Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ внешней и внутренней среды организации



 

В условиях рынка страховые компании создают и предлагают страховой продукт его потребителю. В то же время рынок подсказывает, какие страховые услуги нужны, как ведут себя конкуренты. Современная коммерческая организация - это, как правило, сложная органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации. Из данного определения логически следуют необходимость и значимость анализа внутренней среды организации с целью конечного выхода на ее эффективную конкурентоспособную стратегию.

«Югория» является государственной страховой компанией, обладающей мощной региональной страховой структурой, защищающей интересы клиентов.

 

Рисунок 1 - Внешняя среда организации

Целью страховой компании является извлечение прибыли.

Миссия Государственной страховой компании «Югория» состоит в развитии страховой культуры в стране, обеспечении надежной страховой защиты государственным и частным предприятиям и организациям, в предоставлении корпоративным и индивидуальным клиентам широкого спектра услуг и обслуживания высокого класса.

Центральное место в анализе функций маркетинга занимает реклама и продвижение услуг, поэтому в ГСК «Югория» уделяется особенное внимание страховым агентам, которые и делают рекламу, и осуществляют продвижение услуг своей компании на страховой рынок. А также осуществляется обширная рекламная компания не только по телевидению, но и в печатных изданиях. Разнообразие и качество оказываемых услуг. ГСК «Югория» имеет право осуществлять 49 видов страховых услуг - это достаточное количество для удовлетворения основных потребностей клиентов. Кроме того, компания гарантирует выплатить денежные средства при наступлении страхового случая в течение двух-четырех недель, исходя из размера выплачиваемой суммы. При этом решать все проблемы, связанные с денежными выплатами от компании, обязуется тот страховой агент, который принимал непосредственное участие в страховании. Не было ни одного случая, чтобы «Югория» не выплатила оговоренную сумму при наступлении страховых событий.

Финансовому состоянию страховой компании ничто не угрожает, поэтому продолжается финансовый рост денежных капиталов и увеличение размера страховых резервов.

Так как компания «Югория» осуществляет только страховые услуги, то их деятельность напрямую зависит от разработчиков страховых программ - андеррайтеров, с помощью которых вводятся новые виды страхования и благодаря которым удовлетворяются основные потребности клиентов. А страховые агенты впоследствии вводят разработанные виды страхования в деятельность.

Коллектив ГСК «Югория» молод, так как средний возраст составляет 35 лет. Поэтому люди в компании энергичные, целеустремленные, предприимчивые. Для еще более эффективной и успешной работы страховых агентов регулярно направляют на подготовительные профессиональные курсы, а также многие получают второе высшее образование [10].

Организация работы страховой компании «Югория» основывается на функциональной подчиненности. В рамках этой системы сотрудник получает указания не от одного, а от ряда вышестоящих сотрудников и одновременно информирует о своей деятельности не одного человека, а определенное число сотрудников, которые работают в той же самой области. Однако, что касается дисциплинарной подчиненности, то в рамках этой системы он подчиняется лишь одному начальнику. Эта система является более гибкой.

При приеме на работу в компанию агенты проходят испытательный срок в течение месяца. И вообще следует отметить, что система отбора персонала достаточно емкая и разнообразная, и полностью подходит для выяснения профессиональной пригодности претендента.

Также в ГСК «Югория» персоналу уделяют особое внимание, потому что именно страховые агенты являются лицом компании и полностью отражают ее имидж и организационную культуру.

Для более эффективной активизации деятельности персонала необходимо разработать мотивационную политику, которая будет включать:

- материальное поощрение за эффективную работу сотрудников;

- новые карьерные ступени для агентов;

- регулярное подведение итогов работы и выявления лучшего страхового агента месяца;

- льготное обучение;

- своевременную профессиональную аттестацию специалистов;

- тренинги и тестирования для развития творческого потенциала коллектива;

- повышение и совершенствование стандартов работы в компании.

Внешняя среда предприятия складывается из нескольких факторов непосредственно воздействующих на его функционирование.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Факторы внешней среды выделяют:

Экономические факторы:

1) Вследствие инфляции растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена услуги, так как предложение не поспевает за спросом.

2) Предприятие платит различные налоги в органы государственной власти. Это и налог на прибыль, и НДС, и налоги, взимаемые с начисленной заработной платы (отчисления в социальные фонды). В настоящее время предприятиям приходится платить большую сумму налогов, после чего у них практически не остается чистой прибыли. Что дает совсем немного возможностей для расширения сферы оказания услуг, инноваций и нововведений.

Политические факторы:

1) Деятельность ГСК «Югория» непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и федерального правительства. Например, оперативный, бухгалтерский, статистический учёт и отчетность ведутся в соответствии с законодательством РФ.

Рыночные факторы:

1) Доступные цены и высокое качество обеспечивают фирме достаточный портфель заказов и гарантированный доход.

2) Влияния изменения доходов населения оказывает незначительное влияние, и может привести лишь к небольшому снижению спроса на продукцию фирмы.

 

 

Факторы конкуренции:

Фирма может отслеживать деятельность своих конкурентов. Предприятие ограничивается лишь изучением цен на аналогичную услугу других фирм.

Основными конкурентами ГСК «Югория» являются компании: «ИНГОСТРАХ», «СОГАЗ», «Росгосстрах», «АЛЬФА-Страхование», «СОГЛАСИЕ (РОСНО)», так как основная работа направлена на страхование юридических и физических лиц, и они занимают большую часть рынка [13].

Для выявления сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и опасных ситуаций для бизнеса будет использован метод SWOT-анализ.

Сильные стороны предприятия:

1 Высокая квалификация и профессионализм сотрудников.

2 Хорошая рекламная политика.

3 Сбалансированный страховой портфель.

4 Широкий спектр страховых услуг.

5 Гибкая тарифная политика.

6 Устойчивое финансовое положение.

Слабые стороны предприятия:

1 Необоснованное штатное расписание.

2 Отсутствие должного контроля за использованием внутренних ресурсов.

3 Стоимость страховых тарифов в компании превышает стоимость тарифов конкурентов.

Возможности:

1 Расширение клиентского поля.

2 Выход на международный рынок страховых услуг.

Угрозы

1 Активные действия со стороны конкурентов.

2 Финансово - экономический крах страны.

Страховые продукты - специфические услуги, которые предлагаются на страховом рынке. Цена их отображается в страховом тарифе. Формующая она на основе конкуренции при сравнении спроса и предложения. Открытое акционерное общество ГСК "Югория" - универсальная страховая компания. Компания вправе осуществлять деятельность по 18 видам страхования и перестрахованию с использованием 76 различных правил страхования. Особое внимание компания уделяет развитию региональной сети, на долю филиалов традиционно приходится около 80% общего объема страховых взносов. Мощная региональная сеть Компании состоит из 57 филиалов и более 180 агентств, работающих в 47 регионах России. Для оптимизации управления в 2005 году были созданы территориальные управления. В настоящее время их шесть: в Ханты- Мансийске, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.

Виды деятельности

Основной вид деятельности Страхование жизни

Вспомогательные виды деятельности

– Страхование ренты;

– Страхование медицинское дополнительное;

– Страхование имущества;

– Страхование ответственности;

– Страхование от несчастных случаев и болезней;

– Страхование финансовых рисков;

– Страхование путешествующих, перестраховочная деятельность и др.;

Собственная внутренняя структура страховщика:

-представительства - подразделы страховой компании, которые не имеют статуса самостоятельного юридического лица и занимаются, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентациями, поиском клиентов, но не осуществляют коммерческую деятельность;

-агентства - подразделы, которые имеют право выполнять все функции представительства, а также осуществлять операции из заключения и обслуживания договоров;

-филиалы (отделение) страховой компании - подразделы, которые тоже не имеют права юридической личности и осуществляют свою деятельность, руководствуясь законодательством, нормативными актами, уставом и решениями общих собраний акционеров, совета директоров и президента компании. Результаты работы филиала (отделение) отображаются в последовательном балансе страховой компании. Управление системой страхования осуществляется страховщиком.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, видно, что сильными сторонами ГСК «Югория» являются высокий профессионализм сотрудников, эффективная рекламная политика, сбалансированный страховой портфель, гибкая тарифная политика, а также устойчивое финансовое положение. Все это позволяет расширить уровень клиентского поля и дает возможность выйти на международный страховой рынок [3].

Модель 5 сил М. Портера включает в себя:

конкурентную борьбу;

угрозу появления новых конкурентов;

угрозу появления товаров-субститутов;

способность покупателей диктовать свои условия;

способность поставщиков диктовать свои условия [11].

К прямым относятся факторы, которые оказывают непосредственное влияние на компанию. Это деятельность конкурентов, деятельность государства по отношению к компаниям, занимающихся страховым бизнесом, поведение клиентов. К косвенным же относят те факторы, которые не оказывают немедленного влияния на организацию, но в определенной степени влияют на ее функционирование. Это, прежде всего экономическое развитие страны, а также ее состояние на данный период времени, введение новых разработок в области страхования, определенные политические (законодательные) и демографические изменения. А также к косвенным факторам можно отнести общественные связи и благотворительную политику страховой компании «Югория», которая во многом определена ее направленностью на развитие и защиту проектов, имеющих общегосударственное значение. Во-первых – это участие в профессиональных сообществах, во-вторых, спонсирование спортивных мероприятий и участие в научных и культурных проектах, и, в-третьих – шефская деятельность.

Если применять данную модель к деятельности страховой компании «Югория», то можно сделать следующие выводы.

Конкурентная борьба. Вообще на данный момент страховых компаний в России более 1000, поэтому ясно, что конкурентная борьба очень жесткая. В то же время есть несколько факторов, которые еще более обостряют конкуренцию. Во-первых, это вхождение страховых компаний в ВТО и, во-вторых, стремление государства свести к минимуму количество страховых компаний, а именно до 300.

Все это свидетельствует о том, что на рынке страховых услуг господствуют только те компании, которые довольно продолжительный срок предоставляют свои услуги и обладают мощной региональной страховой структурой во многих городах России.

Что касается «Югории», то данная организация составляет довольно большую конкуренцию всем крупным страховым компаниям России, таким как «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Московская страховая компания», «РЕСО», «Согласие», «УралСиб» и «МАКС», то есть успешно конкурирует с крупными компаниями и даже входит в число пятидесяти крупнейших компаний России.

Угроза появления новых конкурентов. Вообще такая угроза присуще абсолютно всем организациям и компаниям. Но, чтобы создать страховую компанию государственного масштаба, способную составить конкуренцию уже существующим компаниям, необходим не только большой объем капиталовложений, но и компетентных в этой отрасли сотрудников.

Поэтому, можно сделать вывод, что, в общем, не выгодно внедряться на рынок страховых услуг, так как на сегодняшний день страховых компаний в 3,5 раза больше, чем планировалось государством. И если сейчас начнется отсеивание со стороны государства, то останется 300 успешно развивающихся крупных страховых компаний. Так что существует очень большой риск для новых страховых компаний потерпеть финансовый крах.

Угроза появления услуг-субститов. Услуги-субституты, если переносить их на деятельность страховых компаний, это, прежде всего, появление новых видов страхования. И составить конкуренцию в наиболее разнообразном ассортименте могут только иностранные компании, так как за рубежом страховая деятельность более развита, чем в России. А так как видов страхования больше, то и страховые тарифы значительно ниже российских, в первую очередь за счет того, что страховые резервы иностранных компаний в 3-4 раза больше, чем страховые резервы российских компаний [8].

Способность клиентов диктовать свои условия. В принципе такая ситуация неприемлема для страховых компаний, так как существует фиксированная ставка на те или иные страховые услуги и снизить ее страховые агенты не имеют права. Но в связи с очень высокой конкуренцией руководство компании, в силу финансовых возможностей данной компании, может незначительно снизить размер страховых ставок.

Способность поставщиков диктовать свои условия. Поставщиков как таковых в страховой деятельности не существует. Но есть люди, которые разрабатывают страховые программы – андеррайтеры. И конечно при продаже новых разработанных видов страхования андеррайтеры устанавливают свои цены.

Таким образом, можно сказать, что страховая компания «Югория» занимает довольно выгодное положение на российском страховом рынке, и пошатнуть ее финансовое состояние если смогут, то только крупные иностранные компании.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита коллективных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть страховые компании предоставляют реальную финансовую защиту от возможных неопределенных ситуаций.

Но, являясь страховой компанией, «Югории», как и любой другой организации, присуще ситуации риска. И это, прежде всего независящие от нее политические, экономические и природные виды рисковых ситуаций. Но также существуют риски, которые компания в состоянии исправить.

Это риски, связанные:

с конфликтной ситуацией, например, между конкурентами или государством и страховой компанией;

с неопределенностью множества целей и задач, либо их несоответствие с деятельностью компании;

с неопределенностью экономического потенциала компании.

Таким образом, на основе изученных рисковых ситуаций можно сказать, что в принципе компании кроме не зависящих от нее рисков, другие не присуще и более того никогда не происходили за многолетнюю практику ведения страхового бизнеса.

Коллектив – это неотъемлемая часть любой организации, а тем более страховой компании. Поэтому развитие филиалов и успешная робота компании была бы невозможна без сплоченной команды профессионалов. Благодаря им компания, в условиях жесткой конкуренции, смогла найти собственную нишу на страховом рынке и начала расширять сферы деятельности. Понимая, что главное достояние - это люди, руководство ГСК «Югория» поощряет профессиональный рост своих сотрудников, вкладывая немалые средства в их обучение. Только в 2002 году 38% сотрудников получили второе высшее образование, треть специалистов повысила квалификацию на базе Учебно-методического центра Всероссийского союза страховщиков в Москве. Регулярные обучающие семинары, проводимые специалистами ГСК «Югория», позволяют готовить собственные кадры агентов по страхованию.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что коллектив компании многопланово развит и образован, поэтому реакция коллектива на изменения внешней среды абсолютно адекватна. То есть, если в условиях появления нового конкурента часть клиентов по определенным причинам потеряна, то руководство компании немедленно организовывает новую рекламную акцию, а страховые агенты привлекают студентов для работы и распространения информации об условиях акции. Например, в сентябре в «ГСК «Югория» проходила льготная акция для школьников, в связи с началом учебной деятельности. Таким образом, было привлечено много новых клиентов.

Естественно, что не у всех сотрудников получается успешно работать страховым агентом и поэтому благодаря изменениям во внешней среде не компетентные агенты отсеиваются.

Внешняя среда, безусловно, характеризуется подвижностью, сложностью и неопределенностью. Под подвижностью среды подразумевается время, за которое происходят те или иные изменения, поэтому исходя из того, что компания «Югория» занимается страховым бизнесом, ее внешняя среда достаточно изменчива и за счет новых видов страхования, и за счет разных страховых случаев и, следовательно, различных страховых ставок.

Если говорить насчет сложности, то абсолютно любой вид деятельности вызывает определенные затруднения со стороны внешней среды, а тем более страховой вид деятельности, где на компанию влияет и государство, и конкуренты, и клиенты, а также другие, независящие от нее факторы.

Неопределенность страхового рынка заключается в том, что часто информации о внешней среде недостаточно, чтобы принять правильные решения, связанные с деятельностью, и поэтому среда становится временно неопределенной.

Фирменный стиль и товарная марка страховой компании разработаны и уже существуют на протяжении 10 лет. Основной презентабельный цвет компании – синий, лозунг – «Югория» для полной уверенности.

Таким образом, внешняя среда страховой компании «Югория» в общем, изменчива и подвижна, но благодаря грамотной политики руководителей компании, а также компетентности и профессионализму сотрудников, организация может чувствовать себя абсолютно уверенно и продолжать занимать свою нишу на рынке страховых услуг и продолжать завоевывать большее количество клиентов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.