История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, охватывает четыре периода. В первый период мир еще не имел материального существования.
По истечении первого периода все сущее было сотворено в своих материальных формах. На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы молитва, произнесенная Ормаздом.
Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда.
Начало четвертого ознаменовалось рождением Заратуштры. Конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового преемника Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.
Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах перед вечным огнем.
По достижении семи лет зороастриец получает пояс, который он должен носить до своего смертного часа.
В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты.
Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью. Посмертная участь человека обусловлена соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел.
В Индии парсы отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Более сильным было европейское влияние. Парсы сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме были несправедливы, так как Заратуштра был монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.
Иранское влияние на западную мысль и религию. Начиная с конца классического периода язычники и христиане стали видеть в Заратуштре предшественника своих учений и верований.
Зороастрийский культ.
Основные объекты зороастрийского культа вода и огонь. У зороастрийцев возлияния воде состоят из трех элементов. Три составные части возлияния символизируют царства растений и животных, вскормленные водой. Возлияния совершались старшим в семье ближайшему ручью или водоему, но они же составляли часть ритуалов, совершаемых священнослужителями.
Зороастрийцы совершали приношения из трех элементов также огню. Приношения состояли из сухих чистых дров, благовоний и животного жира. Топливо и благовония приносили три раза в день, во время, предназначенное для молитв. Индоиранцы не убивали животное без освятительной молитвы, благодаря которой его душа продолжала жить. У иранцев возникло представление о том, что души животных, убитых с освятительной молитвой, поглощаются божеством «Душа быка».
Во время обряда ясна под ноги жертвенного животного бросали траву. Главную часть ритуала богослужения составляет толчение растения в каменной ступе и приготовление из него приношения для вод.
Домашних животных убивали лишь ради приношений богам. Священное место, на котором совершались религиозные ритуалы, устраивалось просто. Сосуды, использовавшиеся при богослужении, сначала очищали, а затем освящали.
Индоиранцы придавали большое значение обрядам очищения и защиты от злых сил. В качестве дезинфицирующего средства использовали коровью мочу.
Иудаизм.
Иудаизм - монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. Возник иудаизм в Палестине.
Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была древнееврейская религия. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее царя Иосии. 621-й год до н.э. начало перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. В этом году царь Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия.
Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Время сотворения мира и человека было временем возникновения иудаизма.
В иудаизме существуют четыре конфессии.
Ортодоксальный иудаизм ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.
Караимство. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.
Хасидизм. Хасиды требуют от своих приверженцев громкой молитвы со слезами на глазах.
Реформированный иудаизм. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (служители культа) во время богослужения надевают культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите, то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин, то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть и женщины.
В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:
о священных книгах,
о сверхъестественных существах,
о Мессии,
о пророках,
о душе,
о загробной жизни,
о пищевых запретах,
о субботе.
Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора.
Во вторую группу входит одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов. Это собрание священных книг называется словом Талмуд.
Тора - самая главная книга в иудаизме. Богословы считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Историки думают, что Тора написана людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений.
Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название.
Талмуд - это некоторое количество книг-томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:
1. Мишну,
2. палестинскую Гемару
3. вавилонскую Гемару
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. Истина имела две части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Почитание пророков в иудаизме выражается в уважительном разговоре о них в проповедях и в быту. Среди пророков выделяются Илья и Моисей.
Илья возвещал истину, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил её сына. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.
Заслуга Моисея перед человечеством в том, что через него Бог дал людям Тору. Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей привёл евреев в Палестину.
Душа - сверхъестественная часть человека. Душа сотворена Богом. Душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу.
Три варианта учения о загробной жизни.
Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей идут в загробную страну “шеол”. Шеол - место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.
Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. Души праведников после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай. А грешников направляли в ад. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. Считалось, что евреи-иудеи попадают в ад на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей навсегда.
Третий вариант излагается в трудах современных богословов. Небесную награду могут получить евреи-иудеи и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи должны вести себя нравственно и соблюдать все религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.
Иудеи должны соблюдать пищевые запреты. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо животных, которые в Торе названы нечистыми. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу.
Иудаизм был идейным источником для христианства и ислама.