Данный фрагмент практически полностью соответствует
строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил посреди
неба", где также в метафорической форме описывается полярный
День.
А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не
Могут не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера и
Принесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись к
Новым условиям и обрастая массой подробностей, приобрели
Впоследствии привычный для нас вид. Но сквозь оболочку
Позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда
Памяти о далеком прошлом. Так, перед битвой с гигантами
Зевс велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не
Светить на землю. В небе остались только звезды. Здесь
Явственный намек: гигантомахия (точнее -- события ей
Предшествовавшие) сопряжена с полнощными странами и полярной
Ночью. Также в легендах о рождении Геракла различные источники
Единодушно свидетельствуют: когда Зевс соблазнил Алкмену, их
Первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток
Не поднималось над Землей. Такое может случиться только в
Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там и
Происходили описываемые события. И именно туда, на родину
Предков, неоднократно возвращался величайший герой древности
Геракл при совершении некоторых из своих подвигов и при
Освобождении Прометея. Лишь в эпоху расцвета античной
Цивилизации первичное ядро северных легенд было
Трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
Один из крупнейших представителей сравнительного
Языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823
-- 1900) не без оснований полагал, что в период,
Предшествовавший образованию современных этносов, каждое слово
В первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя --
Образом, каждое существительное -- определенным лицом и каждый
Предлог -- маленькой драмой. По этой причине многие языческие
Боги -- индийские, иранские, греческие, германские, славянские
И прочие -- не что иное, как результат персонификации
Поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, кто
Их придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения на
Скупые сведения древних историков, связанные с преданиями о
Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других
Древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о
Гиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонные
наименования. Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто
живет за Бореем (Северным ветром)", или просто -- "те, кто
живет на Севере". В древнерусской географии также было принято
Разделение мира по ветрам, и территория современной России
Обозначалась соответственно по направлению северного ветра.
"Благословил есть праотец наш Ной, -- сказано в "Мазуринском
летописце", -- прадеда нашего Иафета частию земли западного
всего и северного и полунощного ветров".28
О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни
Подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду
Отсутствия достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя
и четко помещает их на крайнем Севере на берегах "последнего
моря", опасается домысливать что-либо к известным ему фактам,
Связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона на
Острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант
Античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном
Древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние
Традиции и генетически связанном с эллинами, а также с
Культурой и религией всего античного мира -- через культ
Аполлона.
Плиний Старший -- один из самых беспристрастных ученых --
Старался излагать только бесспорные факты, воздерживаясь от
Каких-либо комментариев. Вот что дословно сообщал он в
"Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,
по ту сторону Аквилона [Северный ветер -- синоним Борея. --
В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить), который
Называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
Прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли
Поиск по сайту:
|