению властям. Хотя в Болгарии эти действия не привели к столь значительным и резким последствиям, как в соседней Сербии, они несомненно способствовали росту социально-политической активности болгар.
Начало Возрождения.
Историографическая традиция ведет отсчет истории Болгарского национального Возрождения с 1762 года - даты написания “Славяноболгарской истории” монахом афонского Хилендарского монастыря Паисием. В эпоху османского господства афонские монастыри оставались важными центрами славянской культуры. Здесь сохранялись средневековые рукописи и документы, попадали сюда и печатные книги из России и восточнославянских земель Речи Посполитой. Для написания своего труда Паисий использовал сохранившиеся на Афоне грамоты болгарских царей, сочинения Евфимия Тырновского и Григория Цамблака. Наряду с ними источниками труда Паисия стали “Синопсис”, - впервые опубликованный в Киеве в 1674 г. учебник русской и славянской истории, известный свод житий Димитрия Ростовского, “Стематография” - пособие по славянской геральдике, опубликованное в 1741 г. выходцем из Македонии Христофором Жефаровичем и русские переводы двух исторических сочинений - “Королевства славян” далматинского историка начала XVII в. Мавро Орбини и “Деяний церковных и гражданских” ватиканского хрониста XVI в. Цезаря Барония.
Однако главную ценность книги Паисия составило не ее историческое содержание, а четкая идейная направленность на пробуждение болгарского национального самосознания и активное противостояние духовному натиску греческой культуры, утверждение национальной самобытности болгар на общеславянском фоне . Паисий прямо указал на главные причины плачевного состояния болгарской культуры: “Болгария находится среди турок, близко к Царьграду, и поэтому болгары столь угнетаемы и унижаемы турками... Поэтому не могут они воспринять ни искусство, ни книжную ученость”.
Вторую причину историк видит в засилье греческого духовенства: “Некоторые русские и сербы издеваются над болгарами, обзывая их простаками и невеждами... Но пусть эти русские и сербы благодарят Бога, что сохранил их от агарянского рабства и от власти греческих архиереев...”. Паисий был далек от призывов к вооруженной борьбе с турками или активному противостоянию греческому духовенству. Его призыв:”БолгаринI знай свой род и языкI “ - нашел горячий отклик как у современников, так и у их потомков. Еще до конца XVIII в. “История славяноболгарская” была многократно переписана от руки и имела широкое хождение среди болгар.
Одним из переписчиков сочинения Паисия и его активным последователем стал в 60-е гг. XVIII в. священник из богатого болгарского городка Котел Стойко Владиславов. Один из наиболее активных болгарских деятелей своего времени, в конце XVIII в. он был рукоположен в сан епископа Врачанской епархии на севере Болгарии и приобрел широкую известность под своим монашеским именем Софроний. Наряду со списками “Истории славяноболгарской”, переводами с греческого духовных и назидательных сочинений Софроний Врачанский составил на новоболгарском языке несколько сборников (особенно популярен был изданный в 1806 г. в Валахии “Недельник или Кириакодромион” - календарное собрание поучений и притч, многократно переиздававшееся в течение XIX столетия), написал автобиографию (Житие и страдания грешного Софрония, впервые опубликована в 1861 г.), где создал яркие картины положения болгар под властью переживавшей один из самых острых кризисов Османской империи.
Софроний был и одним из первых выразителей политических идей Болгарского Возрождения. Во время руско-турецкой войны 1806-1812 гг. он обратился к русскому правительству с просьбой о принятии Болгарии под покровительство России и предоставлении ей статуса , аналогичного существовавшему в Османской империи для Валахии и Молдовы - самоуправляющихся княжеств с главами, назначаемыми султаном из числа местной знати. Врачанский епископ, с 1803 г. находившийся в эмиграции в Бухаресте, со вступлением на территорию Болгарии русских войск обратился к своим соотечественникам с призывом оказать им поддержку и содействовал формированию в 1810 - 1811 гг. “Болгарского земского войска” в составе русской армии. Однако подписанный в 1812 г. в Бухаресте мирный договор России с Турцией вообще игнорировал существование Болгарии. Неудача политической деятельности Софрония вновь обратила его к идеям духовного возрождения болгар через просвещение и культуру.
Апогей первого этапа национального Возрождения выразился в подъеме освободительного движения в болгарских землях в 20-30-е гг. XIX в. Болгары приняли активное участие в греческой революции 1821 -1829 гг., десятки их были вовлечены в деятельность тайного греческого общества “Филики Этерия”, организации которого существовали во многих болгарских городах, а также в Валахии и Молдове, куда после завершения русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг. эмигрировали многие болгары. Фактически в рамках греческого освободительного движения 20-х гг. XIX в. сформировался разветвленный болгарский заговор (“Заверата”), однако не все его участники отчетливо осознавали специфику национальных задач болгарского народа.
Большой размах приняли вооруженные действия болгар против турок во время очередной русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Среди болгарской эмиграции в Валахии и Молдове началось формирование повстанческих отрядов - чет, во главе которых стояли Георгий Мамарчев, Милко Петрович - брат легендарного гайдука и одного из предводителей Первого Сербского восстания Велко Петровича, “капитаны; (так называли себя предводители отрядов болгарского ополчения в составе русской армии во время войн с Турцией) Живко и Алексий и другие патриоты. Болгарские четы участвовали в осадах Силистры и Шумена и в других боевых операциях. В марте 1829 г. по инициативе полковника И.П.Липранди было сформировано новое Болгарского ополчение - корпус численностью более полутора тысяч человек, командные должности в котором заняли предводители болгарских чет Г.Мамарчев, Панайот Фокиано, Хаджиоглу Габровли, Алексий, Иванчо и другие. Русских офицеров в корпусе было всего трое. Многие болгары проявляли в боях чудеса храбрости. Хаджиоглу Габровли, потеряв обе руки, вел свою чету в бой, а Иванчо, лишившись обеих ног, приказал привязать себя к седлу и продолжал сражаться с турками.
Героические действия болгарских ополченцев содействовали подъему национально-освободительного движения на севере и на востоке Болгарии. Население десятков городов и сел обратилось к русскому правительству с просьбами об установлении самоуправления болгарских земель под протекторатом России. Однако сложная внешнеполитическая борьба европейских держав вокруг Восточного вопроса оказала роковое воздействие на результаты войны. Подписанный в 1829 г. Адрианопольский мирный договор вновь ни единым словом не упоминал о Болгарии - принципы целостности европейских владений Турции были применены к болгарским землям в полной мере. Русское командование расформировало корпус Липранди, пресекло попытки болгарских воевод во главе с Г.Мамарчевым поднять в Болгарии новое восстание, репрессировало и выдало туркам многих активных участников его подготовки. Свыше ста тысяч болгар эмигрировали в Валахию, Молдову и Россию, а многие тысячи стали жертвами турецких репрессий.
В 1835 г. османские власти раскрыли масштабный заговор в Тырнове (Велчова завера), а стоявший во главе его тырновский ремесленник Велчо Атанасов был казнен турками после жестоких истязаний. Военный руководитель восстания Георгий Мамарчев как русский подданный избежал казни и был сослан в Малую Азию. В 30 - 50-е годы турки подавили несколько масштабных крестьянских выступлений в Западной Болгарии. Не принесли успехов и походы болгарских чет из Валахии в начале 40-х гг., либо пресеченные болгарскими властями, либо разгромленные турками.
Культурно-просветительское движение.
Активное участие болгар в русско-турецких войнах второй половины XVIII - первой половины XIX в. и их попытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительным результатам. Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода с Балкан русских войск, ослабляли болгарский народ, вынуждали массы людей эмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России. Отчасти в силу этих обстоятельств, отчасти следуя общей логике развития славянского национального Возрождения, усилия болгар в 30 - 50-е гг. XIX в. сосредоточиваются прежде всего в сфере образования и просвещения. Главными идеологами и видными организаторами этого этапа культурно-просветительского движения болгар в это время были Петр Берон и Васил Априлов.
Петр Берон (1800 - 1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел - родины Софрония Врачанского и был одним из первых болгар, получивших европейское образование - вначале в Греции, а затем в Германии, где он в 1831 г. был удостоен степени доктора медицины. Еще в 1824 г. П.Берон составил и издал на новоболгарском языке в трансильванском городе Брашове - одном их традиционных центров болгарской эмиграции - т.н. “Рыбный букварь” (издание было осуществлено на средства болгар - торговцев рыбой). Это был первый болгарский светский учебник, помимо традиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике, астрономии, биологии и другим школьным предметам. Букварь предназначался для новой болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, и включал методические советы для учителей, решившихся отказаться от традиционного “келейного” обучения.
“Букварь” П.Берона и вышедшее в 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина “Древние и нынешние болгары” подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессе болгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованию В.Априлова (1789 - 1847), Характерно, что большую часть своей жизни, до сорокалетнего возраста Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгар возможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду. После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в. он начинает прилагать большие усилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при его активном участии была создана школа в г.Габрове - первое светское заведение в Болгарии, основанное на принципах взаимного обучения. Развернутая организация системы новоболгарского образования была изложена Априловым в его вышедших в России книгах “Заря новоболгарского образования” (1841, дополнена в 1842) и “Мысли о современном болгарском образовании” (1847).
Большой вклад в развитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел Неофит Бозвели (1785 - 1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого языка многих учебников для болгарской школы Э.Васкидовичем издал в сербском городе Крагуеваце “Славяноболгарское детоводство” - небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. в 40-е гг. XIX в. в Болгарии отрываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копвриштице начинает работать классное училище - первое учебное заведение европейского типа, основанное выпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такие школы уже существовали во многих болгарских городах - Пазарджике, Калофере, Пловдиве, Стара Загоре и др. Среди работавших здесь учителей становилось все больше выпускников русских учебных заведений - Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в. в Болгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве, Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образование благодаря финансовой поддержке русского правительства болгарских благотворительных организаций в Одессе и Москве.
В 30-50-е гг. XIX в. активизируется издание книг и периодических изданий на болгарском языке. Приоритет среди книжной продукции принадлежал учебной литературе. Большая часть книг была переведена с греческого и издана в Сербии и Валахии, но многие учебные издания (около 20 заглавий) были переведены с русского и опубликованы в Москве, С.-Петербурге и Одессе. В самой Османской империи до Крымской войны было издано более трехсот заглавий книг на болгарском языке, преимущественно нравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г.Смирна К.Фотиновым стал издаваться первый журнал на болгарском языке - “Любословие” (всего вышло 24 номера в 1842, 1844-45 и в 1848 гг.). Основателем первой болгарской газеты, которая вышла в 1846 г. в Лейпциге, был Иван Богоров (всего вышло три номера). С 1848 г. Богоров стал издавать в Стамбуле “Царьградский вестник”, издание которого продолжалось до 1862 г.
Оживление духовной жизни болгарского общества привело к становлению новых культурных институтов - читалищ. Существовавшие к середине XIX в. в нескольких десятках болгарских городов и центров болгарской диаспоры читалища сочетали функции школ, библиотек, клубов, где ставились спектакли, читались лекции, проводились дискуссии. Все вышеупомянутые изменения в культурном облике Болгарии, происшедшие в 30-50-е гг., составили новую духовную среду, в которой интенсивно продолжалось формирование болгарской нации.
Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви.
Подъем национального самосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русским протекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальной становится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидации Тырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были подчинены Константинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статус представительницы интересов православного населения перед султаном. Это положение соответствовало как системе этнополитической организации Турции, население которой было разделено на конфессиональные общности - миллеты, так и интересам балканских православных народов, вместе переносившим тяготы османского ига и противостоявшим идейно-культурному натиску со стороны исламского государства.
При этом в силу традиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенство занимало ведущее положение в иерерхии болгарских земель, а культурное влияние греков на болгар постоянно росло. После образования самостоятельного Греческого государства в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнюю очередь греческое духовенство, испытывало большой подъем национального духа. В это время была сформулирована в качестве официальной н.т. “Великая идея”, по сути отражавшая собой грандиозные мечтания греческой национальной элиты о восстановлении Византийской империи в границах XI - XII вв. Центральное место в этих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовный натиск на болгарское население через греческих епископов.
Отдельные конфликты болгарского населения с греческими епископами имели место еще в начале XIX в. В 1824 г. жители г. Врацы во главе с Д.Хаджитошевым изгнали из города греческого владыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболее острым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитом Панаретом в 1838 г., получивший большой отклик в болгарских землях. Годом позже возникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскую церковь. В 1839 г. османское правительство издает т.н. Гюльханейский хатт-и-шериф - султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставший одним из центральных постановлений торжественно провозглашенной эпохи реформ - Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставались фикцией, хатт-и-шериф давал болгарам законное основание подать правительству петицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панарета болгарским митрополитом Неофилом Бозвели - видным деятелем национального Возрождения. Однако турецкие власти приняли сторону греков и отказали тырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновской епархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры.
Во главе движения за равные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видные представители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деле национального Возрождения - Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Их главными противниками были т.н. фанариоты (букв. выходцы из стамбульского квартала Фанар - влиятельные в Османской империи столичные греки, из среды которых столетиями формировалась и иерархия константинопольской патриархии, и немногочисленная православная знать турецкого государства). По несправедливому обвинению последних Н.Бозвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырь на Афоне и провел там четыре года. В 1844 - 1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу, многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главной опорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которые направили в это время султану Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский, и сводились к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужение должно отправляться на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбуле своих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя новая петиция дорого стоила ее авторам - они были вновь сосланы на Афон, где Неофит Бозвели и умер в 1848 г. - отдельные ее требования были удовлетворены османским правительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта.
С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, а в 1849 г. в доме знатного болгарина Стефана Богориди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св.Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле были признаны права отдельной епархии во главе с епископом. Первые успехи в борьбе за самостоятельную церковь, достигнутые несмотря на ожесточенное сопротивление фанариотов, вызвали большой резонанс в болгарских землях. С 1851 г., когда 24 мая в Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование св. Кирилла и Мефодия, болгарский народ получил первый национальный праздник, отмечая который болгары могли дать выход своим патриотическим чувствам.
Новые черты в повседневной жизни болгар.
Формирование болгарской нации и социальная дифференциация болгарского общества создали новую культурную среду, которая сочетала сохраненные под османским игом традиционные ценности и новации, порожденные изменившейся исторической обстановкой и активизировавшимися связями с другими славянскими и европейскими народами. Сформировалась как особый социальный слой новоболгарская интеллигенция - главный творец культуры болгарской нации и выразительница ее духовных интересов. Ее усилиями создается институциональная система новоболгарской культуры, объединяющая школы нового типа и читалища, периодическую печать и издательскую деятельность, благотворительные и национально-церковные кружки и общества.
Одна из отличительных черт болгарской культуры раннего национального Возрождения - внесение патриотических мотивов в традиционные культурные ценности. Так, национально-патриотическую трактовку получают памятники средневековой агиографии (Жития св. Ивана Рильского, св. Параскевы-Петки и др.), переписываемые, переиздаваемые и пересказываемые болгарскими просветителями. 30 - 40-е гг. XIX в. становятся временем нового расцвета болгарских монастырей, получающих богатые и массовые пожертвования местного населения. В тридцатые гг. XIX в. заново отстраивается Рильский монастырь, величественные стены и здания которого как бы символизируют возрождение болгарского народа, возводятся и расписываются новые храмы в Бачковском и Троянском монастырях. Расцвет церковной росписи и иконописания этого времени выразился в формировании самобытных художественных школ. Семейный характер носила Самоковская художественная школа, основанная в конце XVIII в. иконописцем Христо Димитровым. Его сыновья Захарий и Димитр (оба носили почетное прозвание Зограф, т.е. живописец) не только оставили блестящий след в стенописях крупнейших монастырей Болгарии, но и стали основоположниками портретной живописи Болгарского национального Возрождения. Эту традицию развил и продолжил еще один представитель Самоковской школы - внук Х.Димитрова - Ст.Доспевский.
Художественные произведения в 30 - 40-е гг. XIX в. выходят за пределы церквей и монастырей , перестают быль монополией богатых домов и проникают в жилища простых болгар. Особое распространение получаю гравюры, печатавшиеся в типографии Николы Карастоянова, также тесно связанной с Самоковской живописной школой. Их излюбленные сюжеты составляли образы болгарских святых, получившие новую патриотическую интерпретацию в живописи национального Возрождения. Традиции светского характера набирают силу и в болгарской архитектуре. В первой половине XIX в. складывается тип городского зажиточного дома - солидной двухэтажной постройки со множеством комнат, богато украшенных деревянными резными потолками и мебелью как в восточном, так и в европейском стиле. Одним из ведущих мастеров-зодчих болгарского национального Возрождения был Н.Фичев (Кольо Фичето), возведенные им здания и мосты сохранились в Тырново, Габрове, Карлове и других городских центрах.
Еще одна особенность культуры этого времени - ее тесные связи с другими славянскими культурами. Первыми издателями средневековых болгарских литературных памятников стали русский славист К.Ф.Калайдович и словак П.Шафарик, первые печатные тексты болгарских народных песен увидели свет в сборниках сербского фольклора, составленных В.Караджичем. Многие будущие активные деятели болгарского национального Возрождения черпали знания и вдохновение из трудов закарпатского русина Ю.Венелина - автора первого исторического исследования о болгарах, собирателя и исследователя болгарского народного творчества. После смерти российского ученого болгары воздвигли на его могиле памятник с эпитафией: “Напомнил свету о забытом, но некогда могущественном племени болгар и пламенно желал видеть его возрождение”. Уже в 40 -е гг. XIX в. усилиями получившего образование и работавшего в России болгарского историка Спиридона Палаузова создаются первые научные труды по истории Болгарии, выдержанные в духе академических традиций и лишенные романтических преувеличений, характерных в целом для исторической мысли Болгарского национального Возрождения.
Поисками и исследованием болгарских исторических памятников и фольклорных произведений в 1844 - 47 гг. занимался русский ученый В.Григорович, под руководством которого получил первоначальную исследовательскую подготовку будущий собиратель и издатель болгарского народного творчества Димитр Миладинов. Сбор и исследование памятников болгарской народной культуры составляли часть многосторонней и интенсивной деятельности выдающегося болгарского поэта и просветителя П.Р.Славейкова, но его собрание народных песен не было издано и погибло во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.
С распространением грамотности среди болгарского населения росла потребность в чтении художественной литературы но родном языке. В первой половине XIX в. она удовлетворялась в основном за счет переложения на болгарский язык греческих, русских, сербских немецких, французских и английских произведений с соответствующими изменениями имен, колорита, реалий обстановки (“оболгаривание”). Так, повесть Н.М.Карамзина “Наталья, боярская дочь” под пером П.Р.Славейкова превратилась в рассказ из средневековой болгарской жизни под названием “Невянка, болярская дочь”, а известный болгарский просветитель И.Богоров сделал доступным для болгарского читателя знаменитый роман Д.Дефо под названием “Чудеса Робена сына Крусо”.
Развитие собственно болгарской новой литературы шло через просветительскую деятельность, через ожесточенные споры о литературном языке и его нормах и первоначально было отягощено как сильными внешними влияниями, ведшими к рабскому подражательству греческим и русским образцам, так и избыточными нравоучительностью и политизацией, которые не способствовали росту художественных достоинств текстов. Первой болгарской поэмой, где на передний план выходила любовная история, лишенная политических акцентов, было произведение Н.Герова “Стоян и Рада” (1845). Вскоре новая болгарская поэзия пополнилась любовной и пейзажной лирикой П.Р.Славейкова и патриотическими стихами Д.Чинтулова, перелагавшимися на музыку и распространявшимися по всей стране любимыми в народе песнями.
Культура болгарского национального Возрождения была открыта и для взаимодействия с современной ей европейской культурой. Наряду с литературными и художественными влияниями, к середине XIX века можно отметить проникновение европейских образцов в бытовую культуру болгар. Непременным атрибутом зажиточного городского жилища становится оформленный в “европейском стиле” уголок - “алафранга”. Впоследствии это название распространилось и на воспринятую болгарами и другими христианскими подданными Турции европейскую моду в одежде.
Таким образом, новая болгарская культура выражала качественно иную степень развития болгарской нации: ее окрепнувшее национальное самосознание, широкие контакты со славянским и европейским миром, сохраняя при этом преемственность от богатого культурного наследия средневековой Болгарии, бережно сохраненного в годы османского ига.