Тест 9.Словарная статья: Виноватый – виновный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-н. промах, неловкость,виновный – совершивший преступление.Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях- отражает словарь
a) паронимов;
b) синонимов;
c) антонимов;
d) омонимов.
Тест 10. Словарная статья: Икс, Икса (не иксА) - относится к словарю
a) обратному;
b) синонимов;
c) ассоциативному;
d) орфоэпическому.
Тест 11. Чтобы определить содержание какого-либо понятия, следует обратиться к словарю
a) толковому;
b) иностранных слов;
c) этимологическому;
d) энциклопедическому.
Тест 12.Характеристика: В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаютсяособенности его культуры - относится к словарю
a) энциклопедическому;
b) толковому;
c) фразеологическому;
d) лингвострановедческому.
Тест 13.Характеристика:Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы -относится к словарю
a) энциклопедическому;
b) толковому;
c) фразеологическому;
d) лингвострановедческому.
Тест 14. Значение той или иной аббревиатуры можно узнатьв словаре
a) энциклопедическом;
b) толковом;
c) сокращений русского языка;
d) этимологическом.
Тест 15.Характеристика:Эти словари строятся на особом принципе подачи материала - вначале указываются конечные морфемы. Цель таких словарей – установить список словообразовательных моделей русского языка, их регулярность и частотность - относится ксловарю
a) ассоциативному;
b) словообразовательному;
c) обратному;
d) толковому.
Тема 2. Правильность речи и нормы литературного языка. Орфоэпические нормы.
«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях слышал разговор. На собрании дело было. Мой сосед наклонился к соседу и вежливо спросил:
- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
- Пленарное, – небрежно ответил сосед.
- Ишь ты, – удивился первый, – то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
- Да уж будьте покойны, – строго ответил второй. – Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
- Да ну?
- ...А мне оно как-то ближе. Все как-то выходит в них минимально по существу дня... Хотя я прямо скажу, отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
- Трудно, товарищи, говорить по-русски!» – заключает автор рассказа М. Зощенко.
Действительно, трудно, если не знать правил и норм, существующих в каждом языке.
Важнейшее качество культуры речи – ее правильность. Правильность речи – это её соответствие нормам литературного языка. Она базируется на твердом фундаменте норм, которые достаточно полно и последовательно отражены в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. Литературно правильная речь строится в соответствии с языковыми нормами.
Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Характерные особенности нормы русского литературного языка:
относительная устойчивость,
распространенность,
общеупотребительность,
общеобязательность,
соответствие употреблению, обычаю.
Для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы (по меньшей мере!) следующие условия: 1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения, 2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки), 3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).
Литературная норма обязательна для устной и письменной речи и зависит от условий, в которых осуществляется речь. Норма не подразделяет средства языка на хорошие или плохие. Она указывает на целесообразность употребления их в общении. Нормы помогают сохранить целостность и общепонятность литературного языка и защищают его от просторечия, диалектов, жаргона. Нормы также отражают стремление языка в данный период к остановке, застыванию, стабильности, преемственности, всеобщности, универсальности и в то же время стремление к выходу за пределы исходного, порождающее новые возможности.
Нормы языка – явление историческое, постоянно меняющееся. Изменение литературных норм связано с развитием языка, социальными изменениями, развитием литературы и др. То, что было нормой в прошлом веке и даже 10 лет назад, сегодня может явиться отклонением от нее. Если посмотреть словари 100-летней давности, то можно увидеть, как менялись нормы, например, произношения и ударения, морфологических форм.
Так, в XIX в. говорили — поезды, погоды, в настоящее время только актеры старшего поколения произносят возвратную частицу ся – сь твердо – вернувшис(ь).
Л.И. Скворцов ввел в оборот понятие динамической нормы, включая в него и признак потенциальных возможностей реализации языка. Он указывает, что различают два подхода к понятию нормы: таксономический(классификационный, описательный) и динамический. Языковая норма, понимаемая в ее динамическом аспекте, есть «обусловленный социально-исторически результат речевой деятельности, закрепляющей традиционные реализации системы или творящей новые языковые факты в условиях их связи как с потенциальными возможностями системы языка, с одной стороны, так и с реализованными образцами — с другой».
К источникам изменения норм литературного языка относятся:
· живая разговорная речь,
· диалекты,
· заимствования,
· профессионализмы.
Языковая норма не догма. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей того или иного стиля возможно отступление от нормыИзменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально уже существуют в языке и используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. Например, в «Словаре современного русского литературного языка» даются варианты слов – мышление, мышление и др.
Варианты (или дублеты)– это разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Некоторые варианты не дифференцируются ни семантически, ни стилистически:Иначе – инАче; скИрд – скирдА; цЕхи - цехА; сАжень – сажЕнь (вторые варианты по сравнению с первыми имеют разговорный или просторечный оттенок).Такие варианты называются равноправными, и в этом случае можно говорить о вариативности. Однако подавляющее большинство вариантов подвергается стилистической дифференциации: звалА – звАла, бухгАлтеры – бухгалтерА, обуслОвливать – обуслАвливать, машУ - махАю.Такие варианты являются неравноправными.
В лингвистической литературе последних лет различают два типа норм: императивные и диспозитивные.
Существуют 3 степени нормативности, которые отражены в различных словарях:
♪ норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускает вариантов (класть, а не ложить), …;
♪ норма 2-й степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты (порядочный (ш))…;
♪ норма 3-й степени — более подвижная, допускает разговорные, устаревшие формы (творог, творог).
Норму 1-й степени называют императивнойнормой, нормы 2-й и 3-й степени — диспозитивныминормами.
Императивные (т.е. строго обязательные) – это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к грамматическому роду). Эти нормы не допускают вариантов (невариативные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретился с Ваней (нес Ванем), звонЯт (не звОнят), квартАл (не квАртал), моя мозоль (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).
Диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные) нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты:Иначе – инАче, скИрд – скирдА, грЕнки – гренкИ(разг.), коричневый – кори(ш)невый, кусок сыра – кусок сыру, зачетная книжка – зачетка, поехало трое студентов – поехали трое студентов. Оценки вариантов в этом случае не имеют категорического (запретительного) характера.
Следует помнить, что наряду с вариантами, допускаемыми диспозитивными нормами литературного языка, существует и множество отклонений от норм, т.е. речевых ошибок. Такие отступления от языковых норм могут объясняться несколькими причинами:
ª плохим знанием самих норм(Мы хочем читать; С двадцать двумя ребятами мы ходили в кино; Оденьте на себя пальто);
ª непоследовательностями и противоречиями во внутренней системе языка (свободность так, литературное ударение на корне в формах звал, звало (но звала), звали (но звали); рвал, рвало (но рвало), рвали (но рвали). Ненормативная форма лектора существует, наверное, потому, что в системе языка есть нормативные формы доктора, лагеря и т.д.);
ª воздействием внешних факторов – территориальных или социальных диалектов, иной языковой системы в условиях билингвизма (Мы живем под мирным небом, не слышно выбухов орудий, залпов снарядов).