Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология детей ( П.Ф.Лесгафт)



ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ (1837—1909), педагог, врач, общественный деятель. Россия.

Школьные типы ( в каком виде ребенок является в школу и какая связь существует между его прежней семейной жизнью и тем типом, к которому его можно отнести, наблюдая его при появлении в школе)

1) лицемерный; 2) честолюбивый; 3) добродушный; 4) забитый — мягкий; 5) забитый — злостный;

6) угнетенный 7) нормальный

Лицемерный тип.

Развитию такого типа более всего способствуют: ложь, лицемерие со стороны старших, окружающих ребенка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчет и стремление к легкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, всякая ложь и лицемерие.

Характеристическими признаками ребенка лицемерного типа будут: ложь: во всех ее видах, непривычка рассуждать, способность улавливать внешнюю сторону предметов и явлений, хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубоких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды, воровство у одноклассников, угождение ради выгоды.

Честолюбивый тип.

Честолюбивый тип развивается, во-первых, вследствие соревнования, это, собственно и есть более чистый тип; во-вторых, вследствие постоянных похвал и восхищения достоинствами ребенка.

Отвлеченное мышление у них совершенно не развито, и к самостоятельной умственной деятельности они не подготовлены и даже поразительно умственно ограничены. Творческих проявлений не наблюдается. Отсутствие всего святого и идеального, узкий эгоизм, бесхарактерность, нахальство, грубость, разгул и детская беспомощность при всяком новом деле, требующем проверки и видоизменения привычных действий, любят выступать на публику, самоуверенный внешний вид, сдержанн, сосредоточен на учении, неудачи переживает сложно, обидчив, мстит с наслаждением.

Добродушный тип.

Условия, при которых развивается подобный тип: тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на его чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка.

Недостаток этого типа — несоответствие между умственным и физическим трудом, а именно преобладание первого; отсюда недостаток возбуждения со стороны активно физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии, является тихим, спокойным, внимательно следящим за всеми окружающими его явлениями, не обращает на свою внешность никакого внимания, сначала он вообще мало подвижен; внешней приветливости и ласковых отношений, а также стремления чем-то угодить, отличиться или привлечь на себя внимание своего наставника у него нет, Когда он побольше познакомится и сблизится со своим наставником, то оказывается очень разговорчивым ребенком, При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность, доходящая иногда до экстаза, Провинившись, он всегда искренне сознается.

Мягко-забитый тип.

Появляется такой тип во всех случаях, когда всякая деятельность ребенка предупреждается, когда все для него готово и он никогда не рассуждает и не распоряжается своим временем и своими действиями.

Равнодушие, внешность, имитация и разве только циничное стремление удовлетворять свои большей частью чувственные потребности — все это составляет наследие, данное им воспитанием и вносимое ими в жизнь, Появляясь в школе, находится под влиянием другого товарища; он зла не сделает, потому что мама сказала, что это не хорошо, что так делать не следует, К своим занятиям такой ребенок относится равнодушно, исполняя все то, что требуется, и выучивая заданное. Он не прочь, если это возможно, освободиться от какого-либо дела, охотно пропустит задачу или обойдет не особенно строго проводимое правило. В поступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщика и участника, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он в сущности никого не любит, Оставленный один, он впоследствии теряется... Наедине он всегда скучает и сам никогда не может приискать себе никакого занятия или развлечения. Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик. Терпеть боли или какие-либо физические страдания он не в состоянии.

Злостно-забитый тип.

Причины: запрещение рассуждать, насильное понуждение и укрощение ребенка, всякие несправедливые и произвольные требования, оскорбления и унижения ребёнка.

отличается неустойчивой молчаливостью, вместо ответа может сделать грубое движение, взгляд исподлобья, исполняет только необходимые требования. на все ласки и проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением. Движения его угловаты, резки, стесняясь, он отворачивается, закрывается рукой. Товарищество он ценит, скорее всего сходится с однородным типом, объединяясь для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища в случае преследования он не выдаст. При постепенно увеличивающейся строгости, при постоянных запрещениях... он начинает добиваться всего тайком, присваивая себе то, что плохо лежит, и никогда не останавливаясь перед препятствиями. Бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т.п. — все это его развлекает. При своем появлении в школе он всегда готов ущипнуть, уколоть или ударить как своего сверстника, так и каждого из малышей.

Угнетенный тип.

Этот тип развивается в бедной семье, в которой добрые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть... Он привыкает видеть в труде и лишениях явления обычные, нормальные... Он надеется только на работу и на свое умение справляться с нуждой.

Ребенок смирного нрава, трудолюбив, он постоянно чем-то занят. Всякая похвала и отличие его стесняют, он прячется, уходит. Он видит свои недостатки и во всех неудачах обвиняет себя. Стойкость и настойчивость его огромны. К страждущим и оскорбленным относится с участием, Всегда исполняет обращенные к нему просьбы и старательно выучивает все заданные уроки. Религиозность такого ребенка очень искренна и глубока, его нравственные понятия о добре и зле очень тверды и основаны на глубокой вере. Не находя у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы, самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело. Всегда, внимательно следит за объяснением и рассказами преподавателя и тщательно исполняет его требование; С благодарностью относится ко всякой оказанной ему услуге и всеми мерами старается отплатить за нее с лихвой. Он всегда очень стесняется при обращении к другим, в особенности если это вызвано личными требованиями или нуждой, причем сам аттестует себя всегда с невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость. Музыкой, пением, живописью и вообще эстетическими занятиями не заинтересован.Материальный расчет или личная выгода никогда не ложится в основание его действий.

Нормальный тип (представляемый в идеале).

разумный и идеально-правдивый, умственное и физическое развитие в полной гармонии между собой, впечатлителен ко всему окружающему, приучается рассуждать над полученными впечатлениями и постепенно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; присматриваясь к нуждам окружающих, он оценивает их по достоинству и не ставит свои личные требования выше требований других. Наряду с отсутствием резкости в проявлениях у него отсутствуют всякие внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия. Он эстетик в полном смысле этого слова как в мыслях, так и в действиях. Соединяет в себе добродушного и угнетенного типы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.