Проецируется на общественные отношения в виде определенного
Строя, обязательных запретов и алгоритмов действий, облеченных
В некие ритуалы. А это, в свою очередь, невозможно без
Многоцветной и строгой вместе с тем системы символов,
Включающих языковые и знаковые формы.
Такой механизм взаимосвязи между Макрокосмом и
Микрокосмом, а также в структуре самого Микрокосма, видимо,
Запрограммирован в законах природы с самого начала и является
Ее своего рода самоохранительным началом. Человеку изначально
Раз и навсегда не дано переступать некоторую запретную границу,
Он обречен представлять (познавать) глубинные законы материи и
Космоса только посредством разного рода символов, включая и
Мысленные абстракции. Выход за этот символический барьер
Возможен, но только с помощью теоретического воображения, а оно
Само по себе также представляет лишь оперирование символами.
Воображение питает и фольклорные образы, а также
Символы-мифологемы.
И античный мудрец, и ведийский жрец, и славянский волхв, и
Современный ученый говорят примерно об одном и том же, пытаясь
Описать одну и ту же объективную реальность, но используя при
Этом различные системы символов и построенных на их основе
Языков. Здесь, кстати, лишний раз подтверждается известный
Тезис Алексея Федоровича Лосева (1893 -- 1988),
сформулированный в его классическом труде "Диалектика мифа":
Всякая наука сопровождается и питается мифологией, черпая из
Нее свои исходные интуиции17. С точки зрения единых
Закономерностей выражения действительности через символы и
Постижения действительности через символы современная наука
Столь же мифологична, сколь научна всякая мифология.
Современные естественно-математические науки, включающие
Космологию и ее ответвления, ничто без упорядоченных
Математических символов. Посредством этих символов создается
Научная картина мира, с их помощью она и прочитывается. Убрать
Символы -- и останется одна пустота, ничто. Следовательно, и
Тайна космического мышления кроется в символах. Познай их -- и
Ты познаешь все.
Приятно это кому бы то ни было или неприятно, но следует
Набраться мужества и признать: человек, познавая
Действительность, практически никогда не имеет дел
Непосредственно с этой действительностью, но лишь с набором
Некоторых символов и кодов, включая собственные ощущения, более
Чем опосредованно данную действительность отражающими. И
Безразлично, в какой именно форме искажается объективная
Действительность, представая в мозгу то в виде мифологических
Картин и сцен, то в виде поэтических или фантастических
Образов, то в виде метафизических схем, то в виде
Математических формул.
Таким образом, каналы символизации и алгоритмы кодировки
Глубинного смысла бытия и его закономерностей одинаковы как для
Науки, так и для мифологии. Типичны и возможные искажения при
Обоих способах осмысления действительности. В результате
Свободного оперирования символами, знаками, образами,
Словесными догмами, математическими формулами и теоретическими
Моделями сплошь и рядом возникают некоторые спекулятивные
Конструкции, настолько далеко отступающие от отображенной в них
Реальности, что превращаются в прямую противоположность
объективной истине. Гете называл это "ложным светом знаний". "Я
проклял знаний ложный свет", -- так перевел соответствующую
строку из "Фауста" Пушкин. Не менее определенно высказался
Байрон в "Манфреде": наука -- "обмен одних незнаний на другие"
(перевод Ивана Бунина). Густав Шпет перевел эти слова еще
резче:
Наука вся -- невежества обмен
На новый вид невежества другого.
Столь же безапелляционно высказался о сути псевдонаучного
теоретизирования Максимилиан Волошин: "Я призрак истин сплавил
в стройный бред".
Другими словами, то, что в общественном мнении считается
Наукой, на самом деле представляет собой сумму более или менее
Верных взглядов на определенный фрагмент действительности,
Событие или проблему. Группа интерпретаторов объявляет
Поиск по сайту:
|