При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:
§ использование фразеологического оборота без учета его значения;
§ искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота;
§ замена компонента фразеологического оборота или его пропуск;
§ вставка лишнего компонента;
§ контаминация фразеологического оборота.
Например, во фразе: Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы: надо поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочны такие выражения, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум), с больной на здоровую ( надо: с больной головы на здоровую), подливать масло в костер (надо: подливать масло в огонь). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48)
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)
ВОПРОСЫ для самопроверки
? Что понимается под лексическими нормами?
? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости?
? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением?
? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов?
? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности?
? Что такое речевая избыточность?
? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы?
? Что такое фразеологизм?
? В каких случаях мы используем термин «крылатые слова и выражения»?
? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний.
Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: «Случай из моей жизни».
Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.
ТЕСТЫ
Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Тест 2. Паронимы – это
a) слова, противоположные по значению;
b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как
a) омонимия;
b) полисемия;
c) плеоназм;
d) синонимия.
Тест 4. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию - является
a) нарушение лексической сочетаемости слов;
b) употребление слова в несвойственном ему значении;
c) смешение паронимов;
d) неправильный выбор синонимичного слова.
Тест 5. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью - является
a) смешение паронимов;
b) употребление слова без учета семантики;
c) плеоназм;
d) полисемия.
Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:
a) закадычный друг, щекотливый вопрос;
b) играть роль, иметь значение;
c) оказать помощь, утолить жажду;
d) неминуемая встреча, скоропостижная победа.
Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление
a) омонимия;
b) полисемия;
c) синонимия;
d) паронимия.
Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:
a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.
b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.
c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.
d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы.
Тест 9. Не являются синонимами слова:
a) свойство – качество;
b) нововведение – новация;
c) изморозь– изморось;
d) проигрыш – поражение.
Тест 10. Соответствует слову паритет значение
a) равные отношения, одинаковое положение;
b) процесс заключения пари;
c) преимущество одной из сторон в споре;
d) доверительный разговор с глазу на глаз.
Тест 11. Не соответствует слову императив значение
a) повелительное наклонение глагола;
b) безусловное нравственное веление;
c) закон, повеление;
d) почетный титул полководца в республиканском Риме.
Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм
a) брать под пушку;
b) брать под обстрел;
c) брать под карандаш;
d) брать под своё крылышко.
Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание
a) втирать очки;
b) протирать очки;
c) надевать очки;
d) снимать очки.
Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда
a) хотят сказать о чем-то надежном;
b) говорят о таком качестве, как крепкий;
c) говорят о постоянно нависшей опасности;
d) говорят о чем-то надоевшем.
Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм