Доказал еще Джамбаттиста Вико (1668 -- 1744), один из
Первых в Новое время применивший метод историзации мифов.
По-египетски имя Тота-Гермеса звучало Теут и именно оно,
Согласно Вико, породило греческое theos98.
Индоевропейская и семито-хамитская мифология в конечном
Счете восходят к единому источнику. Это прекрасно понимали, к
Примеру, в Древнем Египте и Элладе, когда отождествляли
Египетских и греческих Богов, называя их одними и теми же
Именами, точнее, к одному и тому же Богу применялось
Одновременно и греческое и египетское имя. (Традиция эта
Сохранилась и в древнерусской литературе: в Ипатьевской
Летописи Боги с греческими именами считаются египетскими.)
Поэтому и неудивительно, что в античных источниках
Недвусмысленно намекается на участие Гермеса в египетской
Теогонии. Причем участие его было решающим, и в конечном счете
Он оказался стоящим у колыбели всех главных египетских Богов
Второго поколения. Эту историю подробно излагает Плутарх в
известном трактате "Об Исиде и Осирисе". Суть версии,
Изложенной Плутархом (а, надо полагать, он опирался на
Недошедшие до нас первоисточники), вкратце такова. Нут (Небо)
Тайно сожительствовала с Гебом (Землей). Об этом узнал Ра
(Солнце) и проклял ее, чтобы она не могла родить ни в одном
Месяце. Тут-то и вмешался Лунный Бог Тот (Месяц) -- Гермес. Он
Влюбился в Богиню Нут (Небо) и стал ее супругом. Чтобы обойти
Проклятие Солнца-Ра, Тот-Гермес поступает, как и полагается
Богу мудрости и хитрости. Он сыграл в шашки с Луной-Селеной,
Выиграл у нее пять дополнительных календарных дней и прибавил
Их к тремстам шестидесяти дням египетского календаря. На самом
Же деле, как было показано выше, исправление календаря было
Обусловлено тем, что прежний (полярный) календарь не вписывался
В условия новой африканской родины -- Египта, куда переселились
Прапредки египтян и родоначальницей которых была несчастная
Возлюбленная Зевса -- Ио. В итоге возник известный нам
Календарный год. Ра оказался посрамленным, а в пять сотворенных
Из лунного свечения дополнительных дней Гермес-Тот дал
Возможность трехмужней супруге произвести на свет пять Богов.
Это: 1) Осирис-Дионис -- Властелин всего; 2) Хороерис (Старший
Хор) -- Аполлон (другой Хор -- младший -- тоже был солнечным
Богом, но только от брака Осириса и Исиды); 3) Сет (погубивший
Осириса); 4) Исида-Соколица и ее сестра; 5) Нефтида -- Влажная
(откуда, кстати, происходит русское слово "нефть"). (Считалось,
что только Исида была дочерью Тота-Гермеса, а Осирис -- сыном
Ра-Солнца).
Не вдаваясь далее ни в содержание трактата Плутарха, ни в
Перипетии древнеегипетской мифологии, -- отметим лишь две
Параллели с русским фольклором, свидетельствующие об общих
Корнях славянской и эллинско-египетской мифологии. Первая
Напрашивающаяся сама собой аналогия между Гермесом-Тотом --
Творцом календаря и русским владыкой годового цикла, чей образ
Сохранил Владимир Даль. В народном представлении
Календарно-упорядоченная стихия представала в виде волшебного
Старика-годовика с его световыми птицами. В передаче Владимира
Даля народные поверья о хозяине циклического времени предстают
в следующем варианте. "Вышел старик-годовик. Стал он махать
Руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик-годовик первый раз -- и полетели первые три
Птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз --
И полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались
Цветы. Махнул старик-годовик третий раз -- полетела третья
Тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз -- и полетели еще три
Птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли
Туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре
Крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим
Именем. Одна половина пера белая, другая -- черная. Махнет
Птица раз -- станет светлым-светло, махнет другой -- станет
темным-темно". Столь причудливым образом трансформировался
Образ верховного Бога -- творца мирового круговорота -- в
Народном сознании.
Поиск по сайту:
|