Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТНОШЕНИЯ С ЛИТВОЙ И ВОССТАНИЕ МИХАИЛА ГЛИНСКОГО. 10 страница



ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА (Оружейный приказ) - центральное государственное учреждение в России в XVI — начале XVIII вв. Упоминается с 1547 г. как хранилище оружия, затем - место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода.

ПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО – собрание писем и посланий (1564 – 1579), носивших публицистический характер. Обмен письмами с обеих сторон имел целью обвинить противника, обосновать и защитить свои взгляды на политическое устройство государства. Открыл переписку Курбский, который воспользовался своим пребыванием в Ливонии и перешел на сторону врага (1564). В первом послании из г. Вольмара (Валмиера) князь обличал царя в устранении Избранной рады и оправдывал собственное бегство грозящей опалой. Ответная «епистолия» царя была направлена против «крестопреступников» (нарушителей присяги и крестоцелования). Второе послание Курбского было кратким язвительным ответом, в котором высмеивался литературный стиль Ивана Грозного, но князь не сумел передать его в Россию. В 1577 г. царь осуществил успешный поход в Ливонию, в числе других городов захватив и Вольмар, куда ранее бежал Курбский. Оттуда Иван Грозный направил второе послание князю. В споре с ним царь отстаивал идею неограниченной царской власти, основываясь на пагубных последствиях боярского правления в 30 – 40-х годах. Свое последнее послание князь Курбский написал в 1579 г. после тяжелых военных неудач Ивана Грозного в Ливонской войне. Переписка не дошла до нас ни в оригинале, ни в современных ей списках. Однако о ней упоминают документы XVI в. и опись Царского архива, что позволяет не сомневаться в ее подлинности.

ПЕЧАТНИК– должностное лицо при дворе русских князей и царей в XIII – XVII вв., думный дворянин. В XVI – XVII вв. - руководитель Печатного приказа, центрального учреждения, где хранились печати для удостоверения государственных актов. Печатный приказ находился в подчинении Посольского приказа. С 1561 г. титул печатника и пост руководителя внешней политики России становится неделимым. В XVI в. печатник заведовал также личной канцелярией государя и государственным архивом.

ПОМЕСТЬЕ - условное земельное владение в России в конце XV — начале XVIII вв., предоставлялось государством за несение военной и государственной службы («по месту и служба»). Не подлежало продаже, обмену и наследованию. На протяжении XVI — XVII вв. постепенно сближалось с, вотчиной и слилось с ней по указу 1714 г.

ПОМЕЩИКИ -дворяне-землевладельцы, служилые люди, «испомещавшиеся», т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 — собственностью помещиков. Впервые иермин «помещик» встречается в Судебнике Ивана III (1497).

«ПСКОВСКОЕ СИДЕНИЕ»- осада Пскова королем Речи Посполитой Стефаном Баторием во время его третьего похода на Россию (1581). В то время Псков являлся неприступной крепостью с системой каменных укреплений из трех линий. Захватом Пскова Баторий стремился решить одновременно несколько задач: отрезать ливонские гарнизоны от России; выйти к недостаточно укрепленному Новгороду и смоленско-московской дороге; захватить в Пскове богатую добычу. Под руководством опытных воевод И.П.Шуйского и В.П.Скопина-Шуйского псковичи, приведенные к крестному целованию, начали готовиться к отпору. Гарнизон из 4 тысяч человек противостоял 50-тысячному войску Батория. С конца августа 1581 г. началась осада, безуспешно продолжавшаяся в течение нескольких месяцев. Псковичи отразили 31 приступ. В начале февраля 1582 г. польские войска ушли. Этим событиям была посвящена «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», возникшая в самом конце XVI в.

РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ (республика) - традиционное название польского государства с конца XV в., представлявшего собой сословную монархию во главе с избираемым сеймом королем. После заключения Люблинской унии (1569) – официальное название федеративного объединенного польско-литовского государства.

СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ(Есиповская, Строгановская, Ремизовская, Кунгурская) – памятники местного летописания XVII – XVIII вв., повествующие о походе казачьего атамана Ермака и «Сибирском взятии». 1)Есиповская летопись была составлена в 1636 г. подъячим тобольского архиепископа Саввой Есиповым. Содержит описание Сибири; главное внимание уделено личности Ермака, прославлению его героизма. 2) Строгановская летопись («О взятии Сибирской земли») была составлена в XVII в. в одной из вотчин Строгановых в Пермской земле. Подчеркивает их роль в организации похода Ермака. И Есиповская, и Строгановская летописи были составлены на основании общего источника – «Краткого написания» о завоевании Сибири, возникшего в конце XVI в. 3) Ремезовская летопись («История Сибирская») была составлена в конце XVII в. Боярским сыном, историком и картографом Семеном Ремезовым. Основана на Есиповской летописи и также прославляет Ермака. В 1703 г. Ремезов обнаружил 4) Кунгурскую летопись, составленную в конце XVI в. участником похода Ермака и описывавшую его подвиг. Она была приложена к собственной летописи Ремезова.

«СИБИРСКОЕ ВЗЯТИЕ» - походы русских войск в Сибирь, начатые с конца XV в. В середине XVI в. были установлены даннические отношения с Сибирским ханством. Разрыв этих отношений ханом Кучумом в 1572 г. повлек конфликт с Россией. Базой для присоединения Сибири стали пермские владения Строгановых, которые в 1574 г. Получили от Ивана IV грамоту на владение землями по Тоболу. В 1581 г. они снарядили казачий отряд во главе с атаманом Ермаком. В 1582 г. Ермак захватил столицу ханства Кашлык, чем положил начало присоединению ханства к России. Нуждаясь в помощи регулярных войск, Ермак направил в Москву посольство. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил государственных преступников, примкнувших к Ермаку, и послал 300 стрельцов. Смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы добрались до Ермака лишь осенью 1584 г. в разгар восстания, поднятого карачи (высшим советником Кучума). Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы в марте 1585 были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод. Небольшой отряд Ермака мог добывать продовольствие лишь в ночных вылазках, захватывая караваны. Во время одной из них Кучум неожиданно напал на казаков; в сражении погиб и Ермак. Смерть атамана сломила дух казаков и они, покинув Кашлык, вернулись на Русь. Однако освоение Сибири продолжалось. В 80 – 90-х годах на территории ханства были построены русские крепости Тюмень, Тобольск, Березов, Обдорск и др.

«СОБОР ПРИМИРЕНИЯ»- торжественное собрание представителей высших разрядов господствующего класса (бояре, дьяки, высшие церковные иерархи, верхи московского дворянства). Был созван в феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV и вошел в историю как первый Земский собор в России, хотя и не обладал всеми чертами позднейших Земских соборов: не носил избирательного характера, в нем не участвовали представители посада. На Соборе было объявлено о подготовке нового Судебника и намечающихся реформах. Созыв Собора знаменовал утверждение в России сословно-представительной монархии.

«СТЕПЕННАЯ КНИГА»(«Книга Степенная царского родословия») - памятник русской исторической литературы. Составлена в1560 – 1563 гг. духовником царя Ивана IV Андреем Протопоповым (позднее – митрополит Афанасий). Основана на материалах летописей, хронографов, родословных книг и др. Содержит систематическое изложение русской истории от Владимира I до Ивана IV включительно. История представлена в ней в виде лестницы и разделена на 17 степеней (отсюда название). Каждая ступень посвящена жизнеописанию одного из князей, рядом с которым стоит деятель церкви. Степенная книга представляет панегирик московскому самодержавию и утверждает мысль о союзе духовной и светской властей.

«СТОГЛАВ» («СТОГЛАВНИК») — сборник, содержащий описание постановлений церковного собора 1551 г., разделенных на 100 глав (как и Судебник, разделенный на 100 статей). Содержит постановления о структуре и организации церкви, церковно-правовые нормы внутренней жизни русского духовенства, разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом. Был составлен на основе византийских православных канонов.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР- один из важнейших церковных соборов Московского государства, состоялся в январе – мае 1551 г. Был созван из-за того, что многие священные обычаи «поисшаталися» и открыт царем в присутствии духовенства, митрополита Макария и представителей светской власти. На соборе обсуждались предложенные царем вопросы о богослужении, о правилах иконописания, об управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни. Главным являлся вопрос о секуляризации церковных имуществ, поднятый нестяжательским духовенством. Ряд исследователей полагает, что это программу поддерживала и Избранная рада, наметившая обширные реформы в области церковного и государственного управления. Однако этот проект не был поддержан иосифлянским большинством собора. Собор унифицировал церковные обряды и богослужение на территории всего государства, ограничил владения церкви в городах и финансовые привилегии духовенства.

СТРЕЛЬЦЫ - в Российском государстве XVI — начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием (пищалями). В 1540 – 1560-х годах было создано стрелецкое войско. Первоначально стрельцы набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Жили преимущественно в городах отдельными слободами и имели семьи, занимались также различными промыслами и торговлей. К концу XVI в. численность их составляла приблизительно 20 тысяч человек. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и Стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I с созданием регулярной русской армии.

СУДЕБНИК ИВАНА IV (1550)- памятник права периода складывания сословно-представительной монархии в России. Основывался на Судебнике 1497 г., но был полнее и детальнее (содержал 100 статей вместо 68). Регламентировал порядок судопроизводства, вводил таксы на судебные пошлины. Был утвержден Земским собором 1550 г. Отражал общую тенденцию централизации государственного аппарата. Ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. Впервые вводил санкции для бояр и дьяков-взяточников, ограничены права наместников и волостелей. Регламентировал положение холопов, запрещал принимать в холопы детей боярских и дворян. Новый Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил размеры пожилого при переходе крестьян.

СУКОННАЯ СОТНЯ– привилегированная корпорация купцов в конце XVI – начале XVIII вв. По значению и размерам капитала занимала третье место (после гостей и членов гостиной сотни). Члены Суконной сотни (суконщики) торговали сукнами и другими тканями с другими странами, были освобождены от общегосударственных налогов и исключались из юрисдикции местных властей.

ТАРХАННЫЕ ГРАМОТЫ(тарханы) – разновидность публично-правовых актов XIV – XVIII вв., которые определяли объем освобождения землевладельцев от налогов.

ТЯГЛО- в Российском государстве XV - начала XVIII вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей.

«УРОЧНЫЕ ЛЕТА»(от «урок» - ограничение) – срок, в течение которого землевладельцы могли подавать иски о возвращении беглых крестьян. Впервые вводились указом 1597 г., где срок сыска определялся в 5 лет.

ЦЕЛОВАЛЬНИК - должностное лицо в Российском государстве XV - XVIII вв. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Целовальник давал клятву честно выполнять их (целовал крест, откуда произошло название). Отвечал за исправное поступление денежных доходов, участвовал в судебном и полицейском надзоре за населением. Позднее целовальниками называли продавцов в казенных винных лавках.

ЭСТЛЯНДИЯ– историческое название северной Эстонии. С XIII в. находилась под властью Дании и Ливонского ордена. Со второй половины XVI в. – Швеции.

 

 

V.

Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV – XVI вв. Казань, 1995.

Альшиц Д.А. Начало самодержавия в России. М.,1983.

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М.,1963.

Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы в XIV – XVI вв. М., 1963.

Зимин А.А. , Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

Клибанов А.И. Реформационные движения России в первой половине XVI в. М., 1960.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М.,1985.

«Око всей великой России» М., 1989

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,1989.

Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л.,1966.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986.

Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.

Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.