Современному человечеству досталось бесценное богатство в виде
Языка и системы образов мифологического мышления. Стоит
Правильно подобрать ключ -- и перед изумленным взором откроются
Бездонные глубины. Правда, придется отказаться от большинства
Бытующих стереотипов.
Что это означает применительно к языку? За последние два
Века своего существования сравнительно-историческое языкознание
Добилось крупных успехов в области систематизации языков и
Установлении родства между ними в рамках отдельных языковых
Семей, например, индоевропейской, досконально проследило
Эволюцию фонетических (звуковых), графических (алфавитных),
Морфологических (словосоставных), лексических (словарных),
Грамматических и иных форм различных языков. Дальше этого
Обычно не идут. Более того, исследовательское поле за пределами
Существующей традиционной границы считается запретной
Территорией. Но это -- всего лишь Terra incognita, ждущая своих
Первооткрывателей. Действовать им придется решительно и не
Полагаться на эмпирическую ползучую приземленность традиционных
Методов.
Многого, скажем, достигли этимологи, чья задача: объяснять
Происхождение конкретных слов, раскрывать их генетические
Корни, устанавливать первичную структуру и сходство с
Лексическими единицами живых и мертвых языков. Этимология --
Скрупулезная наука: филигранной реконструкции подвергаются, к
Примеру, звуковой и словообразовательный состав слов с учетом
Чередования, трансформации и выпадения конкретных звуков. Но в
Большинстве своем этимологи не стремятся заглянуть далеко
вглубь. Индоевропейское языкознание во временном плане доходит
До языка священных ведийских текстов и санскрита. Связи же
Между различными языковыми семьями исследуются очень робко и
Без надежной исторической базы. Между тем, если исходить из
Концепции единого происхождения языков мира, -- открываются
Совершенно новые пути осмысления разных языков и далеких друг
От друга культур. На смену традиционной микроэтимологии,
Ориентирующейся на близкородственные языковые связи, приходит
Макроэтимология, исходящая из древней языковой общности.
Для макроэтимологии традиционный морфологический и фонетический
Догматизм не играет большой роли, и она допускает лексические и
Морфологические модификации, незнакомые для микроэтимологии.
Что же такое археология языка и реконструкция
Смысла? Нагляднее всего это видно на конкретных примерах.
Знакомое и всеми любимое слово "весна" -- казалось бы, такое
Русское-прерусское. Однако оно имеет общее основание с другими
Индоевропейскими языками и восходит к древним общеарийским
корням. Достаточно взглянуть на производное от слова "весна"
прилагательное "вешний", чтобы увидеть в нем индийского Бога
Вишну и более общее русское понятие (Все)вышний, обозначающее
Высшее безначальное Божество, олицетворяющее главного
Властелина Вселенной (на что указывает его местоположение -- в
"вышине"). По-болгарски и сербохорватски "высокий" звучит как
"више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не случайно
Также в эпических песнях Эдды верховный Бог
Древнескандинавского пантеона Один именуется Высоким.
Одним из первых, кто указал на взаимосвязь слов "вышний",
"вечный", "вещий" и "вешний" с именем индоарийского Бога Вишну,
Был русский писатель и историк-любитель Александр Фомич
Вельтман (1800 -- 1870). Он обратил на это внимание в
первой же своей исторической монографии "Индо-Германе, или
Сайване" (1856 г.). Кроме этого, плодовитый автор-беллетрист
опубликовал еще три собственно исторические книги: "Атилла и
Русь IV -- V в." (1858 г.), "Маги и Мидийские Каганы XIII
столетия" (1860 г.), "Первобытное верование и буддизм" (1864
Г.), где содержится немало более чем смелых и
Полуфантастических предположений по истории Древней Руси.
Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни
-- прежде всего дерева, а затем уже и его ягод. Другими
Поиск по сайту:
|