Управленческие решения, связаны с выполнением руководителем (менеджером) управленческих функций, в том числе с координацией и контролем, планированием, организацией каких-либо процессов. Данные решения принимаются в форме приказа, распоряжения, инструкции, а также деловой беседы и др. Однако, не каждое решение, которое разрабатывается и реализуется руководителем (менеджером), является управленческим.
Импульсом управленческих решений является необходимость устранения, снижения актуальности или решения проблемы, то есть в будущемﻩ приближение существующих параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Сотрудниками страховой компании являются специалисты разных направлений имеющих высшее образование и желающие обучаться и развиваться в процессе работы, поэтому в компании идет тщательный отбор кандидатов.
В состав мероприятий по приему на работу в ОАО ГСК «ЮГОРИЯ» включает следующие шаги:
1) Предварительная беседа с тем, кто поступает на работу, и руководителем соответствующего подразделения;
2) Изучение и проверка объективных данных того, кто устраивается на работу;
3) Проверка документов того, кто поступает на работу (паспорт, трудовая книжка, документы о образовании, рекомендации, медицинское заключение для тех кто пригоден для тяжелой работы, и т.д.);
4) Беседа с начальником отдела кадров для оценки возможностей и правомочности приема на работу (причины предыдущего увольнения, мотивы поступления на работу, состояние здоровья, семейное положение и ее состав, место проживания, жилищные условия и т.д.):
5) Собеседование в кадровой комиссии совета предприятия для тех, кто поступает на руководящие должности;
6) Беседа с руководителем подотдела;
7) Проводится инструктаж отделом кадров о правилах внутреннего распорядка, режим труда, условия коллективного договора и других условий в организации;
8) Подготовка трудового контракта или заявления;
9) Согласование условий договора или контракта в подотделе предприятия;
10) Подготовка и оформление приказа о зачислении на работу.
Рассмотрим содержание системы стимулирования в ОАО ГСК «ЮГОРИЯ». В данной компании осуществляется безопасность работников, в коллективе здоровая рабочая атмосфера, не зависимо от статуса, уважение к работнику, возможность работника выразить свои предложения по улучшению работы фирмы в целом, возможность карьерного роста и т.д.
Основным стимулом работников страховой компании являются бонусы. ОАО ГСК «ЮГОРИЯ» ставит цель, направленную на прибыль компании и каждый квартал по результатам работы сотрудников делается общий анализ фактических и плановых показателей, исходя из выполнения плана и рассчитывается квартальная премия.
Следующим стимулом является обучение за счёт средств компании. Оплата учебы в условиях жесткой конкуренции на рынке труда является очень сильным стимулятором. Большую роль играет обмен опытом и обучение за рубежом.
Немало важную роль играет бесплатное медицинское обслуживание персонала компании, частичная оплата путёвок в санаторно-курортные учреждения, приобретение добровольных медицинских полисов на сотрудников за счёт фирмы.
Проанализировав социально психологический климат в коллективе, можно сделать вывод, что преобладает благоприятный климат. Это подтверждают такие характеристики трудового коллектива как: в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам; успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Принятие управленческих решений. Роль делового общения в принятии управленческих решений.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Решения в ГСК «Югория» группируются по нескольким признакам:
1 По содержанию:
- экономические (предоставления финансового отчета о деятельности определенного филиала компании, снижение или повышение тарифных ставок каких-либо видов страхования, в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране и другие виды решений);
- информационные (решения, связанные с обучением персонала, с изучением новых видов страхования и т.д.);
- решения общего собрания акционеров (изменение состава совета директоров, переизбрание ревизионной комиссии, реорганизация, либо ликвидация компании, увеличение уставного капитала и т.д.);
- решения совета директоров (избрание генерального директора, утверждение решения о выпуске ценных бумаг, создание и ликвидация филиалов и т.д.);
- решения ревизионной комиссии (вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью компании);
- решения исполнительного органа компании. Сюда входят решения генерального директора, руководителя филиала и управляющего, то есть устранение всех проблем, связанных с руководством текущей деятельности компании.
3 По срокам:
- долгосрочные решения;
- краткосрочные решения.
Существует три основных метода принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, которые эффективно применяют сотрудники страховой компании «Югория», это:
- метод, основанный на интуиции сотрудника, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
- метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
- метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.
Процесс принятия решения в компании включает в себя следующие операции:
- подготовка к работе;
- выявление проблемы и формулирование целей;
- поиск информации и последующая ее обработка;
- выявление возможностей ресурсного обеспечения;
- ранжирование целей;
- формулирование решения;
- оформление необходимых документов;
- реализация принятого решения.
В страховой компании «Югория» для решения конкретной проблемы чаще всего используется метод «мозгового штурма». То есть собирают весь коллектив в конференц-зале, при этом все участники собрания уже осведомлены о наличии определенной проблемы, каждому предоставляется право высказать свое мнение насчет сложившейся ситуации. После обсуждения выбирается наиболее правильное и рациональное решение.
Также довольно актуально в компании принимать решения с помощью метода Дельфы, так как сбор коллектива практически невозможен, ведь деятельность агентов заключается в постоянных встречах с клиентами и регулярным отсутствием на рабочем месте. Поэтому каждому сотруднику предоставляют листок бумаги с вопросами об определенной проблеме, все сотрудники отвечают на них независимо и анонимно, после чего все листы с ответами передаются руководителю филиала, пройдя обработку, выносится решение.
Таким образом, руководство компании может принимать решения с помощью двух основных методов, выбор которых зависит от возникшей проблемы.