Религия - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного.
Компоненты и структура религии:
1) Религиозное сознание. Ему присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, а также соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью особой лексики и специальных знаков.
Важнейший элемент религиозного сознания - вера. Это состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и конечном результате.
Религиозная вера - это вера:
в объективное существование существ, свойств, связей, превращений;
в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
в действительное совершение мифологических событий, в их повторяемость, в наступление таких событий и свою причастность к ним;
в истинность соответствующих взглядов, представлений, догматов, текстов;
в религиозные авторитеты
Религиозное сознание имеет 2 уровня - обыденный и концептуальный.
Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, чувств, чаяний, направленности воли, привычек и традиций людей, которые являются отражением условий бытия людей.
На концептуальном уровне - специально разрабатываемая совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций. В составе: 1) упорядоченное учение о боге, мире, природе, обществе, человеке, вероучение, теология, богословие; 2) интерпретация на основе религии экономики, политики, права, морали; 3) религиозная философия.
2) Религиозная деятельность - внекультовая и культовая.
3) Религиозные отношения - внекультовые и культовые.
4) Религиозные организации - внекультовые и культовые.
Компоненты религии:
1. Верования и представления, составляющие систему догматов и мифологию религии.
2. Культ - совокупность религиозно-магических действий, выполняемых в соответствии с канонами религии специальными лицами и верующими.
3. Церковь как общественный институт, объединяющий на религиозной почве приверженцев религии, выступающий как средство упорядочения отношений внутри религиозного объединения и связей со светскими группами и организациями.
4. Эмоциональные переживания, связанные с культом и вероучением религии.
5. Нормы нравственности, освящаемые и поощряемые религией.
Основные функции религии.
1. Компенсирующая - в иллюзорно-мистической форме компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства, а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию.
2. Регулирующе-контролирующая - приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения.
3. Мировоззренческая - дает религиозную картину мира.
4. Экзистенциальная - стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.
5. Политическая - осуществляет освящение власти, обожествление правителей и государственных институтов.
6. Коммуникативная - устанавливает прочные связи и регулярное общение между единоверцами.
7. Интегрирующая - объединяя людей в рамках единого мировоззрения и системы ценностей, содействует социальной, идейной и политической интеграции.
8. Сегрегирующая - отделяет единоверцев от приверженцев других религий.
Классификация религий.
При сопоставлении религиозных верований существенным признаком является признание или непризнание тождества между божеством, с одной стороны, и миром и человеком — с другой.
Этот признак позволяет выделить следующие категории: пантеистическиерелигии (системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии) утверждают единство и тождественность божества и мира; теистическиерелигии (христианство, ислам, иудаизм) признают независимое существование божества и сотворённого божеством мира и человека.
Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства единого божества над миром и человеком, разделяющее верования на политеистические(индуизм, даосизм, синтоизм, языческие религии народов Севера, Африки) и монотеистические(единобожие). Примерами последних можно считать иудаизм, христианство, ислам.
Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой отношением к личности Христа. Иудеи ожидают пришествия Его как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида.
Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за грехи всего человечества, воскресшего на третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и мёртвых и установить Своё вечное царствие. Ислам связывает спасение верующего со следованием вероисповедальным, нравственным и ритуальным основам исламского учения.
В зависимости от следования традиционным нравственным установлениям и нормам иудаизм в современном мире представлен в ортодоксальном, традиционном и реформистском течениях.
Различия течений внутри ислама прослеживаются по вопросам правоприменения. Различные христианские традиции выделяют аспекты христианского вероучения, богослужения или благочестия, которые в культурно-исторической среде оказывались наиболее актуальными и принципиально важными. В названиях, исповеданиях и богослужебной практике современных церковных объединений этот исторический духовный опыт находит более или менее яркое выражение.