Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.
Согласно Джеймсу оценка – «это возвращение отраженного впечатления, могучее средство в руках педагога».
Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.
Педагогические оценки бывают нескольких видов:
– предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;
– персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;
– материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);
– моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;
– результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);
– процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);
– количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;
– качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.
В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):
– личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;
– сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;
– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.
Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2)в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.
19. Педагогические требования.
Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер. А. С. Макаренко считал, что без истинной, убедительной, горячей и решительной требования нельзя начинать воспитание коллектива. Педагогическая требование — это процесс вооружения учащихся нормами поведения. Содержание требования определяется моральными нормами, правилами, уставом школы, заповедями Библии. Требования бывают прямые (приказ, указание) и косвенные (просьба, совет, намек). Требование влияет не только на сознание учащихся, но и активизирует их волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферу деятельности в положительном направлении, способствуя тем самым выработке положительных навыков и привычек поведения.
Поставленная ученикам требование должно быть целесообразным, понятной и сильной, ее предъявляют тогда, когда сознание ученика подготовлена к ее восприятия. Чтобы учащиеся не успокаивались на достигнутом, требования должны расти. Если требование справедливо, то ученик скорее будет ее выполнять, а если она пустяковая и формальная, то такое требование теряет свое воспитательное значение и воспринимается воспитанником как несправедливость. Кроме того, требование должно относиться четко, убедительно, конкретно, тогда ее выполнения будет ответственным. В школе существуют единые требования к ученикам со стороны всего педагогического коллектива, которые относятся систематически и последовательно.
Требование-просьба ставится тогда, когда между педагогом и учениками установились хорошие отношения, доверие и уважение.
Требование-доверия применяется в виде различного типа поручений, как уважение к ученику.
Требование-одобрение используется в тех случаях, когда ученик добился определенных успехов, а похвала педагога побуждает его к улучшению деятельности.
Требование-намек — это может быть шутка, упрек, взгляд или жест, обращенный к ученику или класса, они применяются тогда, когда для получения желаемого результата нужен незначительное влияние.
Требование-условие относится ученикам тогда, когда для выполнения желаемой для них деятельности им необходимо сначала сделать что-то другое.
Требование-осуждение заключается в негативной оценке конкретных действий и ~ поступков ученика и рассчитана на торможение нежелательных поступков и стимулирования положительных.
Наиболее резкой форме требования являются угроза. Угроза должна быть обоснованной, а невыполнение требований должно привести к реализации угрозы до конца.
20. Информативное речевое и демонстрационное воздействие.