Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. Несчастные случаи, происходящие на железнодорожных путях, являются следствием воздействия опасных факторов, а также ряда причин, таких как:
– нарушение правил техники безопасности;
– спешка, при которой у людей упрощается представление об опасности;
– неудовлетворительное содержание территории;
– недостаточная освещенность;
– шум от проходящих составов и др.
К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток. Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования локомотивов в пути следования. Непосредственная опасность поражения электрическим током при обслуживании контактной сети угрожает работникам при нарушении ими правил безопасности. Работа ведётся на значительной высоте в неудобных позах.
Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.
Для работников ряда профессий представляет опасность касание контактной подвески, находящейся под рабочим или наведённым напряжением. Прежде всего, это возможно на работах по погрузке и выгрузке вагонов. Опасность поражения наведёнными потенциалами имеет место при ремонте пути, особенно бесстыкового, когда длина рельсовой плети составляет сотни метров.
Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений стропальщиков и грузчиков, травмированием их грузом. Опасные ситуации возникают при нарушении правил строповки, обрывах грузовых канатов, при несогласованности действий крановщика и стропальщика.
При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъёмных механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного инструмента. Орудия труда, применяемые монтёрами, как правило, имеют большую массу, что кроме опасности механических травм, создаёт большие физические нагрузки.
В локомотивных и вагонных депо, на заводах по ремонту подвижного состава, щебёночных, железнодорожных конструкций могут возникнуть производственные вредности из–за невыполнения санитарных норм по параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.
Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период ухудшается состояние производственной территории. Из–за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению.
Особую актуальность вопросы обеспечения безопасности приобретают в конце августа – начале сентября, когда заканчиваются школьные и студенческие каникулы, сезон летних отпусков, и колоссальный людской поток заполняет пригородные и дальние поезда.
Сотрудники РЖД постоянно проводят организационные и технические мероприятия по предотвращению непроизводственного травматизма: распространяют памятки с правилами поведения на железнодорожном транспорте, устанавливают специальные знаки и указатели, световую сигнализацию, проводят работу по оснащению переездов упорно-заградительными плитами (УЗП) с автоматическим приводом.
Несмотря на то, что станции оборудованы современными системами безопасности, снабжены всей необходимой визуальной информацией о правилах поведения граждан на железнодорожном транспорте, несчастные случаи нередки. Очевидно, что в вопросах безопасности движения самое главное – понимание того факта, что железная дорога в силу своих технических особенностей – зона повышенного внимания.