Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема «Эмоционально-волевые процессы»



План

1.Понятие эмоции и чувства.

2.Нарушение эмоций и чувств.

3.Понятие о воле.

Эмоция– психический процесс, который характеризует переживание человеком действительности, отношение к себе и окружающим. Эмоция состоит из трех частей: переживание эмоции, внешнее и двигательное выражение, сомато-вегетативные изменения.

Роль эмоций в жизни человека.

1.Понимание людьми друг друга.

2.Оценка хода и результатов деятельности человека.

3.Защитная функция.

4.Мотиватор поведения.

Виды эмоций.

Стенические- активизируют организм. Астенические – расслабляют, подавляют. В зависимости от длительности и степени выраженности бывают : настроение – длительное эмоциональное состояние; страсть – длительная интенсивная эмоция, имеющая определенное значение; аффект – внезапно возникшее сильное душевное волнение.

Аффект бывает физиологический- находящийся под контролем; патологический – не поддающийся контролю (при психопатии, эпилепсии, органических поражениях головного мозга).

Чувство- более устойчивое психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер: оно выражает устойчивое отношение к каким –либо объектам. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживания относительно других людей), интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью); эстетические ( чувства красоты); практические ( связанные с деятельностью человека).

Нарушение эмоций и чувств.

Эмоциональная амбивалентность – одновременное существование противоположных эмоций. Извращение эмоциональной деятельности наблюдается у больных шизофренией (радостное событие – грусть, несчастье – радость).

Эмоциональная лабильность – легкая смена настроения без значительного повода ( при заболеваниях сердца и сосудов, на фоне астении или перенесенных соматических заболеваний).

Депрессия– угнетенно - подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. Возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству. Триада симптомов:

1. Угнетенное настроение.

2. Мыслительная заторможенность.

3. Двигательная заторможенность.

Субдепрессия – менее выраженное состояние при ряде соматических заболеваний и неврозах. Часто наблюдается при шизофрении, старческих психозах, маниакально – депрессивном психозе.

Маниакальное состояние - противоположно депрессивному.

Дисфория – угрюмно – злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям. Часто при эпилепсии.

Апатия – потеряинтереса к какой либо деятельности, даже к своему внешнему виду.

Тактика медработника при нарушениях эмоций.

болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря 1.Внимание к настроению больного.

2. Бережное и чуткое отношение к больным с эмоциональной лабильностью.

3.Успокоить больного с дисфорией, пригласить врача.

Воля.

Волей называется сознательная психическая активность, связанная с преодолением препятствий.

Этапы волевого процесса:

1. Возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели.

2. Сознание ряда возможностей достижения цели.

3. Мотивы, подкрепляющие или опровергающие эти возможности.

4. Борьба мотивов.

5. Принятие решения.

6. Осуществление принятого решения.

Волевая регуляция поведения.

Сознательное создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности. Воля участвует в развитии всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи. Волевая регуляция может включаться в деятельность на любом ее этапе: выбор действия, начало, следование цели, контроль действия. Особые трудности в плане волевой регуляции бывают, когда проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления действия.

Развитие воли у человека.

Осуществляется в нескольких направлениях:

1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Обретение человеком контроля над своим поведением.

3. Выработка волевых качеств личности.

4. Сознательная постановка перед собой все более трудных задач и преследование все более отдаленных целей.

Нарушения воли.

Гипобулия – понижение волевой активности. Больные малоподвижны, почти не возникает стремления к деятельности.

Гипербулия – чрезмерная активность больных в маниакальном состоянии.

Абулия – резкое ослабление воли до степени безволия. Больной утрачивает все желания, прекращает всякую деятельность.

Катотонический ступор - состояние полной обездвиженности ( автоматическая подчиняемость или каталепсия- застывание в приданном человеку положении)

Парабулия - извращение волевой деятельности ( странные, нелепые поступки – извращение пищевого инстинкта у беременных женщин).

 

 

 

 

Лекция №5 на тему «Структура личности. Теории личности в отечественной психологии»

План

1.Понятие структуры личности.

2.Теория деятельности Леонтьева.

3.Культурно-историческая теория личности.

4.Теория развития личности Э. Эриксона.

5.Возрастная периодизация по Эльконину.

В начале 1930-х гг.А. Леонтьев встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека состоит из нескольких уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место занимает действие. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, образа желаемого результата. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента:

· акт сознания в виде постановки и удержания цели.

· акт поведения; Один из основополагающих выводов теории деятельности- утверждении о неразрывности сознания и поведения.

· принцип активности. Источник активности находится в самом человеке в форме цели, на достижение которой направлено действие.

· понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Основные принципы психологической теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. Способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. Цель в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие . Операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Четкую грань между операциями и действиями выделить трудно. Например, при выпечке блинов, вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Самый нижний уровень структуры деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. К ним в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, которые достаются человеку при его рождении и составляют фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

3.Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.)
В развитии ребенка существует две переплетенных линии.
Первая следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культур, способов поведения и мышления.

Средствами организации поведения и мышления являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Система овладения ими проходит несколько стадий.
Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо натуральной, непроизвольной функции.
На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя выходами лежит процесс интериоризации, вращивания функции вовнутрь. Таким образом, психические функции приобретают осознанность и произвольность, и происходит процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, который происходит в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения - это коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.
Гениальна догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития : только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке.
Личность не врожденна, но возникает в результате культур, развития.
Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.
Стабильные процессы сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной). Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка. Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности: социальное происхождение, существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Периодизация Эльконина

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от стадии к стадии является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

Стадии развития

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

 

 

Лекция №6

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.