В этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен в традиции предания. В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и дхармашастры (сочинения, в которых излагаются заповеди о дхарме - непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.
Особое место отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" почитаются как священные книги индуизма. Эпос способствовал вырабатыванию индуистских религиозно-филососфских доктрин и принципов. Эпос отразил ранний этап фрмирования индуистской мифологии, выросшей из ведийской. В эпические тексты включены мифологические фрагменты, философские и этические доктрины.
В одну из книг "Махабхараты" включена Бхагавадгита - ключевой текст, от восприятия которого зависит понимание многих сторон индуизма. Он построен в виде беседы-наставления, которое дает Арджуне, одному из главных эпических героев, его возница Кришна, за скромной внешностью которого скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.
Обширный раздел представляют собой пураны. Пураны являются энциклопедическим описанием разных сторон жизни общества.
Пураны свидетельствуют, что индуизм в первые века новой эры стал господствующей государственной религией.
Менялась система культовых отношений. Центр тяжести смещался с обрядности на эмоциональную сторону. Пуранические традиции пронизали собой весь индуизм. Пураны и эпос стали достоянием широкой аудитории.
Средневековый период (VI век - XVIII век).
Средневековый период был отмечен ростом движения бхакти. Центральными божествами индуизма стали Вишну и Шива. Брахма вскоре отошел на задний план. Оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований. Каждый из этих божеств стал центром культа, в котором эмоциональная сторона стала доминирующей.
Прообразом Вишну было ведийское солнечное божество, прославившийся тремя шагами, которыми он охватил всю вселенную. Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.
Шива "вырос" из протоиндийского мифологического персонажа. Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка.
На этот период приходится становление тантризма - важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с культом богини матери. Богиня Дэви вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.
Современный индуизм (начиная с XIX века и до наст. времени).
Произошел комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. На первом этапе реформаторы пересматривали содержание религиии, пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его. Индуизм утверждался как национальная религия. В настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции.
Пантеон богов.
Божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества, либо как могущественные существа, называемые дэвами. Божества и поклонение им выступают средством общения с единым Богом.
Тримурти
· Брахма — творит вселенную в начале времени.
· Вишну — опекает вселенную в течение её существования.