Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Педагогические (образовательные) меры



Педагогические меры борьбы с пьянством имеют давнюю историю. Вопрос о целесообразности антиалкогольного просвещения ставился ещё в Древней Греции Платоном. В Древнем Риме в целях антиалкогольного воспитания молодёжи пытались использовать метод примера: рабов специально напаивали допьяна и потом водили по улицам, чтобы наглядно показать молодёжи, насколько омерзительно пьянство.19 В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники, в том числе, эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310–240 гг. до н. э.): «Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина».20

Педагогический смысл имеют тексты Священного писания и поучения святых отцов, обличающие вред пьянства. В России против пьянства ополчились главные книги по духовно-нравственному и бытовому наставлению «Стоглав» и «Домострой», В них указано, что «душе погибель и дому разорение» несут те, кто «ест и пьёт безудержно, до обжорства и опьянения», «в содомский впадает грех или держит корчму» и т. д.21

В борьбу с пьянством вступают писатели и поэты:

У. Шекспир:

«О ты, незримая сила вина! Если не дано тебе ещё названия, так я назову тебя дьяволом».

Ф. М. Достоевский:

«От пьянства народ загноился… От него иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие».

«Употребление спиртных «напитков» скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное – неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность».

Л. Н. Толстой:

«Спиртные напитки – зло, дьявольское питьё, от них люди делаются сначала как лисицы, потом как волки и, наконец, как свиньи».

Великие учёные второй половины XIX – начала XX столетия сосредоточивают свою антиалкогольную пропаганду не только и столько на физических последствиях пьянства, сколько на духовных:

Проф. П. И. Ковалевский:

«В числе первых признаков алкогольного слабоумия является ослабление и падение нравственных начал… Пьяница всему предпочитает кабак и водку… Такой человек забывает требования общественных условий, нравственных приличий и общепринятых законов в деле поклонения своему идолу. Ложь, обман, воровство, мошенничество – всё это самые позволительные средства».

Проф. А. Форель:

«Медленно, исподволь пьяница делается нелюдимее, чувственнее, глупее, нравственное чувство притупляется, усыпляется совесть, он делается лживым, лукавым и тупым. Быстро умирает в человеке человек, пока наконец какая-нибудь обессиливающая болезнь (катар желудка, случайный перелом ноги или просто истощение) не вызовет появления белой горячки».

Проф. Чиж:

«Алкоголь, ослабляя умственные способности и волю пьяницы, разрушает тем самым высшие нравственные понятия, – одним словом, ведёт к безнравственности, преступности, потому что пьяница, лишённый руководства нравственных чувствований и понятий, поступает под влиянием эгоистических мотивов и даже чисто животных побуждений».

В. М. Бехтерев:

«Бедность и преступления, с одной стороны, и развитие нервных и душевных болезней, с другой, – вот доказанные современной наукой гибельные последствия алкоголизма».

«Нечего и говорить, что цифры погибающих от опоя ещё ничуть не выражают числа лиц, погибающих от алкоголя вообще… нельзя не принять во внимание лиц, погибающих духовно и нравственно от пьянства».

Первые научно обоснованные попытки ввести антиалкогольное воспитание в систему образования были сделаны в ряде стран в конце XIX – начале XX вв. Так, в 1882 году в штате Вермонт (США) был издан закон, вводящий обязательные уроки трезвости как в начальных училищах, так и в средних и высших школах. К 1889 году такие уроки стали обязательными уже в 41 штатах. «Антиалкоголические» уроки были введены в Канаде, Англии, Швеции, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции.22

В России к началу ХХ столетия уже выпускается ряд антиалкогольных журналов («Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы» и др.) и появляются первые отечественные учебники трезвости. Основным направлением антиалкогольного воспитания тех лет было просвещение, формирование антиалкогольных знаний в процессе изучения основных школьных предметов и на уроках трезвости. Над этой проблемой работали Г. Ф. Марков, А. А. Мендельсон, А. В. Соболевский, Д. Г. Булгаковский, П. Иеромонах, В. О. Португалова, С. Успенский, Д. Бородин и др. Создавались коллективные учебники и программы. М. М. и С. М. Беляевы составили «Сборник задач противоалкогольного содержания» (1911). В России пользовался популярностью «Учебник трезвости» (1913) А. А. Мендельсона, который он написал на основе французского учебника трезвости для начальной и средней школы Жюля Денни.

В отношении начальной школы мнения исследователей разделились. Одни считали, что в начальной школе не нужно специально преподавать науку трезвости и достаточно ограничиться краткими беседами, рассказами, проповедью. Другие допускали возможность начать преподавание науки трезвости уже с первых классов начальной школы.

Важно отметить, что процесс антиалкогольного воспитания уже в дореволюционный период не сводился только к просвещению. Так, И. П. Миртов предлагал не только просвещать, но и активизировать социальную активность самих воспитуемых: создавать музеи трезвости, проводить литературно-музыкальные вечера. К. Мирянин предлагал создавать школьные общества трезвости. А. С. Вирениус рекомендовал организовать здоровый образ жизни учащихся в целом. Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости. Учащимся предлагалась и альтернативная деятельность – стрельба, игры, экскурсии.

В резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с народным пьянством в 1913 году было записано:

«Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены.

Преподавание этой науки может быть введено двояким способом: путём вкрапливания элементов во все предметы школьного курса и (для старших классов) в систематическом виде на отдельных специальных уроках».

При советской власти возникают новые формы вовлечения детей в борьбу за трезвый образ жизни: пионерские демонстрации и митинги, призывающие отцов не пить (И. М. Варушкин, И. Д. Страшун, С. Фрейден). Однако после разгрома ОБСА вся антиалкогольная работа в школах была свёрнута и возобновилась только после антиалкогольных постановлений 1985–1987 гг. Были изданы «Методические рекомендации» Е. С. Скворцовой (1978), пособия для школ Д. В. Колесова (1987, 1988), А. Н. Маюрова (1987), А. С. Блинова (1983), В. М. Матвеева и А. Л. Гройсмана, Г. М. Энтина, В. Н. Ягодинского и др.23

На современном рынке учебных пособий самыми известными являются «Уроки культуры здоровья» А. Н. и Я. А. Маюровых, «Полезные привычки» и др.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что только педагогическое направление само по себе не достаточно, чтобы отрезвить общество. Педагогические меры имеют ограниченные возможности. Но и они должны стать частью комплексной программы трезвеннической работы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.