Документы, регламентирующие ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Конституции Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. N 69-ФЗ (в ред.Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Уголовный Кодекс РФ
Кодекса РФ об административных правонарушениях
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 с изменениями постановление Правительства РФ от 17.02.2014 г. № 113..
Доказанность вины – главный фактор определения виновности – входит ли в компетенцию субъекта устранение инкрементируемого ему нарушения (право- мерно ли предъявленное требование, что должен был сделать - мог сделать по устранению нарушения и не сделал истец - ответчик).
Рассмотрим документы, регламентирующие
ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности:
1. Конституция Российской Федерации ,Статья 54.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением…
2.Гражданский кодекс Российской Федерации,Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Комментарий автора. Знаменитая фраза: « закон суров, но это закон» не противоречит также известному выражению: «Закон обратной силы не имеет» и это подтверждается нашей конституцией и гражданским кодексом.
3.Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»,Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
Часть 3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, устано-вленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 30.12.2009 N 385-ФЗ)
Статья 46. Переходные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актамиРФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан,имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Комментарий автора. В качестве примера не правомерности предложенных органами надзора требований рассмотрим решение суда и разъяснения ДНД МЧС .
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Выписка из ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 10 февраля 2012 г. по делу N А56-31633/2011
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) вступил в силу с 30.04.2009 и требований об обязательном установлении фотолюминесцентной эвакуационной системы не содержит, следовательно, ГОСТ Р 12.2.143-2009 не может быть отнесен к исключениям, предусмотренным в пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, кроме того он носит рекомендательный характер, утвержден для добровольного применения, и не содержит обязательных требований, учитывая прямое указание на это в пункте 1 приказа Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст.
Выписка из протокола селекторного совещания МЧС России по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Июня 2009 года
В соответствии с положениями части 9 статьи 16 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» неприменение сводов правил не может оцениваться как несоб-людение требований технических регламентов, и для оценки соответствия требованиям федерального закона могут применяться иные документы.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопас-ности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс не-обходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожар-ной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной вла-сти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.";
Комментарий автора. То есть все технические и проектные решения, принятые до вступления в силу каких либо СНиПов, ГОСТов, Технических регламентов остаются в силе до капитального ремонта, реконструкции , технического перевооружения, а ГОСТы и СП принятые после 2002 года носят рекомендательный характер и не могут быть основанием для предписания.
Мотивацию признания не обязательным требования ГОСТ Р и неправомерности требования предписания можно увидеть рассмотрев полный текст ранее указанного постановления.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 февраля 2012 г. по делу N А56-31633/2011
ГОСТ Р 12.2.143-2009 утвержден приказом Федерального агентства по техническому регу-лированию от 23.07.2009 N 260-ст как национальный стандарт для добровольного применения (пункт 1) в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"(далее - Закон N 184-ФЗ), которым регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении как обязательных, так и подлежащих при-менению на добровольной основе требованийк продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (статья 1 Закона N 184-ФЗ). Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии со статьей 13 и пунктами 1, 2 статьи 15 Закона N 184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном указанным Федеральным законом; утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области; применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Закона. Таким образом, положения Закона N 184-ФЗ не допускают возможности обязательной силы актов, относящихся к ведомственному нормотворчеству в области установления обязательных требований к объектам технического регулирования. Исключением из этого правила являются требования, подлежащие обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46Закона N 184-ФЗ, согласно которому со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: - защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; - обеспечения энергетической эффективности. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) вступил в силу с 30.04.2009 и требований об обязательном установлении фотолюминесцентной эвакуационной системы не содержит, следовательно, ГОСТ Р 12.2.143-2009 не может быть отнесен к исключениям, предусмотренным в пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, кроме того он носит рекомендательный характер, утвержден для добровольного применения, и не содержит обязательных требований, учитывая прямое указание на это в пункте 1 приказа Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст.
4.Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. N 69-ФЗ (в ред.Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) .