Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическое и экономическое развитие Польши с конца 40-х до конца 80-х гг. Становление, развитие и кризис советской модели политической системы в Польше.



На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральным звеном являлась Польская объединенная рабочая партия, точнее ее руководящие органы, в руках которых были сосредоточены как рычаги управления всеми сторонами социальной и экономической жизни общества, так и распоряжение основными материальными ресурсами. ПОРП взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. В соответствии с ней необходимыми условиями успешного построения социализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую.

Разгромив в конце 40-х гг. с помощью органов государственной безопасности оппозиционные либеральные силы и подполье, ПОРП, однако, не решилась на ликвидацию так называемых “союзнических партий”.. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В 1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либерально настроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла в Объединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). В Польше утвердилась новая политическая система, в которой не было места для оппозиционных партий.Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и других общественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии” влияния ПОРП на широкие слои населения. Хотя в Польше существовали сейм и правительство, но реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП, которые в своей деятельности фактически не подлежали никакому контролю, в том числе и со стороны партийных масс. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР).

Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., сосредоточение в руках государства в результате национализации промышленности достаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации, необходимость которой диктовалась не только доктринальными соображениями. Ее предопределяли также потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др. современных отраслей промышленности. К концу шестилетки производство в них возросло в 2,5 раза по сравнению с 1949 г. Но темпы роста производства в отраслях, производящих предметы широкого потребления, были более низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции. Население постоянно испытывало нехватку товаров повседневного спроса. Получаемые средства в основном направлялись государством на инвестиции, а не на увеличение покупательной способности населения, вследствие чего его жизненный уровень рос крайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался.

В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Число производственных кооперативов возросло с 635 в 1950 г. до 9076 в 1955 г. Столь высокие темпы кооперирования во многом обеспечивались широким применением административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы для проводившейся в это же время форсированной индустриализации. В первой половине 50-х гг. капиталовложения в сельское хозяйство снизились по сравнению с концом предшествующего десятилетия на 24 %, а инвестиции непосредственно в крестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля.

Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недовольство в обществе вызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г. (против членов АК, сохранивших верность присяге и не вышедших из подполья после амнистий 1945 и 1947 гг., участников политического подполья, возвратившихся с Запада эмигрантов, а с 1949 г. и ряда руководящих и рядовых членов ПОРП, офицеров Войска Польского, обвинявшихся в право-националистических взглядах или связях с западными разведслужбами, “кликой” Тито, троцкистами и т.д.), которым подверглись десятки тысяч людей. Среди арестованных оказался и бывший лидер ППР В.Гомулка.

Первые попытки скорректировать курс были предприняты после смерти Сталина в 1953 г., но они были робкими и непоследовательными. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис, симптомы которого наблюдались уже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и всеобщий характер. Он охватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Их игнорирование властями привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. В результате столкновений погибли 74 человека, 576 получили ранения. Руководство партии и страны, оценивая причины выступлений в Познани, свело их к действиям антисоциалистических сил.

Расправа над рабочими Познани не сломила сопротивления польского народа тоталитарному режиму. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну.

Положение могли спасти только решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г.

Анализ кризиса в Польше привел обновленное руководство партии и страны к выводу, что его причинами были ошибки бывшей правящей элиты в определении сроков и темпов проведения социалистических преобразований, ее отрыв от рабочего класса, командные методы руководства союзническими партиями и общественными организациями, пренебрежение конкретными польскими условиями, догматический подход к марксистско-ленинской теории.

В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д.

В 1956-1957 г. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе господствовали единоличные крестьянские хозяйства. Не отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых форм кооперации.

Был освобожден находившийся в изоляции в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах.

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.

Некоторое улучшение материального положения населения вследствие произошедшего после 1956 г. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе командно-распределительной системы, сохранялись. Суть системы, присущие ей механизмы осуществления власти и управления обществом остались неизменными.

Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые страны делали ставку на широкое использование достижений научно-технической революции, качественную структурную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда, экологически вредных, но зато обеспечивающих всеобщую занятость и определенный уровень социальной защищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль в студенческих выступлениях сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., ставшие впоследствии видными деятелями оппозиции. Для разгона студенческих митингов были использованы милиция и рабочие. Наиболее активные участники выступлений были исключены из высших учебных заведений, некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Против вышедших на улицы рабочих были брошены милиция и воинские части. В столкновения погибли 44 человека, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватили предприятия и в других районах Польши. Они кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в партийном и государственном руководстве. Был смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, на этот ключевой пост был избран Э.Герек, пользовавшийся поддержкой советского руководства. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.

Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского протеста рабочего класса привел новое партийное руководство почти к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежними лидерами значения научно-технической революции.

В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Однако очень скоро стало заметно нежелание проводить в народном хозяйстве какие-либо системные изменения. Та же судьба постигла и планы преобразований в сфере функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство управляет.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработная плата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокое для Польши повышение реальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.

Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использовать краткосрочные займы, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов. Все более ощутимыми становились трудности с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций.

Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство решило в июне 1976 г. резко повысить цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Попытка проведения этого решения в жизнь натолкнулась на решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивыми газами. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженности, недовольство руководством страны, разочарование в “реальном социализме”, оказавшемся не в состоянии на обещанном уровне удовлетворять материальные и духовные запросы общества.

Июньские события 1976 г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, в состав которого вошли активные участники студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам выступлений протеста, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

Особое внимание было обращено на рабочую среду. Рабочим читали лекции о “белых пятнах” в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями в области защиты прав трудящихся. Была налажена широкая “самиздатовская” деятельность, для ведения пропаганды использовалась западная польскоязычная печать и радиостанции. В конце 70-х гг. началось создание свободных профсоюзов.

Стали возникать и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека и гражданина, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К.Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы римского в Польшу в 1979 г.

 

3 Кризис 1980 г. и рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П.Ярошевича Э.Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С.Каня, премьером стал Ю.Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им.Ленина Л.Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б.Геремек, Я.Куронь, Т.Мазовецкий, А.Михник, Я.Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В,Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В.Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польскоязычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В.Ярузельский и премьер-министр М.Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

“Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.