Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Категории учебных целей в аффективной области



Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1.1. осознание;

1.2. готовность или желание воспринимать;

1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:

  • проявляет осознание важности учения;
  • внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;
  • проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

2.1 подчинённый отклик;

2.2 добровольный отклик;

2.3 удовлетворение от реагирования.

Ученик:

  • выполняет заданную учителем домашнюю работу;
  • подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;
  • участвует в обсуждении вопросов в классе;
  • самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;
  • добровольно вызывается выполнять задание;
  • проявляет интерес к учебному предмету.

Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

3.2 предпочтение ценностной ориентации;

3.3 приверженность, убеждённость.

Ученик:

  • проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;
  • целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;
  • проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории:

4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

4.2 организация системы ценностей.

Ученик:

  • стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;
  • принимает на себя ответственность за своё поведение;
  • понимает свои возможности и ограничения;
  • строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

5.1 обобщённая установка;

5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик:

  • устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;
  • проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;
  • проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;
  • постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;
  • формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов.

37. Технология полного усвоения.
Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отече­ственной литературе дано М. В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по ко­нечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех уче­ников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации не усваи­вают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксиро­ванный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает пе­ременными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задаётся в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т. е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чув­ственной и психомоторной сфер.

Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятель­ности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обу­чающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся:

знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);

понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);

применение (ученик применил изученный материал в конкретных ус­ловиях и в новой ситуации);

обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, обра­зовал новое целое);

оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).
Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том,

что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные единицы закончены по смыслу (содержа­тельная целостность) и небольшие по объему (3—6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учебной единице также разрабатывается коррекционный дидактический материал, рассчитанный на такую допол­нительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от пер­воначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения.

Определенным образом к предстоящей работе подготавливаются уча­щиеся. Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совмест­ной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основ­ные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раз­дела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся.

В ходе работы каждый ученик получает необходимую помощь, разъяс­нение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность вы­бора альтернативных процедур для их преодоления.

Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следую­щее:

• ознакомление с учебными целями;

• разъяснение общего плана обучения;

• изложение нового материала (осуществляется традиционно);

• организацию текущей проверки;

• оценивание текущих результатов;

• коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвое­ния;

• организацию малых подгрупп взаимопомощи;

• повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана по­мощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершаю­щаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

 

39. Особенности реализации технологии ТРИЗ в начальной школе. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся

 

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эф фективность образования. В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

 

• методики и технологии, позволя ющие овладеть способами снятия пси хологической инерции (РТВ - разви тие творческого воображения);

 

• методология решения проблем, основанная на законах развития сис тем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложе ния их к решению конкретных твор ческих задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);

 

• воспитательная система, постро енная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

 

Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педаго гические задачи.

 

1. Воспитательные:

 

• формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

 

• развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощу щения, что они могут справиться с решением любой задачи.

 

2. Образовательные:

 

• повышение уровня общей образованности учащихся;

 

• формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

 

• умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

 

• целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

 

3. Развивающие:

 

• развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

 

• развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

 

• развитие пространственного мышления;

 

• развитие речи;

 

• умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

 

• развитие творческого воображения.

 

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное раз витие интеллектуальных способностей учащихся. Наша школа шесть лет работает по ТРИЗ-РТВ-техноло гии с использованием следующих методов:

 

системный оператор;

типовые приемы фантазирова ния;

кольца Луллия;

морфологический анализ («вол шебная дорожка»);

дихотомия (сужение поля поис ка);

методы создания речевых твор ческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Начиная работать по ТРИЗ-РТВ- технологии, мы ставили перед собой цели развивать внимание, воображе ние, логическое мышление учащихся.

 

Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-РТВ-техно логии на разных уроках.


40. Особенности реализации ТРКМ в начальной школе. Структура урока.

Технология развития критического мышления предполагает применение огромного количества различных приёмов и стратегий, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.

 

Приёмы теории развития критического мышления – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.