Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА



И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ

ГРАММАТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ, РАЗВИТИЕ

АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

На этой основе оказывается возможным формирование анализа слогового состава слова (на первом этапе работы проводились упраж­нения, направленные на развитие слогового восприятия и воспроизве­дения речи). Для этого использовались следующие виды упражнений.

Добавление последнего слова в слово.Педагог предлагает детям отгадать задуманное им слово и произносит его, не договаривая после­дний слог, дети добавляют в слово опущенный слог. Для этих упражне­ний используется весь проработанный на уроках развития речи лекси­ческий и грамматический материал. Это способствует, с одной стороны, его закреплению, с другой, — более легкому выделению слога.

Например: огур(чик), зай(чик), стуль(чик), клю(чик).

Птицы ле(тят). Птица ле(тит). Черепаха полза(ет). Чере­пахи полза(ют). Зайчата у зай(ца). Слонята у ело (на). Тигря­та у тиг(ра). Бельчата у бел(ки). Лисята у ли(сы). Утята у ут(ки).

Компот варят из клубни(ки), мали(ны), виш(ни). Суп варят из свек(лы), капус(ты), картош(ки). Тетрадь из бума (ги); сум­ка из ко(жи), стакан из стек(ла); снеговик из сне (га); нож из желе (за), стол из дере(ва). Зерно нужно кури(це), молоко ко-ш(ке), орехи бел(ке), рыба ли (се), трава коро(ве) и т.д.


В процессе проведения этих упражнений у детей формируются и практические представления о слоге. На этой основе в дальнейшем да­ется элементарное понятие о слоге как части слова, и детей подводят к анализу слогового состава слова. Добавляя пропущенный в слове слог, они выкладывают его из букв разрезной азбуки, отхлопывают сло­говой состав всего слова. Под соответствующей картинкой дается гра­фическая схема слова, определяется место добавляемого слова, опре­деляются другие слоги слова.

Для закрепления навыка вычленения слога из слова и слогового анализа слова рекомендуются следующие упражнения:

1. Определение общего слога в словах.С этой целью используются
слова с однотипными суффиксами, приставками, окончаниями, напри­
мер: пером, карандашом, носком, веником, щеткой, ложкой, руч­
кой; выходит-выносит-вылетает-выбегает; зайчик, мальчик,
стульчик; пловец, борец
и т.д. Причем, эти одинаковые морфемные
ряды слов используются как для формирования слогового анализа слов,
так и для произвольного словообразования и словоизменения других
слов по аналогии. Так, определив, какой общий слог слышится в сло­
вах ножом, пером, карандашом, веником, дети должны изменить
другие слова по образцу так, чтобы в конце их был слог ом: нож
ножом, мел мелом, перо пером, топор топором.

2. Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой.При
этом также широко используются проработанные ранее основные и
производные формы слов, слова в нулевых и косвенных формах. На­
пример, дети должны соотнести с графическими схемами слова слон-
слоны, нож-ножи, сад-сады, дом-дома, глаз-глаза, волк-волча­
та, тигр-тигрята, еж-ежата, лиса-лисята, белка-бельчата и
слон-слонята-слону-слоном; дом-домик, сад-садик, рот-ротик,
нос-носик
и т.д. На первом этапе работы дети совместно с педагогом
отхлопывали слоговой состав этих слов.

3. Проводятся такие графические диктанты слов,когда дети запи­
сывают услышанные слова в виде одной черты, а под ней прерывисты­
ми линиями изображают количество слогов. Например, слово машина
записывалось следующим образом: _. ___

В результате этих упражнений и использования указанного речевого материала у детей формируется не только слоговой, но и морфологи­ческий анализ слова.


ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА СЛОВЕСНОГО СОСТАВА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ

ФРАЗОВОГО СТЕРЕОТИПА

На данном этапе работы, используя усвоенные на уроках развития речи практические умения в построении предложений, детям предла­гается упражнение на самостоятельное конструирование предложений с анализом их словесного состава, составление графической схемы по­строенных предложений (обозначения входящих в егосостав слов с по­мощью условных обозначений, например квадратов).

В дальнейшем проводится графическая запись диктуемых педагогом предложений, самостоятельное составление предложений по графичес­кой схеме.

Содержание третьего этапа отрабатывается во II, III и IV четвер­тях на уроках произношения и во II, III четвертях на уроках грамоты в подготовительном классе речевой школы.

Четвертый этап

На четвертом этапе проводится закрепление представлений о фо­нематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамма­тических стереотипах в процессе чтения.

Весь лексический и грамматический материал, проработанный на уроках развития речи и произношения, повторяется в процессе чте­ния.

Содержание данного этапа обучения отрабатывается в основном на уроках грамоты частично в III и особенно в IV четверти.

Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фо­нетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.

Для работы предлагаются следующие упражнения:

чтения слогов и словразличной фонетической сложности и нахож­
дение соответствующей картинки. При этом подбираются слова
определенных смысловых категорий {фрукты, овощи, мебель, по­
суда)
либо ассоциативные группы слов (зима, снег, лед, коньки,
лыжи, шуба, варежки
и т.д.), либо слова одной и той же грамма­
тической категории (например глаголы);

чтение по карточкам определенных слогов,входящих в состав оп­
ределенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответ­
ствующими предметными картинками;

чтение слов и их дифференциация по слоговому составу(напри­
мер, прочесть и назвать слова, которые состоят из одного, двух й
трех слогов);

чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком;


• чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями(на­
пример, прочитать и найти слова, обозначающие то, что растет; то,
что плавает и т.п.);

» чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда кар­тинок по памяти;

• чтение слов с пропущенными буквами и словамии дополнение
их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие
картинки, а затем без указанной опоры;

«чтениепредложений с одним и тем же лексическим составом,но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого исполь­зуются все знакомые лексеми и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на первых двух этапах работы. Напри­мер, предлагается прочесть следующие группы предложений и найти соответствующие им изображения.

Мальчик спит Мальчики спят. Девочка играет Девочки игра­ют. Валя взял корзинку и пошел в лес. Валя взяла корзину и по­шла в лес. Мальчик моет руки. Мальчик вымыл руки. Птичка вле­тела в клетку. Птичка вылетела из клетки. Карандаш лежит на книге- Карандаш лежит в книге. Автобус догоняет машину. Ма­шина догоняет автобус и т.п.;

прочтение предложенияи дополнение соответствующим слогом
или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо
дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв раз­
резной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамма­
тической форме с опорой на картинку. Эти упражнения дают воз­
можность повторить весь отработанный на предыдущих этапах
грамматический материал. Например: Дети видели в зоопарке
слона, волк..., тигра..., еж..., лис..., белк..., зебр... Девочка ри­
сует ... (чашку, ложку, куклу, грушу). Девочка пьет чай из
стакан... Мальчик пьет чай из ... (чашки, кружки). Кукла упа­
ла с ... (дивана, кровати). Маша варит суп из ... (капусты,
картошки, свеклы). Посуду делают из ... (стекла). Люди вы­
ходят из
... (дома, автобуса, трамвая, самолета, машины).
Цветы стоят на ... (окне, столе). Картина висит на
... (сте­
не). Дети играют в
... (парке, комнате, на улице);

чтение несложного связного текста и показ соответствующих
предметов по картинке;

чтение несложного текстаи ответы на вопросы педагогапо тек­
сту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложе­
ние и повторить их устно;

чтение текста, ответы на вопросы,выделение в первом, втором,
третьем предложении, пересказ текста;


 




• чтение связного текста,данного в неправильной последовательно­сти, определение правильного порядка расположения предложений.

Содержание четвертого этапа отрабатывалось в IV четверти на уроках грамоты.

Как видно из изложенного и как отмечалось ранее, при разработ­ке указанной системы упражнений учитывались психологические ме­ханизмы, лежащие в основе всех выделенных форм первичного ре­чевого недоразвития, поэтому предлагаемую систему занятий можно использовать для проведения фронтальных занятий со всеми детьми, страдающими первичным недоразвитием речи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.