Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Заратустра. Основы зороастризма изложены в священной книге - "Авесте".
Основные положения зороастризма: вера в единого бога Ахурамазда; учение о существовании в мире добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.
Заратустра был сыном государственного чиновника. Когда мать Заратустры была беременной и ей во сне угрожали черти и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы. В детстве Заратустру одолевали демоны, но при помощи магических средств он отражал их нападения. Когда Заратустра отказался от магии, он получил во сне призыв к пророчеству. Ангелы относят его на небо, где бог Ахурамазда дает ему мудрость всего мира.
"Авеста" делится на три части: Ясна, Яшт и Вендидат. В Ясне собраны песнопения и гимны, которые исполнялись во время жертвоприношений. В Яште объединены гимны, рассказывающие о Заратустре, богах и героях древности. Вендидат содержит правила очищения, этические предписания и право. Эти три книги дополняет Бундегеш - собрание мифов и сказаний.
В религии древних персов верховным божеством считался Ахурамазда, который в начале мироздания имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался только в своей духовной сущности. Ахурамазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости. Сотворив мир, Ахурамазда и его дух Спента-Манью стоят во главе сил добра, покровительствуют благочестивым и охраняют природу. Ахурамазду окружают "семь бессмертных святых": благая мысль, лучшая справедливость, вожделенное царство, святое смирение, здоровье, совершенство и бессмертие, послушание. С помощью Спента-Манью и "семи бессмертных святых" Ахурамадза руководит природой и людьми. В природе ему помогают рату - надзиратели за миром животных.
Бог Митра следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия и карает за их нарушения. Анагита - богиня воды и плодородия. Фраваши - духи-хранители каждого человека.
Могущество Ахурамадзы ограничено силами зла, которые возглавляет Ахриман. Ахурамазда ведет с Ахриманом постоянную борьбу, но ее исход зависит от того, насколько людям удастся преумножить в мире доброе начало. Человек обладает свободой выбора и в этой борьбе может встать на любую сторону, но совместное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Ахриман возглавляет воинство дайвов - демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами рассматривалась древними персами как борьба за добро. Конечная цель дайвов - захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ахриман придумал болезни. Он изобрел смерть, старается поразить ею верных Ахурамазде.
Культовые обряды зороастризма совершаются жрецами, в сословие которых доступ всегда открыт. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь. Священный огонь поддерживается в храмах и домах в особом месте. Угасание священного огня не допускается. Огонь не должен гореть рядом с умершим.
Священными объектами в зороастризме считаются вода и земля. Долгом каждого верующего является удаление из воды мертвого организма. Строго соблюдается чистота земли.
Важное значение имеют обряды очищения человека. Правила предписывают верующему следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение.
Главным считается очищение души. Для этого в зороастризме применяется самобичевание, а также уничтожение "нечистых" животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение "животных Ахурамазды". Одним из наиболее действенных способов очищения души считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах. Большое значение для очищения имеет благотворительность и помощь бедным.
Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.
Смерть человека не страшна, страшно зло, совершаемое им при жизни. В момент смерти человека в его дом являются демоны, которые стараются захватить души людей. От них можно спастись посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки. Зороастрийцы хоронят усопших в дакме ("башне молчания"). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного. Останки трупа обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землей. Тот, кто разрушает старую дакму, получает отпущение грехов.
После смерти душа человека попадает к богу послушания, который отводит ее к Митре. Митра вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на весах. Весы находятся "за спиной" души и приговор суда ей не сообщается. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов душа срывается в пропасть, где находится ад.
В зороастризме есть и учение о конце света. Конец света будет ознаменован затмениями, землятрясениями и бурями. Людские страдания будут умножаться и государство попадет под власть внешних врагов. Но в это время на земле родится сын Заратустры, который победит демонов, после чего наступит царство света и время земного бессмертия человека, когда пища станет ему не нужна. С наступлением всеобщего благоденствия большинство людей вновь отпадет от истинной веры, что позволит Ахриману вновь начать наступление. После того как появится герой, который убьет дракона, насланного Ахриманом, наступит тысячелетнее царство Ахурамазды. В преображенном облике восстанут Заратустра, первый человек Гайомард и первая пара - Машна и Машиян, вслед за ними все люди. Тысячу лет будет вершиться новый суд - общий и гласный. Грешников осудят на адские муки, а праведники обретут рай. Для наказания в аду будет отведено три дня, после чего вся земля снова возродится. Люди возродятся и станут добрыми и благочестивыми. Ахурамазда окончательно победит Ахримана, а все живущие обретут совершенство и бессмертие и наполнят собой Вселенную.
Обязанностью человека по отношению к доброму началу и средством его личного спасения является образ жизни, предписанный зороастризмом. "Добрая мысль", "доброе слово" и "доброе дело" - главные орудия в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ и произведению потомства.