В зависимости от государственного устройства различают:
республиканские расходы; местные расходы.
В зависимости от характера, участия в общественном производстве выделяют:
финансирование оборотных средств (текущие расходы); финансирование основных фондов (капиталовложение); создание резервов.
Расходы бюджетов (централизованные)являются объективной экономической категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны, это повторяющиеся ежегодно расходы, связанные с функционированием учреждений и организаций социально-культурного назначения (школы, вузы, больницы, социальное обеспечение и др.), и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (строительство жилья, реконструкция, метро).
Как и при мобилизации денежных средств, данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство или уполномоченный им орган устанавливает в одностороннем порядке виды и нормы расходов, объекты финансирования и строго взыскивает за любые нарушения государственных предписаний по расходованию денежных средств.
Существует два методарасходования государственных денежных средств:финансирование; кредитование. Расходование средств из бюджета производится главным образом путем финансирования: на принципах безвозвратности, безвозмездности, целевого использования средств, соблюдения режима экономии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуществления постоянного контроля за эффективным использованием средств.
В новых экономических условиях наряду с финансированием допускается расходование бюджетных средств на возвратной основе, путем предоставления бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Бюджетный заем — денежные средства, выданные временно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на эту сумму.Бюджетная ссуда — денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению.
Строго целевое использование денежных средств — важнейший принцип расходования.
Другими принципами являются:срочность; максимальная эффективность использования денежных средств; осуществление финансового контроля за строгим соблюдением финансовой дисциплины;
режим экономии.
Бюджетное финансирование в первую очередь обеспечивает функционирование учреждений и организаций непроизводственной сферы, которые в создании материальных ценностей не участвуют и национального дохода не создают.
В условиях рыночных отношений присутствует и такой вид расходов, какинвестиция.Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность выделения из бюджетов (особенно местных) определенного количества денежных средств на инвестиции. Однако такой вид расходов в Республике Беларусь еще не получил должного развития.
77. Резервные фонды бюджетов
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Бюджетным кодексом Республики Беларусь определен размер резервных фондов в республиканском бюджете. Он не должен превышать 2 % объема расходов республиканского бюджета. При этом в объеме доходов не учитываются доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов на сессиях при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Он не должен превышать 1 % от общего объема доходов местных бюджетов. При этом не включаются в доходы бюджетов средства государственных целевых бюджетных фондов (которые создаются местными Советами депутатов) и безвозмездные поступления из других бюджетов в ходе бюджетного процесса.
Бюджетным кодексом устанавливаются направления расходования резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Основными направлениями расходования резервных фондов являются:
- предупреждение чрезвычайной ситуации аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий ЧП;
- на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией, которые не были учтены при утверждении бюджетов или были недостаточно профинансированы.
Правительство Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов обязано ежеквартально информировать Парламент о расходовании средств Резервного фонда Правительства, а местные органы управления — соответственно местные Советы депутатов.
Расходование и направление средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.