Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что же даёт её применение?



 

Применяя ТРКМ у ученика формируется умение:

- ясно излагать свои мысли;

-воспринимать идеи других;

-проявлять настойчивость в достижении цели;

-быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение;

-рассуждать;

-искать и находить решения с учётом мнения других.

 

В процессе работы ученик не принимает на веру всё, что ему предлагается, а учится проверять, высказывать и обосновывать свой выбор, признавать ошибки, исправлять их. Он учится вдумчиво читать как художественные, так и научно-познавательные тексты.

 

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

 

Технологические этапы

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими соб­ственными идеями для того, чтобы придти к новому понима­нию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

 

41.Образовательная среда школы. Влияние среды на становление личности ребёнка.

Образовательная среда школы -это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении.

Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. Ситуация обучения раскрывается как ситуация взаимодействия, позволяющего выявить психологическую специфику образовательного процесса, детерминированную взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика. Обосновывается характер влияния психологического качества образовательной среды на психическое развитие учащихся.

В настоящее время задача развития ребенка признается в качестве основной ценности современного образования. Однако несмотря на то, что в обществе есть понимание, что источник многих затруднений следует искать в характере обучения и воспитания детей, на сегодняшний день возможности решения данной проблемы психологическими средствами недооцениваются и в должной мере не осознаются. Между тем именно в опоре на научные достижения отечественной педагогической психологии и психологии развития кроется огромный резерв повышения качества образования.

Современное понимание образовательной среды связано с рассмотрением образования как сферы социальной жизни, а среды — как фактора образования. Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. С психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников.

Совместная деятельность и общение — это движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Ребенок развивается не только за счет исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого. Теоретической основой для исследований, представляющих подход к совместной деятельности как к детерминанте интеллектуального и личностного развития ребенка, стала концепция Л. С. Выготского о психическом развитии через социальное к индивидуальному. Различая непосредственное и опосредованное (через знак) отношение к другим, Л. С. Выготский придавал решающее значение социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка. Он отмечал, что «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Таким образом, социальная ситуация развития как основное условие развития ребенка — это не только и не столько характеристики среды жизни, сколько особенности переживания, отношения ребенка к окружающему миру и к людям. Модальность этого переживания (оно может быть положительным или негативным, подавляющим или инициирующим к действиям) определяется особенностями отношения к ребенку со стороны взрослых. Именно отношения как эмоционального переживания и понимания потребностей и возможностей каждого возраста.

Проблемы обучения и воспитания детей всегда были сложны. Для позитивного развития необходима образовательная среда, обладающая определенным психологическим качеством. Процесс исследования психологической составляющей образовательной среды во многом зависит от принятых основополагающих понятий, таких как «социальная ситуация развития» и «педагогическое общение».

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Это означает, что образовательная среда является тем специфическим феноменом, который позволяет рассматривать, что происходит с человеком в отношении его развития, присвоения норм и образцов. Несмотря на то, что у разных авторов нет единого содержательного наполнения понятия «образовательная среда», в целом его трактовка осуществляется в терминах эффективности школы, эмоционального климата, личностного благополучия, качества образовательного процесса. С психологической точки зрения, одним из решений проблемы оценки эффективности образовательной системы школы выступает анализ психологических характеристик образовательной среды и особенностей их влияния на психическое развитие учащихся.

Характеристика нормы развития в каждом психологическом возрасте определяется четырьмя составляющими:

• социальной ситуацией развития, то есть особенностями среды (в широком смысле этого слова), в которой живет человек, и его отношением к ней;

• ведущим видом деятельности, в процессе которой формируются новые характеристики развития человека;

• противоречиями, возникающими в процессе этого развития;

• личностными новообразованиями, возникающими в результате разрешения этих противоречий.

Очевидно, что образовательную среду школы как значимую составляющую социокультурной ситуации, в которой осуществляется развитие человека, нельзя измерить и оценить только формальными количественными показателями. Поэтому необходимо определить комплекс показателей, который позволит сделать вывод о психологическом качестве образовательной среды, при этом интегральной результативной характеристикой эффективности образовательной среды должен стать критерий психического развития учащихся.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.