Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие здоровья в наши дни



Здоровый образ жизни является предпосылкой для всех остальных сторон жизнедеятельности. Ещё в начале ХХ столетия русский врач и писатель В. Вересаев писал, что человек, который не заботится о своём здоровье, подобен плохому мастеру, который не заботится о своих инструментах. Также говорят: «Здоровье это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто».

Современные учёные считают, что человек «обречён» быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано все. Просто нужно знать законы природы и вести себя в соответствии с ними.

В современном мире актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих сдвиги в состоянии здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».8 В соответствии с этой концепцией забота о сохранении здоровья должна осуществляться на трёх уровнях: физическом, духовном и социальном.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма, Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, У него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Физическое здоровье в светском понимании зависит от следующих основных факторов: здоровое питание, здоровый сон, разумное сочетание труда и отдыха, оптимальная физическая активная (физкультура), чистота внутренней среды организма (свобода от всех видов паразитов и инфекций, радионуклидов, тяжёлых металлов и т. д.), отсутствие длительных разрушительных стрессов, благоприятная экология и т. п.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек – хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье ещё называют одним общим термином – психосоциальное здоровье (А. М. Карпов).

Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

От чего зависит здоровье человека? Личный вклад – уже 50% здоровья. Это образ жизни человека. Генетическими факторами здоровье человека определяется на 20%, от медицины наше здоровье зависит всего на 10%, а остальные 20% определяются другими факторами (экологией, степенью благосостояния и т. д.)

Концепции здоровья

В религиях болезнь рассматривается как признак душевного неблагополучия. Сегодня и светские врачи говорят о духовных причинах болезней. Например, доктор медицинских наук О. И. Елисеева в своих практических рекомендациях «15 шагов к здоровью» на первое место ставит пункт: «проанализировать и устранить духовные причины своих заболеваний».

Таким образом, чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни, т. е. жить по законам природы.

Существует множество концепций сохранения здоровья: государственных и авторских.

C точки зрения государственной политики сохранения здоровья выделяют 3 уровня: социальный, инфраструктурный и личностный.

На социальном уровне сохранение здоровья осуществляется с помощью пропаганды через СМИ и информационно-просветительскую работу. В России это возложено на службу формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

На инфраструктурном уровне – это конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени и материальных средств), профилактические учреждения и экологический контроль.

На личностном уровне – это система ценностных ориентаций человека, бытовой уклад.

С 1 января 2006 года в России стартовал национальный проект «Здоровье». Основная задача проекта – улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его модернизации. В рамках проекта можно выделить три основных направления: повышение приоритетности медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. В числе задач профилактической направленности следует выделить такие, как «формирование у населения культуры здоровья» и «повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни».9;10 Участие в решении этих задач могут принимать образовательные учреждения, начиная с детского сада и кончая вузом. Поэтому свой вклад в реализацию национального проекта «Здоровье» могут и должны сделать педагоги, социальные работники, психологи.

Однако в нашем сознании всё ещё доминирует идея о том, что наше здоровье – это, прежде всего, медицинская проблема, несмотря на то, что оно зависит от достижений медицины всего на 10%. Рассмотрим некоторые концепции здоровья, разработанные современными учёными.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.