Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Галицко-Волынская земля



Сложный и противоречивый характер приобрело историческое развитие в юго-западных регионах древней Руси - в Галичине и на Волыни. Но если какие из древних русских земель и могли бросить вызов возрастающему могуществу Северо-Восточной Руси, то среди них были, бесспорно, Галицкое и Волынское княжества. М.С.Грушевский считал эти княжества непосредственными преемниками политических и культурных традиций Киевской Руси. Другой украинский историк - С.Томашевский - называл Галицко-Волынское княжество первой украинской державой.

Галичина размещалась на восточных предгорьях Карпат, в верховьях Днестра и Прута. На востоке она граничила с раздольными и лесистыми равнинами Волыни. На восток же от Волыни лежали уже киевские земли. Если Галичине на ее западных и северных рубежах противостояли венгры и поляки, то единственными чужеземными соседями Волыни были литовские племена на севере.

Плодородные пахотные земли, мягкий климат, многочисленные реки и лесные массивы создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов. Болотные железные руды и гончарные глины, залежи цветных металлов в Карпатах содействовали развитию ремесел: железоделательного, кузнечного, гончарного, ювелирного и др. В Прикарпатье имелись также большие залежи соли - товара, от которого зависела вся Русь. Через Галицко-Волынскую землю проходили важные торговые пути. Прогресс земледелия, ремесла и торговли, колонизационное движение из Киевщины и Переяславщины содействовали росту городов.

В 980-990 гг. великий киевский князь Владимир Святославич отвоевал эти земли у поляков и присоединил к своим владениям. На Волыни он основал город Владимир, который стал ее центром. Со временем тут пришли к власти Мстиславичи, которые вели свой род от Владимира Мономаха. В Галичине первыми правили Ростиславичи - наследники внука Ярослава Мудрого.

Галичина и Волынь резко отличались друг от друга положением в этих землях боярства. Галицкие бояре были наиболее своевольными и могущественными во всех русских землях. Они происходили в большинстве случаев из местной племенной знати, которая узурпировала общинные земли. Пришедшие сюда, первые Рюриковичи натолкнулись на аристократию, которая уже хорошо укоренилась и была готова отстаивать собственные интересы. Многие бояре торговали солью, что обеспечивало значительную прибыль и усиливало их и без того стабильное положение. Наиболее богатые из них могли даже позволить себе держать собственные боевые дружины. Наконец, отдаленность Галичины от Киева затрудняла вмешательство великого князя в местные события. В то же время соседство с Польшей и Венгрией давало не только образец господства аристократии, но и возможность обращаться к чужеземцам за помощью в борьбе с князем.

В отличие от галицкой волынская знать получала землевладения за службу. Это были бывшие дружинники, которые зависели от княжеской щедрости и поэтому проявляли по отношению к князю относительно большую преданность.

Первой обособилась от Киева Галичина. Видимо, еще по завещанию Ярослава Мудрого эта земля была предназначена его внуку князю тмутараканскому Ростиславу Владимировичу, но только примерно в 1084 г. сыновья Ростислава - Рюрик, Василько и Володарь - заняли столы в Перемышле, Теребовле и Звенигороде. По решению любечского съезда князей (1097) Василько закрепил за собой Поднестровье с центром в Теребовле, а Володарь Перемышль, Рюрик к этому времени уже умер.

Сын Володаря Владимир (Владимирко, как звали его современники) в 1141 г. смог подчинить своей власти почти всю Галичину. Только часть со Звенигородом осталась за внуком Рюрика Ростиславича Иваном Ростиславичем.

Хитрый и коварный, князь Владимир Володаревич из самых сложных ситуаций выходил победителем, широко используя не столько военную мощь, сколько своеобразную дипломатию, интриги, подкуп. Как первого устроителя Галицкой земли его можно сравнить с Юрием Долгоруким в Суздальском крае.

Владимирко перенес столицу своего, уже независимого от Киева, княжества из Перемышля в Галич. Этот город находился далеко от границ, ему не угрожало неожиданное нападение, что усиливало княжеское правление. К тому же Галич был важным экономическим центром. Рядом находились соляные рудники. Днестр, на котором стоял город, был судоходным и обеспечивал выход в Черное море.

Развитие ремесла, рост богатства торговцев делали жителей галицких городов серьезной политической силой, которая часто выступала мощной оппозицией и князьям, и боярству. В 1145 г. жители Галича использовали отъезд князя Владимира на охоту и пригласили на княжение Ивана Ростиславича Звенигородского. Но Владимир после трехнедельной осады вернул себе власть в Галиче и присоединил Звенигород. Иван бежал на Дунай, а оттуда в Киев, к врагу галицкого князя Всеволоду Ольговичу. После еще одной неудачной попытки выступления против Владимира князь-изгой служил разным правителям. Одно время Иван, будучи предводителем беглецов из русских княжеств, укрывался в районе р. Берлад в бассейне нижнего Дуная (современная территория Румынии), из-за чего получил прозвище Берладник.

Расцвет могущества Галицкого княжества связан с сыном Владимира Володаревича Ярославом, прозванным в «Слове о полку Игореве» Осмомыслом. Он пользовался авторитетом на международной арене, поддерживал дипломатические отношения не только с соседями, но и с Византией, Священной Римской империей. Ярославу удалось отразить наступление Ивана Ростиславича, который в 1159 г. воспользовался очередным приглашением галичан и вторгся в пределы княжества вместе с шестью тысячами половцев и «берладниками».

Однако внутри княжества усилилось вмешательство в дела управления боярства. Бояре воспользовались запутанными семейными делами Ярослава: женатый на дочери Юрия Долгорукого Ольге он держал при себе любовницу Настасью, а сына от нее Олега пытался сделать наследником престола. Заговорщикам удалось изолировать князя, взяв его под стражу, а Настасью сожгли на костре по обвинению в колдовстве.

После смерти Ярослава бояре не признали князем его сына от Настасьи Олега и посадили на княжеский стол законного сына от Ольги Владимира. Но и с Владимиром они не ужились. Внутренними сварами в Галичине воспользовался венгерский король, который посадил на галицкий стол своего сына Андрея, а Владимира увез в заточение в Венгрию. Владимиру удалось бежать ко двору германского императора Фридриха Барбароссы и, вернувшись, снова вокняжиться в Галиче. С его смертью прервалась династия Ростиславичей. В конце концов, галицкие бояре пригласили к себе волынского князя Романа Мстиславича.

Волынь со времен Владимира Мономаха не выходила из рук его потомков. Мономашичи крепко держались за нее даже и тогда, когда владели Киевом. При Романе Мстиславиче Волынское княжество достигло большого могущества. Расчетливый политик и выдающийся военачальник, он не мог не обратить внимания на богатое соседнее княжество и не откликнуться на предложение галицкого боярства. Уже в 1188 г. волынский князь на короткое время овладевает Галичем, но активное вмешательство Венгрии отсрочило окончательно утверждение Романа в Галицкой земле более чем на десятилетие. Только в 1199 г. с помощью польского князя Лешка Белого он смог во второй раз подчинить себе Галич, который стал столицей единого Галицко-Волынского княжества.

Незадолго до смерти Роман захватил Киев и провозгласил себя великим князем. Галицко-Волынское княжество стало одним из крупнейших государств Европы. По площади оно не уступало империи Фридриха Барбароссы.

Во внутренней политике Роман сосредоточил внимание на ослаблении боярства. Конфискованные у бояр земли он использовал для раздачи дружине. Новое государственное образование не распадалось главным образом благодаря военной силе и авторитету галицко-волынского князя. Усиление внутриполитических позиций Романа зафиксировал летописец. Галицкая летопись даже называет его «самодержцем всея Руси».

Наибольшую славу принесли Роману его успехи во внешней политике. Он укрепил западные границы княжества, совершил ряд удачных походов на половцев, стремился постоянно держать под контролем ситуацию в Венгрии и Польше, завязал равноправные дружественные отношения с Византийской и Германской империями. Именно при дворе Романа Мстиславича нашел прибежище византийский император Алексей III после захвата Константинополя крестоносцами.

В 1205 г. Роман вмешался в междоусобицу польских князей, выступил с войском в поход, но, проходя польскими землями, попал в засаду и погиб. Его смерть положила начало длительной смуте, приведшей к распаду княжества на несколько частей. Против восстановления единства Галицко-Волынской державы выступали верхи галицкого боярства, отдельные удельные князья и правящие круги Венгрии и Польши. Вдова Романа Мстиславича Анна, ставшая регентшей при малолетних детях Данииле и Васильке, была вынуждена покинуть Галич, а чуть позже уехать и из Владимира-Волынского.

По приглашению боярской верхушки и с ведома венгерского короля в 1206 г. Галич захватили сыновья героя «Слова о полку Игореве» новгород-северского князя Игоря, внуки по матери Ярослава Осмомысла - Роман, Владимир и Святослав. Галицкая аристократия надеялась, что князья из далекой Северской земли станут послушным орудием в ее руках, но совершила фатальную ошибку. Не желая делиться властью с олигархией, Игоревичи уничтожили около 500 бояр. Тогда галицкое боярство, пригласив на помощь венгерское войско, захватило двух Игоревичей и публично казнило их на городской площади Галича.

Своеволие галицких бояр продолжало расти. В 1213 г. они осуществили неслыханное, избрав из своей среды князем Владислава Кормильчича. Это был беспрецедентный случай занятия княжеского стола лицом, не принадлежавшим к династии Рюриковичей.

Польша и Венгрия, признавая внешне право Даниила Романовича на отцовский стол и даже периодически помогая ему на время укрепиться в Галиче, на самом деле сами стремились захватить наследие Романа. В 1214 г. с помощью части бояр венгры захватили Галич и провозгласили королем Галичины пятилетнего венгерского королевича Коломана (Кальмана), которого срочно женили на двухлетней дочери Лешка Краковского Саломее. Одновременно Лешек овладел Перемышлем и Берестейской волостью. Но в Волынских землях династия Романовичей по-прежнему пользовалась благосклонностью, как у знати, так и у простого люда. Поэтому Даниил Романович смог укрепиться во Владимире-Волынском.

Раздоры между Венгрией и Польшей привели к тому, что Лешек призвал на помощь новгородского князя Мстислава Мстиславича Удалого. Мстислав изгнал из Галича венгерского королевича, и сам занял галицкий стол. Тогда же Даниил Романович, который женился на дочери Мстислава, освободил от польских феодалов Берестейщину и Забужье и стал собирать силы для полного освобождения Волыни.

Последние годы жизни Мстислав Удалой провел в Торческе, передав Галич не зятю-Рюриковичу, а венгерскому королевичу Андрею, женатому на второй его дочери. Даниил же, который после смерти отца уже несколько раз занимал галицкий стол, смог окончательно утвердиться там только в 1238 г., когда выгнал из Галича черниговских князей Михаила Всеволодовича и его сына Ростислава. Под властью Даниила вновь объединилась вся Галицко-Волынская земля. Незадолго до нашествия Батыя на Южную Русь Даниил установил контроль над Киевом и посадил там своего воеводу.

Во внутренней политике Даниил, как и его отец, в противовес боярской олигархии стремился обеспечить себе поддержку среди крестьян и мещан. Он укрепил ряд населенных пунктов, а также заложил новые города, в том числе Львов, названный так в честь его сына, и Холм. Последний стал резиденцией галицко-волынского князя. Для заселения новых городов приглашались ремесленники и купцы из Германии, Польши и русских княжеств. Многонациональность галицких городов усиливалась также большими армянскими и еврейскими общинами, которые эмигрировали сюда из Киевщины.

После того как в 1241 г. по Галицко-Волынской земли прошли полчища Батыя, на некоторое время здесь вновь установилась боярская анархия. Только в 1245 г. Даниил разбил объединенные силы Венгрии, Польши, галицких бояр и Черниговского княжества, восстановив тем самым единство собственных владений.

Даже в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды энергичная деятельность Даниила способствовала экономическому прогрессу и политической стабильности Галицко-Волынского княжества. Обладая большими дипломатическими дарованиями, галицкий князь умело использовал противоречия между Монгольским государством и западноевропейскими странами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.