Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Педагогические концепции здоровья



В технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья, разработанной группой педагогов-новаторов, «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) – это «совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и которые выражают ориентированность личности на то, чтобы формировать и укреплять своё здоровье».

ЗОЖ – это:

  • поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану здоровья;
  • индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности;
  • система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний;
  • модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск заболеваний;
  • система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.12

В ряде педагогических концепций здоровья, представленных в «Энциклопедии образовательных технологий»,12 проблема формирования отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизации, табакокурению, наркомании) упоминается или подразумевается: «отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков»; «школа без курения, алкоголя, наркотиков», «класс без курения, алкоголя, наркотиков» (А. Ф. Пазухин); «не употребляй алкоголя и не кури» (система «Детка» П. К. Иванова).

Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!

Абсолютное большинство авторов концепций здоровья и здорового образа жизни считают, что понятие «здоровый образ жизни» не совместимо с понятиями «алкоголь», «табак» и «наркотики». И хотя по отношению к малым дозам алкоголя в медицинских целях в ряде концепций для взрослых делается снисхождение (Н. Семенова, Е. Фролов), то в концепциях здоровья для детей и молодёжи психоактивным одурманивающим веществам места нет!

АТН для души тем опаснее, что человек не замечает опасности. Как утверждает доктор медицинских наук А. М. Карпов, при повреждении тела у человека появляются эмоции страха, тревоги и человек идёт к врачу или сам принимает меры по оздоровлению. При повреждении души АТН и развратом – наоборот, мышление нарушается, способность анализировать утрачивается, совесть теряется, воля слабеет, и человек продолжает вести порочный образ жизни.8

Как сказала подростковый врач-психиатр-нарколог из Татарстана Роза Нажипова,

Формула жизни проста:

Здоровье, мораль, красота,

Созидание, трезвость и воля –

Человека достойная доля.

Как сохранить здоровье?

Нами были рассмотрены ведущие концепции сохранения здоровья с древнейших времён до наших дней. Вернемся к классическому определению здоровья, предлагаемому ВОЗ, согласно которому здоровье – это физическое, духовное и социальное благополучие. Также известно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Это значит, что наше здоровье – наполовину в наших руках, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем. Какими могут быть практические рекомендации на основании всего вышеизложенного?

Духовное здоровье

Для сохранения здоровья, с точки зрения, как религии, так и современной науки, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни не только на физическом, но и на психосоциальном уровне, т. е. жить по законам природы и по «заповедям Божиим».

Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, нравственный образ жизни. Чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, необходима опора на ценности Любви, Добра, Прощения.

Традиционные религии предлагают человечеству богатейший арсенал для сохранения духовного и душевного здоровья: предписания и правила, таинства, пост, молитву и т. д.

Современные психологи с переменным успехом занимаются тем же. Делаются попытки объединить религиозное знание с современной психологией. В частности, М. Я. Дворецкая разработала конспект лекций и программу по курсу «Святоотеческая психология» (Новокузнецк, 1999). Автор открыто оперирует религиозными понятиями: дух, душа, грех, спасение, Страх Божий, тема «креста» и т. п. «Закон притяжения», описанный западными психологами, тоже из их числа, хотя слово Бог здесь ни разу не упоминается.

Физическое здоровье

  1. Режим дня – основа физического здоровья. Подобно тому, как все в природе живёт по законам ритма, так и человек должен подчиняться законам собственных биоритмов. Воспитание начинается с режима дня. Режим дня – это программа разумного сочетания труда и отдыха, подчинения естественным биоритмам. Особенно это важно в период развития и созревания организма.
  2. Внешние условия сохранения физического здоровья: нормальная экология, тепло, воздух, солнечный свет. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Закаливание организма с помощью природных факторов – необходимое условие укрепление здоровья. Следовательно, забота о состоянии окружающей среды – важнейшая нравственная и экзистенциональная задача.
  3. Внутренние условия сохранения физического здоровья: здоровое питание, физическая культура, здоровый сон, оптимальное сочетание труда и отдыха, гигиена, очищение организма.
  4. Наше питание – это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Основу здорового питания составляют умеренность, употребление в пищу только натуральных продуктов, желательно полученных в данной местности. Азбукой рационального питания является раздельное питание. Согласно правилам раздельного питания, белки не следует смешивать с углеводами, зато жиры можно смешивать как с белками, так и с углеводами. Из напитков самым лучшим является чистая природная вода. Согласно новейшим научным данным, питьевой режим взрослого человека должен составлять от полутора до двух литров чистой воды в сутки. Алкоголь и табак должны быть исключены, кроме напитков естественного брожения, крепостью не более 1–2%, например кваса, кефира.
  5. Физическая культура – это, прежде всего, культура движения. Особенно остро организм нуждается в движении в молодом и пожилом возрасте. Здоровье нужно «зарабатывать» достаточной физической активностью. Движением излечиваются многие болезни. Поэтому так важно внедрять массовый спорт вне зависимости от времени года – летние и зимние его виды. Самый доступный вид физической активности – ходить пешком. Спорт высших достижений может принести вред. К физической культуре также относятся массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, для отдельных частей тела и т. п.
  6. Гигиена, очищение организма. Важно соблюдать личную гигиену пользоваться только индивидуальным полотенцем, расческой, одеждой, обувью, соблюдать чистоту. Но не менее важно соблюдать чистоту внутренней среды организма. Очищение организма – это освобождение от болезнетворных микробов, вирусов, грибков, паразитов, радионуклидов, солей тяжёлых металлов. При соблюдении постов организм очищается естественным образом. Однако существуют и многочисленные методики очищения организма, как комплексные, так и по отдельным органам. Самые известные из них – методики Ю. Андреева, Б. Болотова, П. Брэгга. Н. Семеновой, Г. Малахова и др.

Социальное здоровье

  1. Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни. Информация должна быть жизнеутверждающей. Можно так увлечься разоблачением зла, что разоблачение зла станет ещё большим злом.
  2. Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, положительно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
  3. Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему. Будет любовь, будет и понимание того, что можно и нельзя делать и говорить, будут и такт в общении, и умение прощать. Этикет, правила поведения навыки общения полезны, необходимы, но они являются лишь вспомогательными средствами достижения гармонии во взаимоотношениях людей.

Выводы к главе 2

  1. Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов. У всех народов формировались специальные системы физического самоусовершенствования: закаливание, борьба, физические упражнения и т. п. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, в отношении к одурманивающим веществам. У всех народов с древних времён физическое здоровье ассоциировалось с силой духа.
  2. Мировые религии обращают внимание на сохранение здоровья человека. Однако в религиях здоровье не самоцель, а часть духовной практики. Тело в религиозном понимании – это храм души. Оскверняя тело, человек оскверняет и душу.
  3. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
  4. Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек – это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни – это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.
  5. Грозную опасность для сохранения физического, психического и социального здоровья в современном обществе представляют все виды легальных и нелегальных наркотиков. Являясь ядами, они разрушают человека на физическом уровне, приводят к социальной дезадаптации, всякого рода безнравственности, преступлениям, а также к моральной и духовной деградации.
  6. Свобода от наркотиков ещё не делает человека здоровым, но она является тем фундаментом, без которого невозможно обеспечить, ни физическое, ни духовное, ни социальное благополучие.
  7. В современной подростковой и молодёжной среде массовое распространение употребления алкоголя, табака и наркотиков становится, по-видимому, главным препятствием для воспитания здорового поколения. А это – угроза национальной безопасности и самому существованию нашей цивилизации.

Основная литература

  1. Православный пост. Великий пост, Петров пост. Успенский пост, Рождественский пост: Традиции, правила, кухня / Сост.Т. Сергеева. – 3-е изд. – М.: Локид-Пресс, 2004. – С. 5–10. ^
  2. Силуянова И. Человек и болезнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Изд. 2-е, доп. Изд. Сретенского Монастыря, 2001. – С. 14–16. ^
  3. Все религии мира / Под общей ред. Е. В. Кузьминой. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008. С. 214–228. ^
  4. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 65-75. ^
  5. Все религии мира / Под общей ред. Е. В. Кузьминой. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008. С. 166–170. ^
  6. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 107–108. ^
  7. Вагапова Ф. Ислам и трезвые религии / www.optimalist.narod.ru ^
  8. Карпов А. М. Здравствуйте, если хотите. Образовательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти / А. М. Карпов. – Казань, 2008. ^ ^ ^
  9. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения / http://zdorovie.perm.ru ^
  10. Профилактика / http://zdorovie.perm.ru/Prophylaxis ^
  11. Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика / Избр. Труды в 2 томах. – М. 1994. ^
  12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 671. ^ ^
  13. Счастлив тот, кто вина не пьёт. Как молиться об исцелении от недуга пьянства. – М, 1997. – С. 20–35. ^

Дополнительная литература

  1. Баккиоки С. Вино в Библии: Пер. с англ. – 2-е изд. – Заокский: «Источник жизни», 2004. – 384 с.
  2. Синельников В. В. Учебник Хозяина жизни. 160 уроков Валерия Синельникова. – М.: Центрполиграф, 2009. – 222с.
  3. Cristianity and alcohol / http://en.wikipedia.org/wiki/Christianity_and_alcohol
  4. Islamic view of the Bible / http://en.wikipedia.org/wiki/The_ Bible_ in_ Islam
  5. Преподобный Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.