Учебное пособие написано в соответствии с утверждённой программой курса «Геология с основами гидрологии». В нём изложены 18 лабораторных работ, позволяющих изучить основы и практически освоить методику диагностики наиболее распространённых минералов и горных пород, оценки важнейших особенностей химического состава и режима природных вод, приобрести простейшие навыки работы с геологической картой, горным компасом и освоить методику построения геологических разрезов.
Практикум включает теоретический материал, методики выполнения лабораторных работ, вопросы для самоконтроля.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Агроэкология» и «Защита растений» направления «Агрохимия и агропочвоведение», а также специальности «Экология и природопользование» направления «Биология».
ББК 26.34я 73
ВВЕДЕНИЕ
Предметом геологии как одной из фундаментальных естественных наук является изучение вещественного состава, строения и истории развития земной коры и Земли в целом. В то же время, изучение геологии имеет не только теоретическое, но и очень важное прикладное значение. В частности, для специалистов агроэкологического профиля очень важно уметь определять горнопородный и минеральный состав субстрата, на котором развиваются почвообразовательные процессы, диагностировать минеральное вещество почв, анализировать картографический материал геологического содержания.
Освоение соответствующих знаний и приобретение необходимых практических навыков невозможно без практического изучения минерального вещества, в первую очередь основных свойств минералов, методов их определения, знакомства с наиболее распространёнными минеральными видами и их диагностическими признаками, приобретения хотя бы элементарных навыков в диагностике минералов. Именно этому и посвящена большая часть объёма лабораторного практикума по дисциплине. Далее на этой основе осуществляется переход к практическому изучению горных пород как естественных агрегатов различных минералов, их структур и текстур, основ классификации, определению генезиса и видовой принадлежности. Ещё одним важным аспектом практического освоения основ геологических знаний является приобретение навыков в чтении и анализе геологических карт, простейших приёмах обработки картографической информации в геологии.
Одновременно лабораторный практикум предполагает и освоение некоторых практических методов анализа материала в гидрологии – науке о природных водах. Являясь разделом географических наук, гидрология вместе с тем очень тесно связана с геологией, особенно с теми её разделами, которые посвящены изучению гипергенных (поверхностных) геологических процессов. Умение владеть методами оценки химического состава и изучения режима природных вод в равной мере важно для специалистов-агроэкологов, и потому знакомство с этими методиками также предусмотрено содержанием данного лабораторного практикума.
Учебное пособие разработано в строгом соответствии с рабочей программой лабораторного практикума дисциплины «Геология с основами гидрологии» по специальности «Агроэкология» направления «Агрохимия и агропочвоведение» для студентов Института агроэкологического менеджмента, но, вместе с тем, может быть использован и для подготовки специалистов по смежным специальностям, преподаваемых в различных университетах: «Экология и природопользование», «Почвоведение», «Защита растений» и др. Он охватывает все основные разделы дисциплины и состоит из восемнадцати лабораторных работ. Учебное пособие проиллюстрировано рисунками и фотографиями, лично выполненными авторами работы.
Наряду с минимальным объёмом данных, требуемых для выполнения соответствующих лабораторных заданий, в учебном пособии приведены достаточно подробные сведения об основных диагностических признаках и областях практического применения наиболее распространенных минералов. Это сделано для того, чтобы студенты могли использовать данное пособие также в качестве справочника, не обращаясь к более фундаментальным изданиям по минералогии. В то же время это не исключает необходимости выпуска в дальнейшем отдельным изданием определителя минералов в табличной форме, которая удобна для практического пользования, но не способна отразить весь объём сведений о минералах, включённых в данное пособие и, к тому же, при объединении его с последним, сделала бы издание излишне громоздким.
При подготовке к практическим занятиям студентам предлагается использовать рекомендуемую литературу, а также проводить самопроверку усвоения материала по контрольным вопросам, приведённым в конце каждой лабораторной работы.