Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются (ст.164 БК РФ): Президент РФ; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ; иные участники.
Министерство финансов РФ (ст. 165 БК РФ) обладает следующими бюджетными полномочиями:
- принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия.
Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов РФ перечислены в ст. 166 БК РФ.
На основании ст. 1661 БК РФ Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
Счетная палата РФ обладает бюджетными полномочиями, установленными Федеральным законом "О Счетной палате РФ" и БК РФ.
9.3. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации
Временная финансовая администрация на основании ст. 1681 БК РФ - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.
Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ, в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ о введении в субъекте РФ временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств субъекта РФ превышает 30 процентов объема собственных доходов.
Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниципальном образовании), осуществляет на основании ст. 1683 БК РФ следующие полномочия:
- организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
- организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);
- разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета); осуществляет иные полномочия.
Проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) на основании ст. 1684 БК РФ разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании) в законную силу и должен включать:
- срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающий пяти лет;
- долю собственных доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающую 15 процентов;
- объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование государственного долга субъекта РФ (муниципального долга);
- график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);
- меры по оздоровлению государственных финансов.
Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите состав участников бюджетного процесса.
2. Каковы полномочия в бюджетном процессе законодательной (представительной) власти?
3. Назовите полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе.
4. Назовите полномочия главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета.
5. Каковы полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета?