Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция политического строя ВКЛ.



С середины XV в. власть великого князя стала слабеть, а одновременно расширялась компетенция другого высшего органа государственной власти – панов-рады. Формальным поводом для усиления влияния и значения рады стало избрание в 1447 г. великого князя Казимира королем Польши и переезд его в Краков. Юридически возрастание роли рады было закреплено привилеями 1492 и 1506 гг. Отныне великий князь обязан был согласовывать с радой внешнеполитическую деятельность, вопросы законотворчества, расходования финансов, назначения и увольнения высших государственных сановников - «урядников» (маршалка, канцлера, гетмана и др.). В случае отсутствия великого князя рада имела право руководить всей внутренней и внешней политикой государства, даже объявлять мобилизацию и начинать войну.

К началу XVI в. окончательно оформился новый коллегиальный, более представительный орган – Великий вальный сейм. На первые сеймы кроме магнатов, высшего духовенства и урядников приглашали также и всю шляхту. Но с 1512 г. шляхта стала выбирать и отправлять на сейм по два представителя (посла) от повета. Круг проблем, которые рассматривались вальным сеймом, постоянно расширялся.

Статут Великого княжества Литовского 1566 г. признавал великого князя первым лицом государства и даже называл его «господарем», но его правовое положение было типичным для ограниченного монарха, правителя, права которого основывались на выборном начале. Он не имел права без решения сейма начинать войну или устанавливать подати на военные нужды, издавать законы.

Кодификация законов.

Долгое время основными действующими источниками права в ВКЛ были «Русская Правда», международные договоры и обычное право. Великие князья и урядники ссылались на них, верша суд и расправу. Одновременно уже со второй половины XIV в. получают развитие законодательные акты великих князей в форме привилеев. Они оформляли или подтверждали права шляхты, определенных социальных и этнических групп, отдельных лиц, а также конкретных земель, городов, местечек и т. п. Многие из этих законодательных памятников изначально имели общегосударственное значение: привилеи Владислава II (1387), Городельский (1413), Казимира (1447), Александра (1492) и др.

Первым кодексом уголовного и процессуального права ВКЛ стал Судебник Казимира Ягеллончика (1468). Он определял единые для всего государства наказания за преступления против феодальной собственности, в том числе за захват чужих земель и за содействие бегству феодально-зависимых крестьян.

Однако Судебник Казимира ни по своему объему, ни по содержанию не отвечал современным ему потребностям жизни общества. Фактически исчерпало себя и регулирование правовых норм посредством одних лишь привилеев. Инициатором унификации источников права и правовых систем в общегосударственном масштабе стала мелкая и средняя шляхта, которая чувствовала себя ущербной по отношению к магнатско-княжеской верхушке и на сейме 1514 г. обратилась к великому князю с просьбой «даровать» единые письменные законы, гарантирующие шляхетские права и привилегии. О своем намерении подготовить соответствующий свод законов Сигизмунд I заявил на сейме 1522 г.

Итогом работы великокняжеских урядников-правоведов стал Статут 1529 г. Написанный на белорусском языке, он не был опубликован, а переписывался для практического употребления, поэтому в тех списках, которые дошли до нашего времени, встречаются существенные расхождения. Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. Поздней в него были внесены дополнения, в результате чего количество статей увеличилось до 283. Статут содержал нормы государственного, административного, семейного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права.

В Статуте 1529 г. органически соединились юридические понятия римского права, отзвуки положений «Русской Правды», текущее законодательство ВКЛ, нормы обычного русского (белорусского и украинского) и литовского права, ряд положений польских, немецких и чешских правовых кодексов. Вопреки церковному космополитизму в нем был заложен принцип суверенности государства. Государь обязывался не допускать иностранцев на государственные посты. Статут вобрал в себя ряд ренессансных политико-правовых идей: понятие единой ответственности всех перед законом; институт присяги должностных лиц, начиная с великого князя; право обвиняемого на защиту с участием адвоката; регламентация имущественных и личных прав женщины и т. д.

Хотя Статут 1529 г. и декларировал правовую защиту всего поспольства, т. е. народа, он закреплял привилегии и льготы феодалов. Поскольку же во главу угла были поставлены интересы крупных магнатов, шляхта, начиная с 1540-х гг., на каждом сейме настойчиво добивалась «исправления» Статута. Примером служили Нешавские статуты (1454) соседней Польши, ограничившие власть магнатов и короля и ставшие важной вехой в формировании польской шляхетской республики.

Некоторое время великий князь и магнатская верхушка отклоняли шляхетские требования, но, в конце концов, им пришлось пойти на создание специальной комиссии для пересмотра Статута. Новая редакция кодекса (II-й Статут ВКЛ) была утверждена в 1566 г. Этот свод законов феодального права юридически оформил «шляхтизацию» общественно-политического строя Великого княжества Литовского. Структура Статута, состоящего из 14 разделов и 367 статей, с небольшими изменениями образца 1529 г. сохранялась. В то же время реализация идеи шляхетского государства с помощью реформирования системы органов власти и управления типологически сближала политические структуры ВКЛ и Польши. Как и Статут 1529 г., новый кодекс права послужил основой и источником для разработки в дальнейшем III-го Статута ВКЛ (1588).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.