ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ (1837—1909), педагог, врач, общественный деятель. Россия.
Школьные типы ( в каком виде ребенок является в школу и какая связь существует между его прежней семейной жизнью и тем типом, к которому его можно отнести, наблюдая его при появлении в школе)
Развитию такого типа более всего способствуют: ложь, лицемерие со стороны старших, окружающих ребенка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчет и стремление к легкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, всякая ложь и лицемерие.
Характеристическими признаками ребенка лицемерного типа будут: ложь: во всех ее видах, непривычка рассуждать, способность улавливать внешнюю сторону предметов и явлений, хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубоких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды, воровство у одноклассников, угождение ради выгоды.
Честолюбивый тип.
Честолюбивый тип развивается, во-первых, вследствие соревнования, это, собственно и есть более чистый тип; во-вторых, вследствие постоянных похвал и восхищения достоинствами ребенка.
Отвлеченное мышление у них совершенно не развито, и к самостоятельной умственной деятельности они не подготовлены и даже поразительно умственно ограничены. Творческих проявлений не наблюдается. Отсутствие всего святого и идеального, узкий эгоизм, бесхарактерность, нахальство, грубость, разгул и детская беспомощность при всяком новом деле, требующем проверки и видоизменения привычных действий, любят выступать на публику, самоуверенный внешний вид, сдержанн, сосредоточен на учении, неудачи переживает сложно, обидчив, мстит с наслаждением.
Добродушный тип.
Условия, при которых развивается подобный тип: тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на его чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка.
Недостаток этого типа — несоответствие между умственным и физическим трудом, а именно преобладание первого; отсюда недостаток возбуждения со стороны активно физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии, является тихим, спокойным, внимательно следящим за всеми окружающими его явлениями, не обращает на свою внешность никакого внимания, сначала он вообще мало подвижен; внешней приветливости и ласковых отношений, а также стремления чем-то угодить, отличиться или привлечь на себя внимание своего наставника у него нет, Когда он побольше познакомится и сблизится со своим наставником, то оказывается очень разговорчивым ребенком, При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность, доходящая иногда до экстаза, Провинившись, он всегда искренне сознается.
Мягко-забитый тип.
Появляется такой тип во всех случаях, когда всякая деятельность ребенка предупреждается, когда все для него готово и он никогда не рассуждает и не распоряжается своим временем и своими действиями.
Равнодушие, внешность, имитация и разве только циничное стремление удовлетворять свои большей частью чувственные потребности — все это составляет наследие, данное им воспитанием и вносимое ими в жизнь, Появляясь в школе, находится под влиянием другого товарища; он зла не сделает, потому что мама сказала, что это не хорошо, что так делать не следует, К своим занятиям такой ребенок относится равнодушно, исполняя все то, что требуется, и выучивая заданное. Он не прочь, если это возможно, освободиться от какого-либо дела, охотно пропустит задачу или обойдет не особенно строго проводимое правило. В поступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщика и участника, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он в сущности никого не любит, Оставленный один, он впоследствии теряется... Наедине он всегда скучает и сам никогда не может приискать себе никакого занятия или развлечения. Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик. Терпеть боли или какие-либо физические страдания он не в состоянии.
Злостно-забитый тип.
Причины: запрещение рассуждать, насильное понуждение и укрощение ребенка, всякие несправедливые и произвольные требования, оскорбления и унижения ребёнка.
отличается неустойчивой молчаливостью, вместо ответа может сделать грубое движение, взгляд исподлобья, исполняет только необходимые требования. на все ласки и проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением. Движения его угловаты, резки, стесняясь, он отворачивается, закрывается рукой. Товарищество он ценит, скорее всего сходится с однородным типом, объединяясь для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища в случае преследования он не выдаст. При постепенно увеличивающейся строгости, при постоянных запрещениях... он начинает добиваться всего тайком, присваивая себе то, что плохо лежит, и никогда не останавливаясь перед препятствиями. Бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т.п. — все это его развлекает. При своем появлении в школе он всегда готов ущипнуть, уколоть или ударить как своего сверстника, так и каждого из малышей.
Угнетенный тип.
Этот тип развивается в бедной семье, в которой добрые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть... Он привыкает видеть в труде и лишениях явления обычные, нормальные... Он надеется только на работу и на свое умение справляться с нуждой.
Ребенок смирного нрава, трудолюбив, он постоянно чем-то занят. Всякая похвала и отличие его стесняют, он прячется, уходит. Он видит свои недостатки и во всех неудачах обвиняет себя. Стойкость и настойчивость его огромны. К страждущим и оскорбленным относится с участием, Всегда исполняет обращенные к нему просьбы и старательно выучивает все заданные уроки. Религиозность такого ребенка очень искренна и глубока, его нравственные понятия о добре и зле очень тверды и основаны на глубокой вере. Не находя у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы, самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело. Всегда, внимательно следит за объяснением и рассказами преподавателя и тщательно исполняет его требование; С благодарностью относится ко всякой оказанной ему услуге и всеми мерами старается отплатить за нее с лихвой. Он всегда очень стесняется при обращении к другим, в особенности если это вызвано личными требованиями или нуждой, причем сам аттестует себя всегда с невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость. Музыкой, пением, живописью и вообще эстетическими занятиями не заинтересован.Материальный расчет или личная выгода никогда не ложится в основание его действий.
Нормальный тип (представляемый в идеале).
разумный и идеально-правдивый, умственное и физическое развитие в полной гармонии между собой, впечатлителен ко всему окружающему, приучается рассуждать над полученными впечатлениями и постепенно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; присматриваясь к нуждам окружающих, он оценивает их по достоинству и не ставит свои личные требования выше требований других. Наряду с отсутствием резкости в проявлениях у него отсутствуют всякие внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия. Он эстетик в полном смысле этого слова как в мыслях, так и в действиях. Соединяет в себе добродушного и угнетенного типы.