Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В организациях развитых стран мира



Теоретические основы управления персонала

Теории управления о роли человека в организации

 

В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке тео­рии и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, полити­ки и ряда других наук.

В настоящее время различают три группы теорий о роли человека в организации: классические теории, тео­рии человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А, Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М Керженцев и др. К представителям теорий чело­веческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий приве­дены в таблице 1. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали приме­нять с начала 1930-х годов. Теории человеческих ресурсов являют­ся современными. По мере развития теории становятся все более гуманными.

В настоящее время службы управления персоналом организаций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.

В таблице 2 приводится характеристика этапов развития управ­ления персоналом в организациях развитых стран мира*.

* При составлении таблицы использованы данные монографий: Журавлев ft. В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зару­бежных источников, - М,: Изд-во РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с. – (Серия «Высшее образование»).

Таблица 1

Теории управления о роли человека в организации

 

Наимено­вание теорий Постулаты теорий Задачи руководителей организации
Классичес­кие теории Труд для большинства индивидов не прино­сит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, са­мостоятельности, инициативы или самоконт­роля Главной задачей руководителя является стро­гий контроль и наблюдение за подчинен­ными. Он должен разложить задачи на лег­коусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику  
Теории человечес­ких отношений Индивиды стремятся быть полезными и зна­чимыми, они испытывают желание быть ин­тегрированными, признанными. Эти потребности являются более важны­ми, чем деньги, в побуждении и мотивиро­ванности к труду Главная задача руководителя сделать так, что­бы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль
Теории человечес­ких ресурсов Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самосто­ятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю Главной задачей руководителя является луч­шее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально про­явить свои способности, способствовать пол­ному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятель­ность и самоконтроль у своих подчиненных

Таблица 2

Характеристика этапов развития управления персоналом

в организациях развитых стран мира

 

Период Основной объект управления Доминирующие потребности персонала Ведущие направления управления персоналом
До 1900г. Технология произ­водства Интересы персонала практи­чески не учитывались Поддержание дисциплины труда
1900-1910 гг. Безопасность и усло­вия труда персонала Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы Обеспечение безопасных условий, организация труда
1910-1920 гг. Эффективность про­изводства Повышение заработков на ос­нове более высокой произво­дительности Мотивация и обучение, сти­мулирование высокой про­изводительности
1920-1930гг. Индивидуальные особенности работников Учет индивидуальных осо­бенностей при проектиро­вании работ Разработка психологических тестов, опросы, учет предло­жений работников при про­ектировании работ
1930-1940 гг. Профсоюзы, соци­альное партнерство Сглаживание глубоких проти­воречий между работниками и работодателями Организация взаимодей­ствия и сотрудничества на производстве
1940-1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка Гарантии экономической и социальной безопасности Организация пенсионного обеспечения
1950-1960 гг. Человеческие отно­шения Возможность проявления инициативы, развитие само­дисциплины Подготовка управленческо­го персонала с учетом изме­нения его роли в организа­ции, коллективные формы организации труда
1960-1970 гг. Сотрудничество, развитие и углубле­ние партнерства Расширение участия в обсуж­дении и принятии управ­ленческих решений Отработка процедур совмес­тного участия в управлении, разделение ответственности
1970-1980 гг. Перемена труда Соответствие содержания работ изменениям способностей и запросов, устранение монотон­ности и однообразия в работе Чередование работ, развитие коллективных форм орга­низации труда
1980-1990 гг. Движение персонала Надежная гарантия занятости в период экономического спада Перераспределение рабо­чей силы, переподготовка, содействие в поисках работы
1990-2000 гг. Кардинальные из­менения в составе рабочей силы, де­фицит квалифици­рованного персонала Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства Стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов, расширение га­рантий занятости, перепод­готовка, создание гибких форм вознаграждений, уча­стие в доходах и капитале

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.