Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалектика цивилизаций



Какого ты роду, племени? Еще недавно ответ на этот архаичный вопрос косвенно содержал данные о месте рождении человека, о его навыках, психологических особенностях и о культурных предпочтениях. Иными словами, изначально цивилизационные представления реализовывались в этнически замкнутой среде, которая формировала культуру, приверженность к обычаям и, разумеется, влияла на психологический склад представителей того или иного народа.

Появившееся позже требование предъявить общегражданский паспорт, отражает, в том числе, и смену качества общественно-значимой общности. С периода образования межплеменных союзов возникает понятие народ и оно, очевидно, вбирает в себя большее содержание, чем понятие род. Развитие народов происходило в направлении расширения рода или родов в сторону полиэтничекого объединения людей, создавших общности, которые поддерживали общепризнанные в данном социуме ценности, что проявлялось в объективной нравственности народа, в системе «это можно, а это не можно», в обычаях и поверьях. Таким образом, развитие человеческих обществ пошло по пути не антропологических объединений, в котором больший акцент делается на физических особенностях индивида, на его фенотип, а по пути развития социального единства на ценностной основе.

Народ, как социальная общность, являет собой результат реализации цивилизационных смыслов (ценностей) в среде конкретного этноса. Причем, элита конкретной общности и собственно народ одномоментно могут реализовывать различные цивилизационные представления (смыслы, ценности) и, следовательно, – прилагать усилия к достижению целей, различных цивилизаций, эти группы людей выступают в данном случае как агенты влияния иных цивилизационных общностей. То есть, в этнической среде народа одновременно идет реализация многих цивилизационных смыслов, эти процессы проявляются в различной тактике достижения цели. Но, в итоге, только один цивилизационный набор ценностей реализовывается в профессиональном управлении (племенная организация, государственное управление), создавая цивилизационную среду, накладывающую ограничения на развитие тех или иных процессов в конкретном обществе. Причем, ограничения могут быть и деструктивными, вследствие чего возможно разрушение общности – деградация народа.

Именно поэтому закономерности развития империй позволяют судить о закономерностях развития локальных цивилизаций.

Таким же образом формируется единство и многообразие на полиэтнической и многонациональной основе. Локальная цивилизация может реализовываться в среде различных народов. Так, например, к западной локальной цивилизации принадлежит как английская, так и американская нации.

Достижение гармонии в общности может происходить только повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти. Исключив из этого процесса тот или иной элемент социума, как, например, это было сделано в годы перестройки, путём его дезориентации, общность деградирует и в конечном счёте, разрушается. По этой причине элита уверенно не может выражать ценности, неодобряемые народом.

Приведенные доводы можно обобщить в следующем понятии локальной цивилизации. Цивилизация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, основанная на их ценностной самоидентификации, поддержке обмена и реализации общих смыслов.

Термин «цивилизация», обозначает, в том числе и качествен­ный рубеж в истории человечества. Понятие локальной цивилизации (далее – цивилизации), как развивающегося и качественно изменяющегося социального образования, уже включает в себя представление об её зарождении, становлении, развитии и трансформации. Постараемся выяснить, на каком этапе и для чего возникает необходимость развивать статусную решетку и создавать, как было показано в предыдущей главе, столь разноликую мотивирующую систему?

Можем предположить, что в основе качественных изменений цивилизационного образования лежат цели, которые необходимо достичь на том или ином этапе развития социума, а также технологии, с помощью которых эти цели достигаются. Очевидно, что при несоответствии целей и технологий создаются предпосылки срыва развития цивилизационного образования. Из новейшей истории известно, как, при прочих условиях, предпосылкой к роспуску СССР явилось, в том числе, несоответствие целей и технологий для их достижения[28]. К примеру, декларируемой в СССР целью было построение коммунизма, понимаемого как безденежно-интегрированное общество, построенное на основе плановой экономики. Технологию достижения этой цели, на основе общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС) разрабатывал В.М. Глушков, высказывая множество идей по созданию более совершенных, по сравнению с существующими, способов регулирования производственных и социальных процессов, созданию технической базы согласования производственных программ в масштабе всей страны, обеспечению руководителей инструментарием для формирования, моделирования и оценки последствий принятых решений, по использованию более справедливых распределительных механизмов: созданию такой системы учета, при которой выявлялись бы источники нетрудовых доходов, внедрению системы безденежных расчетов для всего населения. [14] Судьба проекта демонстрирует расхождение оглашаемых целей с целями фактически достигаемыми по умолчанию, которыми руководствовалось тогда элита СССР, отказываясь от реализации данного проекта под разными предлогами.

Сама работа в обществе над формулировкой целей для конкретной цивилизации является результатом осознания конечности и исчерпанности сложившегося на текущий момент общественного способа существования социума, несоответствия наработанного «культурного» результата ощущаемому потенциалу, противоречие ощущаемого и наличествующего жизнеустройства. Анализ летописного процесса вскрывает следующие виды целей цивилизационного развития:

· физическое выживание цивилизации как общности;

· расширение ареала локальной цивилизации;

· «потребительское счастье» (американский вариант мечты);

· «построение всеобщего светлого будущего»[29].

К сожалению, других сценариев общественного развития в известной исторической перспективе не опробовано. Каждая летописно-известная общественно значимая цель достигалась в зависимости от развития технологий в своем тактическом варианте, но, тем не менее, она могла быть отнесена к одному из четырех названных видов. Успех или неуспех в достижении целей определялся наличием опережающего технологического уровня и наличием опережающего технологического развития. Таким образом, развитие технологий определяло социальное цивилизационное развитие.

Технологическая информация, способ сохранения и распространения её в обществе определяют способ устойчивого воспроизводства стандартов жизнеустройства общества, а по сути, цивилизацию человеческого общества. По меткому высказыванию С. Переслегина, цивилизация – есть не что иное, как сумма технологий. Несмотря на несколько шутливую форму, это определение передает одну из сущностных сторон вопроса. Что же такое технология, или как принято называть её сегодня, процесс?

Любая вещь или услуга является результатом целенаправленной деятельности индивидуума или группы лиц по производству конкретного продукта. Если эта деятельность может быть устойчиво воспроизведена любым составом обученных лиц, то её можно считать не искусством, освоенным кем-либо лично, а технологическим процессом. Очевидно, что качество жизни в цивилизации определяет качество технологий, её составляющих, и доступность технологических продуктов для членов общества. Технология – это набор машин, инструментов, оборудования, людей, их знаний и способ их оптимального взаимодействия с целью получить планируемый результат. Общим знаменателем понятий, перечисленных в определении, являются овеществленные или не овеществленные знания. Овеществленные знания – это станки, инструменты, оборудование и т.п. Не овеществленные знания – это достоверная информация, данные, которые могут служить предпосылкой к целенаправленным действиям. Суть понятия «технология», таким образом, можно свести к освоенным методам совместной деятельности людей в сообществе.

Технология в этом смысле – генная информация цивилизации, которая способна разворачивать не только социальные отношения, но и культуру[30] соответствующую конкретной локальной цивилизации. Не допуская политизации исследования, приведём выводы, сделанные на основе обобщения археологических данных, полученных при изучении ранних цивилизаций и изложенных в работе Массона В. М. «Первые цивилизации» [18], которые как будто специально подготовлены для данного исследования. Дорогого стоит, например, утверждение, подтверждённое артефактами, основанное на результатах археологических исследований древнейших цивилизаций Старого и Нового света, Ближнего Востока, Средней Азии, Индии и Китая.

…Как известно, важнейшей особенностью куль­турного процесса является стереотипизация, благодаря которой происходит приобщение членов общества к достигнутым результатам (Маркарян, 1973; Абрамян, 1978; Типы в культуре, 1979). Под стереотипизацией понимается принятие новых технологий или моделей действия множеством людей в пре­делах соответствующих групп (Абрамян, 1978, с. 91). Поставлен вопрос и о развитии этого явления во времени с параллельным усложнением форм стереотипизации, начиная с простого механизма подражания. По мере произ­водственного прогресса возникает такая форма стереотипизации, как стандар­тизация, обособляющаяся в особую сферу производства, выпускающего стан­дарты (Абрамян, 1978, с. 94). Ранние этапы соответствующих явлений мы видим еще в глубокой древности, как, например, в керамическом произ­водстве с внедрением гончарного круга. Стандартные типы сосудов массового ремесленного изготовления широко используются археологами при различ­ного рода исследовательских операциях. Сходные процессы происходят и в металлообработке на основе техники литья в типовых моделях в условиях повышенного спроса на определенные виды изделий, в частности на оружие. Следует заключить, что именно процесс стереотипизации археологи наблю­дают в материальном воплощении артефактов.

То есть, очевидно, что уже ранние цивилизации неразрывно связывались с понятием «технология», поскольку это и есть возможность реализовать стериотипизацию. Причастность к той или иной группе людей, обеспечивающих реализацию технологий, мобильность этих групп, а также возможность и способность переходить из одной группы в другую определяли, и до сих пор определяют, социальное устройство общества, его иерархию. Следует отметить, что переломным моментом в развитии технологий стало появление записи технологического процесса – письменной формы, описывающей последовательность операций по достижению определенной, в первую очередь производственной, цели. Кто первым стал использовать технологическую запись, вопрос спорный и к рассматриваемой здесь теме отношения не имеет. Важно, что к настоящему времени известны две основных группы записей технологического процесса – технологическая карта и ее разновидности, делающие акцент на передаче смысловой информации исполнителям технологического процесса, и процесс Деминга, уделяющий внимание оптимальности самого процесса, как системы. Тем не менее, ни первый, ни второй подход не уделяют внимание аспекту обмена технологической информацией, оставляя без развития сам формат технологической записи. Это и не удивительно, учитывая, что другое название технологии «know how» – «знаю как», с последующим общеизвестным умолчанием «но не скажу».[31]

Вторая половина ХХ века, а особенно первые годы ХХI века с его мощной динамикой преобразования технологической информации, обостряет задачу сохранения, передачи и способ доступа к подобной информации. Ранее указанные выше задачи обеспечивала система посвящений: от отца – сыну, от мастера – подмастерью, обуславливая цеховую или клановую систему передачи профессиональных знаний, определяя статусную структуру общества. Сегодня это решение (система посвящений) не гарантирует ни качество преемственности, ни выполнение социальных задач, ради которых создавались специализированные профессиональные группы, реализующие и сохраняющие технологические решения. Сегодняшний день требует уже новых подходов. Если ввести в деловой оборот формальную структуру сохранения технологической информации – стандарт, то тогда технологи получат единый язык. В результате, разнообразный технологический опыт станет возможно сравнивать и изучать. Структуру подобного языка можно базировать на понятии «процесс». Действительно, всякое действие, направленное на достижение цели, можно обобщенно представить как некий черный ящик (рис.1), на вход которого поступают необходимые ресурсы - материальные, людские, энергетические и т.д. Рассматриваемое действие происходит в условиях ограничений.

Рис. 1 Схема представления производственного процесса Э. Деминга

 

Это могут быть требования закона, условия среды и пр. Цель действия может быть достигнута при наличии знаний, как в материализованном виде (оборудование и инструмент), так и в виде навыков квалифицированного персонала. В данной работе под знанием понимается не просто информированность или наличие необходимых данных, а такое субъективное усвоение имеющейся информации, которое может стать предпосылкой к действию. Рассматриваемый черный ящик реализует цель, то есть всегда представляет целесообразные действия. Результат достижения цели может быть представлен как некий конкретный продукт.[32]

Если бы мы составили список продуктов используемых цивилизацией, то такой список получился бы достаточно большим, но все же был бы конечным. Полный список продуктов, потребляемых конкретной цивилизацией составит своеобразную матрицу общественного заказа. За каждым элементом матрицы стоит лексически определенный продукт со своей конкретной операцией или технологией (процессом) его получения. В наиболее простых случаях процесс представляет собой единичную операцию (процедуру). Но в подавляющем числе случаев требуется цепочка таких операций.

Основным свойством процессов является возможность декомпозиции, т.е. разбивка процесса на его составляющие, каждый из которых также можно рассматривать как сумму процессов. Декомпозиция может проводиться неоднократно, пока не доведет дробление процесса до операций, которые принято считать элементарными на данном производстве при данной квалификации. Операция – это базовые профессиональные навыки, которые составляют основу профессиональной подготовки специалиста. Пример операции – «забить гвоздь молотком». При желании, или в определенных обстоятельствах, возможна декомпозиция и этого действия, но обычно в этом нет необходимости.[33]

Итак, любой процесс можно рассматривать как суперпозицию[34] элементарных процессов, его составляющих. Это преобразование можно выполнять неоднократно. Но, на практике ограничиваются 5-8 уровнями декомпозиции. Глубина декомпозиции определяется общественно освоенным уровнем знания, когда процесс считается элементарной операцией. Возникает своеобразное дерево технологий, дающих однозначный ответ, что же такое есть наш изучаемый процесс, что требуется для его реализации.

Представление информации о технологических знаниях в виде процесса позволяет постоянно фиксировать его актуальные оптимальные значения входных и выходных характеристик. Также, кроме сохранения информации получать новые продукты – результаты процесса, за счет изменения параметров оптимизации. Такая структура сохранения информации является, по сути, основой базы данных для депозитария процессов.

Итак, процесс, как форма сохранения технологической информации, является способом лексического выражения успешных стереотипов, поддерживаемых обществом, а следовательно, становится возможным дальнейшее изучение, анализ, управление сменой технологий и их распространением.

 

Рассмотрев современное понимание термина технология (процесс), зададимся вопросом: от чего же зависит развитие технологий? Опыт подсказывает, что, в первую очередь, оно связано с наличием специфической социально-экономической среды, мотивирующей технологический поиск, как творчество. Как мы уже выяснили раньше, среда в свою очередь зависит от целей её разработчиков, а в предельном, для нашего исследования случае, от целей цивилизации. Прежде чем исследовать вопрос о формировании творческой среды, вскроем необходимые для неё условия. Рассмотрим более подробно структуру номенклатуры процессов цивилизации.

При всей обширности наработанной номенклатуры процессов все технологические процессы можно разделить на два класса:

· технологии, направленные на удовлетворение демографически-обусловленных потребностей (ДОП)[35];

· технологии, направленные на поддержание статусной решетки социума.

 

Проследим направление развития технологий, направленных на удовлетворение ДОП на примере строительства жилья. Рассматривая известные способы строительства жилья, можно вскрыть следующую цепочку в преемственности технологий строительства. Для комфортного проживания семьи наилучшим является деревянный дом. Но строительство из дерева требует качественной древесины, которая произрастает в ограниченных количествах. Кроме этого, выбранный лес требует, по технологии, несколько лет выдержки. Следовательно, качественное строительство домов из дерева не способно массово удовлетворить спрос в качественных домах, одновременно отбраковывалось огромное количество низкосортной древесины. Выход был найден в изготовлении кирпича путем сжигания некачественного леса для обжига глиняных кирпичей и получения качественного материала для массового строительства. Та же логика присутствует в современном развитии монолитного строительства и создании строительных интегрированных панелей (СИП). В данном случае развитие технологий позволило не только удовлетворить потребность, но и повысить производительность труда в данном виде деятельности. Выявленная тенденция прослеживается и в других технологиях из спектра ДОП: повышая производительность труда, человек высвобождает свободное время при одновременном повышении качества жизни.

Тактический выбор применяемых технологий определяется как конкретными социально-экономическими условиями, так и текущими социально обусловленными задачами. Но несомненно, что только пройдя этап устойчивого, приемлемого в данных условиях воспроизводства жизнеустройства, определяемых спектром ДОП[36], при условии формирования фонда социально свободного времени, социум обеспечивает базу для решения иных задач.

Под социально-свободным временем мы понимаем время, оставшееся в распоряжении общества после выполнения всех необходимых процедур поддержания цикла жизнеустройства.[37]

С.В. Лурье заметил, что «…цивилизация начинается тогда, когда кончается индивидуальность». Натуральное хозяйство способно обеспечить узкий спектр ДОП, но не оставляет свободного времени при превышении определённого минимума позиций, включённых в прейскурант. Всякая цивилизация характеризуется в первую очередь специализацией. По оценке, озвученной Джатрасом Дж.,[38] на сегодняшнем уровне развития технологий для воспроизводства совокупного мирового продукта требуется всего лишь двадцать минут рабочего времени в день, что характеризует результативность современной специализации. Приведенные данные не означают, что социальным свободным временем может воспользоваться любой член социума. Цивилизация способна создавать такой фонд свободного времени, но доступ к этому фонду регламентирован статусным положением, принятым в конкретном обществе. Как показано ранее, статусная решетка во многом играет консервативную роль, сдерживающую социальные изменения, в том числе и путем связывания людей, способных привести к социальным изменениям. Той же задаче распыления свободного времени служат технологии, направленные на поддержание статусной решетки социума. Здесь статус - это суррогат качества жизни, заставляющий людей беспрерывно гнаться за фетишами статусных знаков.

Как мы видим, развитие технологий от натурального хозяйства до специализированного только создает необходимые предпосылки для развития цивилизации. Реализация же этих предпосылок зависит от объективных, а не декларируемых целей, решаемых цивилизацией на конкретном историческом этапе. Почему же происходит смена целепологания социума, которая обязательно ведёт к смене статуса кво[39] в обществе, меняя статусную решетку общества, а следовательно, и правила доступа к фонду социально-свободного времени? Рассмотрим более подробно особенности каждого из этапов развития цивилизации.

 

Этап зарождения цивилизации. Выскажем предположение, что всякая цивилизация на этапе зарождения образует устойчивые цивилизационные группы, выступающие своеобразными квантами рождающегося социального образования. Постараемся найти подтверждение этому предположению.

Ранее было показано, что первой задачей, решаемой всякой зарождающейся цивилизацией, является построение устойчивого жизнеустройства её членов. По данным археологов, приведённым В.М. Массоном [18], средняя численность населения неолитического посёлка на Ближнем Востоке составляла 100-300 человек. Заметим, что жизнеустройство в таких посёлках, составляющих раннюю цивилизацию, не было примитивным и скудным даже по современным меркам. Перед нами предстает действительно цивилизованная жизнь.

«…Необычайный расцвет местной оседлоземледельческой культуры харак­теризует поселение Чатал-Хююк, расположенное в плодородной Конийской долине и датирующееся второй половиной VII — первой половиной VI тыс. до н. э. Здесь в это время существовало более 20 небольших оседлых поселений, но именно Чатал-Хююк, занимающий площадь в 13 га, был наиболее значительным из них и, скорее всего, играл роль центра для местных общин. Примечательной особенностью чатал-хююкской культуры является вы­сокий уровень благосостояния, отраженный как в богатом убранстве глино­битных построек, так и в наборе предметов, не связанных непосредственно со сферой производственной деятельности. Таковы самые разнообразные бусы и подвески, на изготовление которых обществом затрачивалось немало уси­лий. Забота о внешнем виде не ограничивалась украшениями — именно на Чатал-Хююке мы имеем бесспорные свидетельства применения древней косме­тики. Таковы корзиночки с румянами, косметические шпатели, обсидиановые зеркала, закреплявшиеся в рукоятке при помощи известковой массы. Для туалета широко использовалась охра. Часто в женских могилах она поме­щена в изящные средиземноморские раковины в смеси с какими-то жировыми веществами. Богатый мир раннеземледельческой культуры и идеологических пред­ставлений раскрывают чатал-хююкские святилища. Роспись стен произво­дилась натуральными красками, наносившимися кистью на белую обмазку. Наряду с этим существовали и рельефные фигуры, вылепленные на каркасе из тростника, как в Иерихоне, или из дерева. В переднюю часть скульптурных изображений животных включали череп быка или барана. Ряды рогатых бычьих голов помещались на платформах, придавая интерьеру святилищ тревожную атмосферу. В стилистическом плане в росписи Чатал-Хююка сочетаются древние традиции поры верхнего палеолита и мезолита и новые приемы. Охотничьи фрески, на которых многочисленные фигурки охотников окружают попавшего в облаву быка или загоняют оленей, отличаются живой экспрессией и динамизмом. Однако большей частью изображения животных в Чатал-Хююке аппликационно условны и во многом схематичны. В этом отношении показательны изображения крупных птиц с распростертыми крыльями, видимо грифов, напоминающие графическую зарисовку анатома. Имеются и чисто орнаментальные панно с ритмичным повторением геомет­рических фигур, предвосхищающим роспись на глиняной посуде. Это были уже эстетические концепции новой эпохи, ярко воплощенные затем в прик­ладном искусстве ранних земледельцев». То есть, такие незначительные по численности группы, действительно, достигают цивилизованного уровня с помощью освоенных на тот момент обществом технологий. Аналогичную оценку дают этнографические источники. Русские Северные деревни имели в среднем 20-30 дворов. При средней численности семьи в шесть человек, деревня, как элемент жизнеустройства, состояла соответственно из 120 – 180 человек. Первое поселение колонистов на Американском континенте было основано 102 пилигримами. Приведём пример военно-разбойничего образа жизни, как способа самообеспечения. Средняя численность пиратского экипажа составляла 80 – 150 человек. Рота, как военное подразделение, способное решать самостоятельные тактические задачи, также состоит из 80 – 150 человек. Подтверждает сказанное и история запорожской сечи, как определённого цивилизационного образования, где расширение общности происходило путем строительства куреней - военно-социальных групп, объединяющих в себе понятия роты, землячества и своеобразного уклада быта.

Таким образом, всякая цивилизация становится возможной при возникновении процессов самоорганизации групп, самоидентифицирующихся, как некая общность, имеющая общую цель и ценности. Ориентировочная величина таких цивилизационных групп составляет в среднем 150 человек.

Последующий этап - этап становления цивилизации, заключается в том, что обособленные цивилизационные группы приходят к осознанию, что кооперация позволяет решать общественные задачи, которые невозможно решать в рамках одной группы, но можно реализовать в случае интеграции усилий. «Высокопродуктивные земледельческие системы первых цивилизаций при всех естественных локальных различиях, как пра­вило, требовали общего труда. При этом в Месопотамии и Перу он был нацелен на ирригацию и создание системы каналов, в Египте на мелиоративные работы, в Китае на гидротехнические мероприятия по борьбе с наводне­ниями, угрожающими посевам на плодородных участках в непосредственной близости от Хуанхэ. Как показали новые исследования, в зоне мезоамерикан­ских цивилизаций подсечно-огневое земледелие при всей его эффективности в данной экологической ситуации не было единственным видом землеполь­зования. В областях, занимаемых ранее местными цивилизациями, установ­лено наличие и террасированного земледелия на склонах, и использование участков, затопляемых во время паводков, и существование разветвлен­ных систем каналов мелиоративного характера. Имеются в Мезоамерике и системы водосборных каналов и резервуаров для воды, предтечи со­временных водохранилищ. ...Такое комплексное земледелие также могло функционировать лишь в условиях организованного общего труда». Так через постановку и решение общих задач начинается процесс становления цивилизации. «Археологические открытия, сделанные после второй мировой войны сначала в Старом Свете, а в последние десятилетия и в Америке, убедительно пока­зали, что исходным пластом первых цивилизаций были раннеземледельческие культуры, само формирование которых ознаменовало начало кардинальных перемен в хозяйстве и культуре первобытной эпохи. Далеко не случайно то обстоятельство, что именно в зоне распространения древнейших оседлозем­ледельческих или земледельческо-скотоводческих культур мы находим и первые цивилизации. Переход к земледельческо-скотоводческой экономике, когда сокращается необходимое рабочее время и резко повышается обществен­ное благосостояние, положил начало цепной реакции совершенствования домашних производств, которое в конечном итоге привело к отделению ре­месла от земледелия, что коренным образом изменило структуру экономи­ческого базиса древних обществ. Во многих других сферах деятельности, от выработки культурных эталонов до идеологических инноваций, в ранне­земледельческих комплексах могут быть прослежены прямые истоки циви­лизации». [18]

Становление цивилизаций связано с формированием экономики, использующей объединение труда и развитие специализаций, для успешного построения которой прослеживается наличие следующих социальных факторов.

· Наличие опережающего развития технологий, открывающих возможность расширения используемой ресурсной базы.

· Выполнение первого условия позволяет выдерживать увеличение плотности населения, что, в свою очередь, создаёт предпосылки к освоению новых территорий на другой технологической основе, на которых также возможно расширения ресурсной базы.

· Природные условия в данном случае можно рассматривать как благоприятствующие возникнове­нию новых способов получения продуктов питания и как способствующие наибольшему развитию земледелия и скотоводства.

 

«…Г. Чайлд на основании археологических открытий … подметил, что неизменными спутниками первых цивилизаций были монументальные сооружения — культовые, светские или погребальные. Сегодня выделяют три признака становления цивилизации — монументальная архитектура, города и письменность. …Памятники мону­ментальной архитектуры не только весьма впечатляют внешне, но и весьма показательны с точки зрения производственного потенциала создавших их обществ. В них как бы реализован прибавочный продукт[40], полученный данной экономической системой, отражен организованный уровень общества, умело использующего простую кооперацию. Именно объем вложенного труда отделяет первые храмы от рядовых общинных святилищ, для сооружения которых было достаточно усилий нескольких, а то и одной малой семьи. Исследователями произведены ориентировочные оценки труда, затраченного на сооружение монументальных строений первых цивилизаций. Так, олмек­ский храмовый центр Ла Вента в Мезоамерике расположен на острове, территория которого могла прокормить при существовавшей тогда системе подсечно-огневого земледелия лишь 30 семей. Однако трудовые затраты на возведение всего комплекса оценены американскими исследователями в 18 000 человеко-дней. Совершенно ясно, что Ла Вента — это культовый центр целого союза общин, располагавшегося на окружающей, довольно значительной территории. При этом следует иметь в виду, что олмекская культура это еще ранний, формативный период мезоамериканской цивилизации. Затем трудовые затраты на монументальные сооружения возрастают многократно. Для возве­дения Белого храма в шумерском Уруке, по одному из подсчетов, был необходим непрерывный труд 1500 человек в течение пяти лет. По оценке китайских исследователей, для сооружения мощной крепостной стены в Чжэнчжоу требовался труд не менее 10 000 человек в течение 18 лет. А Чжэнчжоу, как и олмекские комплексы, — всего лишь формативный период цивилизации, в данном случае древнекитайской. Таковы были огромные производственные возможности первых цивилизаций, и неудивительно, что именно монументальные сооружения являются одним из ярких, маркиру­ющих признаков самого их существования.

Исключительно важное значение имело появление письменности. Ее со­здание отнюдь не было результатом отвлеченных умозрительных комби­наций, а насущной потребностью общества, вступающего в новую фазу своего развития. Для охотничьей или даже раннеземледельческой общины коли­чество информации, подлежащей передаче для сохранения стабильности хо­зяйства и культуры, было сравнительно невелико. Эта сумма знаний могла быть сообщена жрецами или шаманами устным путем при ознакомлении с духовным наследием своих предков или при обучении молодежи в ходе инициаций. Сложная социальная и экономическая система, которую пред­ставляли собой первые цивилизации, вела к скачкообразному увеличению самой разнообразной информации. Уже учет продукции и организация планомерных земледельческих работ требовали четкой регламентации. Со­здание подобия единой системы религиозных воззрений, заменяющей и вклю­чающей в себя локальные культы различных племенных центров, также нуждалось в кодификации и твердой фиксации. Эти факторы прямым обра­зом отражены уже в содержании первых письменных документов. Древней­шие протошумерские таблички из Урука — это детализированные учетные карточки, где фиксируется буквально все: размеры земельных наделов, выданный инструментарий, состав стад и многое другое. Близки по содержанию таблички кносского и пилосского дворцов, где из года в год велись счетные бухгалтерские записи о количестве людей в рабочих отрядах, об объеме продукции, выполненной ремесленниками. Иньские гадательные над­писи отражают момент культовых действий, но, в конечном счете, зачастую нацелены на реальные хозяйственные, политические и общественные меро­приятия. …Наконец, стелы майя с календарными надписями наряду с культовым и престижным имели большое значение в планировании циклов аграрных работ.» [18]

Создаваемая цивилизацией специализированная экономика позволила направить усилия отдель­ных групп на развитии искусства и разных форм знаний. Еще Аристотель отмечал, что математические знания развились, прежде всего, в области Египта, ибо там классу жрецов было предоставлено время для досуга.

Следующим признаком цивилизаций является развитие поселений городского типа и интенсификация на их основе обменной торговли.Город выполнял функцию центра сельскохозяйственной округи и являлся концентратором информации, ретранслируя технические и идеологические инновации и одновременно осуществляя функции связи с другими центрами цивилизации.

В заключение этого этапа развития цивилизации начинает формироваться статусная решетка, вследствие заинтересованности кланов в стабилизации своей общественной роли. Это высвечивается в смещении акцента в инновациях из области развития технологий, направленных на удовлетворение демографически обусловленных потребностей (ДОП), в область развития технологий производства статусных знаков и удовлетворения деградационно-паразитических потребностей (ДПП). Эта закономерность вскрыта в упоминавшейся выше работе В.М. Массона [18], построенной на обобщённом археологическом материале, полученном при изучении ранних цивилизаций. Это общее свойство развития толпоэлитарных цивилизаций и сегодня не менее актуально.

«При рассмотрении культуры эпохи формирования цивилизации можно видеть, что инновации охватывают в равной мере сферу технологии, обыден­ной культуры, в значительной мере связанной с образом жизни, и сферу идеологии. В области технологии основные изменения происходят в ремеслах. Например, для Ближнего Востока наибольшую роль сыграли нововведения в металлургии, гончарном производстве и строительном деле. Успехи тепло­техники, применение новых инструментов (гончарный круг и др.) привели к тому, что все большее распространение получает стандартизация. В строи­тельном деле, широко осваивающем высотные и монументальные постройки, также наблюдается выработка канонов и модулей, происходит становление архитектуры в собственном смысле слова. В соответствии с новыми цен­ностными ориентациями, утвердившимися в обществе, новые технические возможности реализуются как дифференциация и специализация ремесел. Среди ремесел в особые производства выделяются оружейное дело, глиптика, ювелирное производство. Недаром в письменных документах уже для времени Урука IV упоминается не менее 80 различных должностей и профессий.

Большое значение имели новые потребности в уровне коммуникации и особенно — качественный скачок объема информации, подлежащей хранению и передаче для обеспечения функционирования общества как сложной соци­альной и хозяйственной системы. В результате складывается письменность,(а, возможно, и не поэтому) развиваются различные виды транспорта, и прежде всего — колесные эки­пажи. Последние обеспечивали новый объем хозяйственных, культурных и политических связей и взаимодействий: от транспортировки сырья до переброски воинов. Возрастает многообразие информационных каналов, в числе которых немаловажную роль приобретают регулярные ярмарки, храмовые празднества и другие массовые обрядовые действия.

На обыденной культуре помимо роста общего благосостояния и удовлетво­рения потребностей широкого спектра особенно резко отразилось выделение групп лиц или социальных страт, обладающих различной долей обществен­ного богатства. Это видно по дифференциации образа жизни, отраженной в жилых комплексах, бытовом инвентаре и погребальных обрядах. Возрастаю­щая специализация деятельности способствовала отделению умственного труда от физического. Об этом помимо появления школ писцов свидетель­ствует развитие не прикладного искусства, оставившего подлинные шедевры индивидуального художественного творчества. В условиях усиливающейся социальной дифференциации из утилитарных и престижно-знаковых функ­ций инноваций все большее значение приобретают вторые. При этом прес­тижность воспринимается в основном не как личный авторитет, а как при­надлежность к определенному общественному слою, что закрепляется и в мире вещей».

Переход от этапа становления к этапу развития всегда связан с задачей сложившейся элиты закрепить и стабилизировать свой статус. Этап становления отмечается заботой элит о постоянной работоспособности и развитии статусной решетки. «Определенные явления и объекты, заимствуемые при престижном перепаде, могут и не иметь утилитарного значения, по­скольку заимствование идет в среде элитарных слоев населения, для которых заимствованные инновации служат средством утверждения своего особого положения в данной социокультурной среде. Этим обстоятельством следует объяснять широкое распространение на определенном этапе престижно-знаковых символов, как например уже упоминавшихся жезлов, псевдобулавок и штандартов, а также других эталонов, связываемых с представлениями об особом, более высоком или, во всяком случае, более престижном образе жизни.

Так, В. А. Рыбаков указал на наличие в культуре Киевской Руси княжеско-дружинной культуры, которой было свойственно в первую очередь стремление к репре­зентативности [Рыбаков, 1970].

Типы объектов, входящие в состав элитарной субкультуры, по идее и принципу обычно взяты из массовой, народной культуры, но переработаны профессиональными мастерами со­гласно запросам социальной среды. Это был один из важнейших путей фор­мирования культурных инноваций и создания качественно нового культур­ного комплекса в тот период. Зачастую подобные стереотипы с течением времени теряли элитарный, престижно-знаковый характер и, по образному выражению С. А. Арутюнова, спускаясь по социальной лестнице вниз [Ару­тюнов, 1979], вновь становились элементами всеобщей, народной культуры». Здесь особо следует обратить внимание на движение элитарно-статусных знаков и возвращение в широкое обращение. Этот прием сегодня используется сознательно для стимулирования движения денежной массы. Подробнее это явление рассмотрено выше в главе «Мотивационное топливо». В связи с этим становится понятно, что элита нацеливает породившую её толпоэлитарную цивилизацию на один из четырёх указанным выше сценариев: физическое выживание, как общности; расширение ареала локальной цивилизации; потребительское счастье (американская мечта); «построение светлого будущего, с целью, по умолчанию, отличной от декларируемой. Её задача на этот период сохранить свой статус-кво.

Переход от этапа развития к этапу трансформации связан с исчерпанием «мотивационного топлива» или с разрушением «тепловой машины» экономики, другими словами, с достижением объективных границ развития локальной цивилизации в данной морфологической форме.

«Бесспорное величие культурных достижений первых цивилизаций не должно заслонять того факта, что их фундаментом была глубокая социальная и культурная разобщенность об­щества, и оформление этой разобщенности в специфические культурные эталоны и модели с высоким коэффициентом престижности составляло сущность эпохи и происшедших перемен. [41]

…Культурные ценности, создавав­шиеся в эпоху первых цивилизаций, зачастую не выходили на широкую арену, оставались достоянием определенных слоев и профессиональных групп. Уже сама сложность систем древнейшей письменности резко ограничивала распространение грамотности. Узость социальной базы прогрессивных явле­ний в культуре обусловливала и внутреннюю слабость древнейших цивили­заций, порой исчезавших как культурный феномен с перерывом традиций в целом ряде сфер культурного прогресса.» [18]

Итак, цивилизация, как социальный организм, развивается на основе диалектики пары «цель – средство (технология)». Коротко этот процесс можно описать следующим образом. При наличии объективных условий цивилизация зарождается как структура, имеющая своими элементами (квантами) цивилизационные группы. Свойством таких групп является способность формировать ценности, расширять общность на основе этих единых ценностей, что является условием к поиску, восприятию и распространению новаций в технологической сфере. Результат этапа зарождения - достижение устойчивого жизнеустройства на основе технологий самообеспечения. Результатом следующего этапа – этапа становления, является достижение большего социального свободного времени на основе кооперации цивилизационных групп общества. Как объективная данность возникает специализация и статусная решетка. По окончанию этапа становления, любая, известная из письменных источников или реконструированная археологическим методом, цивилизация людей формирует статусную решетку, которая является специфическим продуктом толпоэлитарного общества. Можно сказать, что статусная решетка людей - воображаемый инструмент, который заменяет природный процесс эволюции, происходящей в естественном ландшафте, на эволюцию в виртуальной среде обитания с придуманными и принятыми, как объективная реальность, условностями. Образно говоря, люди перенесли свою эволюцию с плоскости природного ландшафта в объем виртуального мира, раздвинув таким образом «ареал видового расселения». Позже виртуальный придуманный мир, материализовался в технологических средах. Толпоэлитарная цивилизация решает задачи установления балансировочного режима путём стабилизации сложившейся статусной решетки. Следует отметить, что стабилизация возможна только в динамическом режиме, на основе решения задач, чаще всего, направленных на достижение «псевдо» целей из приведённого арсенала:

· расширение ареала локальной цивилизации,

· потребительское счастье (американская мечта),

· «построение светлого будущего».

Срыв существования цивилизации возникает при исчерпании возможностей в нацеливании общества на совместную деятельность. Происходит дезинтеграция социума и его трансформация. Механизм срыва цивилизационного развития можно понять, если разглядеть суть экономики, лежащей в основе цивилизации, которая является специфической, но все же, тепловой машиной.

Таким образом, вопрос становления цивилизаций, глубоко исследованный ранее на основе археологического материала, оказывается неожиданно современным в начале 21 века. Думаю, не будет преувеличением, если мы скажем, что и сегодня строительство цивилизации имеет те же узнаваемые признаки с поправкой на современный технологический уровень.

Изучение вопроса устойчивости развития цивилизаций, дает понимание того, что текущее состояние каждой цивилизации можно характеризовать своеобразной «рабочей точкой». Не управляя рабочим режимом цивилизации, рабочая точка необходимо повторит весь цикл инферно, отражающий внутренние качества участников толпоэлитарных обществ, неминуемо приведя свою цивилизацию к срыву цивилизационного развития. Не является исключением и цивилизация в форме глобальной империи. Единственный возможный способ длительное время поддерживать жизнь цивилизации – удержать рабочую точку в пределах восходящего участка этапа становления, нацеливая технологическое развитие на удержание экономики цивилизации внутри ресурсного кольца, обеспечивая высокое качество жизни для всей цивилизационной общности за счет развития генетически-обусловленного потенциала человека. Это резонансный режим функционирования цивилизации, удерживаясь в котором можно преодолеть влияние второго закона термодинамики, как преодолело его космопланетарное явление - ЖИЗНЬ.


Список литературы

1 Gesel S. (1949). Die Naturliche Wirtschaftsordnung, IXth. edition. Nuremberg: Rudolf Zitzmann Verlag.

2 Riegel, E. (1994). Private Enterprise Money: A Non-Political Money System. Harbinger House.

3 ВП. (2004). Краткий курс. Новосибирск: "НИКА".

4 ВП СССР. (2002.). Грозящая катастрофа дурацкого рвачества. Новосибирск: НИКА.

5 ВП СССР. (2002). Достаточно общая теория управления. Новосибирск: НИКА.

6 ВП СССР. (1999). От человекообразия к человечности. Новосибирск: НИКА.

7 ВП. (2002). Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески. Новосибирск: "НИКА".

8 Генкин А. (2002). Частные деньги: история и современность. М.: Альпина Паблишер.

9 Гиро П. . (2010). Частная и общественная жизнь римлян. Получено из http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Giro/99.php

10 Ефимов В.А. ( 2005). Методология ускорения развития региона, преодоления финансового кризиса. Получено из интернет-портал Мера: Форум сторонников Концепции Общественной Безопасности: http://m3ra.ru/2005/04/18/spe

11 Зомбарт В. (2004). Буржуа. Хозяйственная жизнь и евреи. М.: Айрис-пресс.

12 Ильин, В. И. (2000). Поведение потребителей. Питер.

13 Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. . (2000). Система природа – общество – человек: устойчивое развитие. Государственный научный центр РФ ВНИИгеосистем. Международный университет природы, общества и человека «Дубна».

14 Малиновский Б.Н. (1995). История вычислительной техники в лицах. Киев: "КИТ", ПТОО "А.С.К.".

15 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т.13. М.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т.23. М.

17 Маршалл, А. (1993). Принципы экономической науки Т1. М: Прогресс.

18 Массон В.М. (1989). Первые цивилизации. Ленинград: Наука.

19 Миляков Н.В. (2004). Финансы: учебник. –2-е изд. М.: «Инфра-м».

20 Нефедов С.А., Запарий В.В., Личман Б.В. (1999). Технологическая интерпритация новой истории России. "Регион-Урал", №12 .

21 Пихорович В.Д. (2010). Невостребованная альтернатива рыночной реформы. Альманах "Восток" .

22 Радугин А.А., Радугин К.А. (1999). Социология: курс лекций.-2-ое изд. М: Центр.

23 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. (2007). Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА-М.

24 Смит А. (2007). Исследование о природе и причинах богатства народов. М: Эксмо.

25 Статусные товары перестают быть эффективными социальными маркерами. Вместо них появляются статусные навыки. (2007, №12(195)). Секрет фирмы.

26 Стрыгин Ю.Ф., Стрыгин И.Ю. (2008). Комплексные переменные в экономическом моделировании. Самара.

27 Харчев А.Г. (2003). Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г. М.: ЦСП.

28 Электронный ресурс. (2010). "Суд времени": итоги голосования по темам. Получено из http://sovschola.ru/content/sud-vremeni-itogi-golosovaniya-po-temam

29 Электронный ресурс. (2010). Великая империя - все о римской империи. Получено из Великая империя: http://www.designw.ru

30 Электронный ресурс. (2010). Лужков обнаружил в мире 1 квадриллион 420 триллионов долларов. Получено из интернет-портал Newsru.com: http://www.newsru.com/finance/10sep2009/luzhkov.htm

31 Электронный ресурс. (2010). Необходимость и сущность денег. Получено из интернет-портал Students.ru: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.referats.net%2Fpages%2Freferats%2Frkr%2Fpage29615.html&tex

32 Электронный ресурс. (2010). Реферат Виды и функции денег. Получено из интернет-портал WorldReferat.ru: http://worldreferat.ru

33 Электронный ресурс. (2010). Финансы. Получено из интернет-портал Ведомости:словарь бизнеса: http://www.vedomosti.ru/glossary/финансы

34 Электронный ресурс. (2010). Функции денег. . Получено из интернет-портал Студенческий портал nuru.ru: http://www.nuru.ru/fin/004.htm

35 Электронный ресурс. (2010). Функция денег как средства обращения. Получено из интернет-портал Калитва.ру: http://www.kalitva.ru/146258-funkciya-deneg-kak-sredstva-obrashheniya.html

36 Электронный ресурс. (2010). Япония оказалась крупнейшим должником в мире, Украина вошла в топ 15. Получено из интернет-портал News-Pax: http://www.newspax.ru/2338-yaponiya-okazalas-krupneyshim-dolzhnikom-v-mire-ukraina-voshla-v-top-15

37 Эпперсон Ральф. (1999). Невидимая рука (Введение во взгляд на историю как на Заговор). М.

38 Эрперт М.Б. (2004). Методологические опыты теории товара и денег. М.: Экономика.


Приложение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.