Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым словом.



При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:

§ использование фразеологического оборота без учета его значения;

§ искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота;

§ замена компонента фразеологического оборота или его пропуск;

§ вставка лишнего компонента;

§ контаминация фразеологического оборота.

Например, во фразе: Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы: надо поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочны такие выражения, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум), с больной на здоровую ( надо: с больной головы на здоровую), подливать масло в костер (надо: подливать масло в огонь). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)

 

ВОПРОСЫ для самопроверки

? Что понимается под лексическими нормами?

? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости?

? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением?

? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов?

? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности?

? Что такое речевая избыточность?

? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы?

? Что такое фразеологизм?

? В каких случаях мы используем термин «крылатые слова и выражения»?

? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?

 

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний.

Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: «Случай из моей жизни».

Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.

 

 

ТЕСТЫ

Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 2. Паронимы – это

a) слова, противоположные по значению;

b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.

Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как

a) омонимия;

b) полисемия;

c) плеоназм;

d) синонимия.

Тест 4. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию - является

a) нарушение лексической сочетаемости слов;

b) употребление слова в несвойственном ему значении;

c) смешение паронимов;

d) неправильный выбор синонимичного слова.

Тест 5. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью - является

a) смешение паронимов;

b) употребление слова без учета семантики;

c) плеоназм;

d) полисемия.

Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:

a) закадычный друг, щекотливый вопрос;

b) играть роль, иметь значение;

c) оказать помощь, утолить жажду;

d) неминуемая встреча, скоропостижная победа.

Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление

a) омонимия;

b) полисемия;

c) синонимия;

d) паронимия.

Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:

a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.

b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.

c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.

d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы.

Тест 9. Не являются синонимами слова:

a) свойство – качество;

b) нововведение – новация;

c) изморозь– изморось;

d) проигрыш – поражение.

Тест 10. Соответствует слову паритет значение

a) равные отношения, одинаковое положение;

b) процесс заключения пари;

c) преимущество одной из сторон в споре;

d) доверительный разговор с глазу на глаз.

Тест 11. Не соответствует слову императив значение

a) повелительное наклонение глагола;

b) безусловное нравственное веление;

c) закон, повеление;

d) почетный титул полководца в республиканском Риме.

Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм

a) брать под пушку;

b) брать под обстрел;

c) брать под карандаш;

d) брать под своё крылышко.

Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание

a) втирать очки;

b) протирать очки;

c) надевать очки;

d) снимать очки.

Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда

a) хотят сказать о чем-то надежном;

b) говорят о таком качестве, как крепкий;

c) говорят о постоянно нависшей опасности;

d) говорят о чем-то надоевшем.

Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм

a) буриданов осёл

b) валаамова ослица

c) панургово стадо

d) двуликий Янус

 


Тема 4. Морфологические нормы русского языка

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.