Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образование болгарского национального государства



Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат

Прелиминарный договор представители Российской и Османской империй подписали 3 марта 1878 в г.Сан-Стефано (Ешилькёй). В соответствии с ним на территории от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера (общей площадью 160 тыс. кв. км) предусматривалось образование автономного Княжества Болгарии “с христианским правительством и народной милицией” (ст. 6). Согласно договору Княжество должно было объединить в своих границах Мизию, Южную Добруджу, большую часть Македонии и Фракии, то есть практически все те епархии, кроме Нишской и большей части Доростоло-Червенской (Русенской), на которые со времени своего учреждения (1870 г.) претендовал Болгарский экзархат, являвшийся до возникновения болгарского национального государства основным интеграционным и мобилизационным национальным фактором. Границы Княжества, определенные Сан-Стефанским договором надолго стали для болгар символом их “идеального” отечества.

Сделанная в Сан-Стефано заявка на возможность создания “под покровительством” России достаточно обширного по территориальному охвату и обладающего выгодным геостратегическим положением на Балканах болгарского государства незамедлительно вызвала негативную реакцию со стороны прежде всего Великобритании и Австро-Венгрии. Полемика развернулась вокруг практического применения принципа обязательности для национального государства совпадения этнических и государственных границ. Ссылаясь на него, Великобритания и Австро-Венгрия обвиняли Россию в стремлении во имя своих собственных интересов создать фиктивное национальное государство, включающее “соседние народности”, на опасность ущемления прав которых они неоднократно указывали.

Под давлением Великобритании и Австро-Венгрии условия Сан-Стефанского прелиминарного договора были пересмотрены состоявшимся в Берлине конгрессом великих держав (13 июня - 13 июля 1878 г.). Договором, подписанным 13 июля 1878 г. Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Италией, Россией и Турцией, предусматривалось: территорию (площадью 62 776 кв. км с населением около 2 млн человек) самоуправляющегося под главенством султана Княжества Болгарии ограничить Дунаем, Балканскими горами и Софийским санджаком; территорию, заключенную между Балканскими горами, Родопами и Черным морем (площадью 35 901 кв. км с населением 815 946 человек), оставить под прямой политической и военной властью султана при условии предоставления ей полной административной автономии в качестве провинции, именуемой “Восточная Румелия”, с административным центром в г. Пловдиве; Эгейскую Фракию и Македонию возвратить Османской империи с условием введения в каждой провинции органических уставов по типу Критского 1868 г. Срок временного русского управления был сокращен до 9 месяцев со дня ратификации договора. Остальные же статьи Сан-Стефанского договора, относившиеся к Княжеству Болгария, остались практически без изменений.

Учредительное собрание. Тырновская конституция

Формирование болгарского национального государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. перемен, а именно, смены ролей в системе “господства-подчинения”, обеспечив болгарам-христианам по праву “коренной”, государствообразующей, нации привилегированное положение. Базисным здесь явился обретенный в Османской империи опыт политической жизни, когда каждый мусульманин, даже находившийся на самой низкой ступени социальной лестницы, обладал устойчивым самосознанием, подкрепляемым практикой, своего превосходства по отношению к “неверным”. Так как в империи водоразделом служил конфессиональный признак, то он наряду с этническим стал решающим в определении состава “коренной” нации нового государства, из которого, соответственно, оказались исключенными те болгары, которые исповедовали ислам (болгары-магометане, или “помаки”).

Восприятие мусульманами происходившего было аналогичным. Нежелание оказаться в “не своем” государстве, государстве вчерашних райя, и принять неизбежную при этом смену ролей в системе “господства-подчинения”, заставляло мусульман, даже не имевших на то никаких других видимых причин, покидать Княжество.

При этом для самих болгар-христиан оставался нерешенным вопрос, - в праве ли они осуществлять национально-государственное строительство в границах, установленных Берлинским договором. Он был вынесен на Учредительное собрание, обязанное решить вопросы государственного устройства Княжества и выработать Органический устав.

Учредительное собрание начало свою работу 23 февраля 1879 г. в г. Велико Тырново. В нем приняло участие 229 депутатов “по должности”, а также избранных и назначенных русским императорским комиссаром князем А. М. Дондуковым-Корсаковым. Из них 16 представляло национальные меньшинства (турецкое, греческое, еврейское) и 203 - болгар-христиан.

Только после месяца бесплодных дискуссий о неприемлемости для болгарского народа условий Берлинского договора депутаты под давлением представителей России перешли к рассмотрению проекта Органического устава. Он был подготовлен комиссией С. И. Лукьянова, возглавлявшего отдел юстиции Совета при императорском комиссаре. Депутаты внесли в предложенный им проект существенные поправки. Было решено: именовать основной закон Княжества Болгария не Органическим уставом, а конституцией, опустить фразу относительно вассальной зависимости Княжества от Османской империи, отказаться от принципа назначения князем депутатов парламента (Народного собрания), а также от государственного совета как института исполнительной власти и т.д.

Принятая 29 апреля 1879 г. Учредительным собранием конституция утвердила в качестве государственной формы правления конституционную монархию. Однако при этом она не разрешила вопрос о единой и неделимой верховной власти. С одной стороны, монарх был наделен правом утверждения законов, роспуска Народного собрания, назначения новых парламентских выборов и т. д., но, с другой, его полномочия ограничивались парламентом. Народное собрание согласно своим функциям и полномочиям подразделялось на великое и обыкновенное, то есть регулярно созываемое. К задачам Великого Народного собрания было отнесено решение таких вопросов, как внесение изменений в конституцию, избрание монарха, обмена или отчуждения территорий, а Обыкновенного - разработка и принятие законов, утверждение бюджета, осуществление контроля за деятельностью правительства.

Конституцией гарантировались равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности, частной собственности и жилища, свобода слова, печати, собраний и организаций, предоставление избирательного права всем мужчинам, достигшим 21 года, обязательное и бесплатное начальное образование и т. д. Вместе с тем конституция устанавливала главенство православной веры (“Господствующая в Болгарском Княжестве вера есть Христианская Православная Восточного Исповедания” - ст. 37).

Конституция, именовавшаяся впоследствии Тырновской, в полной мере явилась выражением представлений политически мобилизованного населения Княжества о прогрессивном и современном государстве, к созданию какового оно стремилось.

30 апреля 1879 г. начало свою работу первое Великое Народное собрание, которое избрало князя. Им стал Александр Баттенберг (1857-1893), сын Александра Гессенского, племянник российской императрицы Марии Александровны, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Принятие Тырновской конституции и избрание князя оформили окончательно учреждение Княжества Болгария как самостоятельного государства.

Восточная Румелия после Берлинского конгресса. Ее устройство

Вопрос об определении характера Восточной Румелии как моно- или многонациональной области не являлся однозначным. Согласно имеющимся статистическим данным, не считающимся, правда, бесспорными, из 815 946 проживавших в Восточной Румелии в 1878 г. 573 560 составляли болгары, 174 700 - мусульмане (турки и болгары-магометане), 42 654 - греки, 19 549 - цыгане, 4 177 - евреи, 1306 - армяне.

Европейская комиссия по выработке Органического устава приняла решение рассматривать Восточную Румелию как многонациональную по своему характеру область, утвердив в качестве ее официальных языков болгарский, греческий и турецкий.

Органический устав, как документ призванный регламентировать жизнь Восточной Румелии, был утвержден членами Европейской комиссии в апреле 1879 г. Основные его главы были подготовлены представителями Австро-Венгрии и Франции.

Органический устав предусматривал предоставление Восточной Румелии, по существу, статусно-функциональной автономии. Управление областью доверялось назначаемому султаном генерал-губернатору, которому вместе с директоратом (правительством) передавались функции исполнительно-распорядительной власти. Осуществление таких задач как обсуждение законопроектов, принятие бюджета, контроль за деятельностью правительства возлагалось на Областное собрание, депутаты в который назначались, а также избирались населением Восточной Румелии по достижению 21 года, обладающим недвижимостью или имеющим высшее образование.

Органическим уставом провозглашались основные либеральные свободы: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, неприкосновенность жилища, свобода собраний и т. д

Зависимость Восточной Румелии от Османской империи выражалась не только в праве султана назначать генерал-губернатора области в качестве ее главы, утверждать членов правительства (директората), распускать Областное собрание по предложению генерал-губернатора, но и в необходимости платить налог. От уплаты последнего Восточная Румелия освобождалась только в первый год своего существования, во второй - она должна была выплатить империи 120 тыс. турецких лир, а затем ежегодно платить по 5 тыс. турецких лир.

Генерал-губернатором Восточной Румелии султан назначил 15 апреля 1879 г. А. Богороди, находившегося до того на дипломатической службе.

Учреждение Восточной Румелии в качестве самостоятельной административной единицы, несмотря на ее включенность в границы Османской империи и юридическую подчиненность власти султана, создавало предпосылки для ее трансформации в суверенное государственное образование.

Таким образом, фактически с середины 1879 г. начали свое существование на территории между р. Дунаем и Балканскими горами национальное болгарское государство с ограниченным внешнеполитическим суверенитетом (Княжество Болгария) и на территории, заключенной между Балканскими горами, Родопами и Черным морем, административно самостоятельная область Османской империи, в которой болгарам только предстояло посредством практики политической жизни утвердить свое доминирование (Восточная Румелия).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.