Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состава слов Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи.



Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода зву­коподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.


Тексты этих игр широко представлены в литературе, их обычно про­водят с детьми в целях развития подражательной речи, моторики ре­чевого аппарата и дифференциации звукоподражаний на слух, однако в предлагаемой нами системе занятий эти упражнения преследуют бо­лее широкие и несколько иные цели. В процессе проведения этих игр отрабатывается:

• слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражаний);

• выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с
опорой на зрительной восприятие их орального образа;

• узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков на
основе восприятия их орального образа;

• восприятие и воспроизведение ритмов;

• элементарный словарь;

• элементарные произносительные навыки.

В соответствии с поставленными задачами была разработана и ме­тодика проведения игр.

Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выпол­няют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к вос­произведению звукоподражаний.

При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей
на положении органов артикуляции, особенно при произнесении глас­
ных звуков. .

Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдо­хе, после каждого звукоподражания следует небольшая пауза. Гласные звуки интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной речи.

Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопро­вождается соответствующим количеством ударов (например, произно­шение звукоподражания га-га-га сопровождалось тремя продолжи­тельными ударами руки).

Таким образом, выделение и фиксация слогов в указанных упраж­нениях достигается с помощью трёх средств: паузы после каждого слога звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия ар­тикуляции гласных звуков.

После двух месяцев работы вводится произношение слогов в соста­ве специально подобранных предложений (при работе с дошкольника­ми; при работе с учащимися речевой школы эти упражнения с первых дней занятий можно проводить на уроках произношения):

Бы-бы-бы — зеленые бо-бы Пи-пи-пи — яблоки ку-пи Па-па-па — мелкая кру-па Ба-ба-ба — вот стоит изба

Ту-ту-ту — улицу ме-ту Ду-ду-ду — домой и-ду Ды-ды-ды — вышли из во-ды Га-га-га — зеленые луга


 



9-4650



Педагог произносит текст (дети включаются только в непроизволь­ное произношение слогов), слоги отхлопываются. Упражнения прово­дятся перед зеркалом. Цель этих упражнений — развитие слогового восприятия и воспроизведения речи, а также воспитание соотноше­ния между зрительным, кинестетическим и слуховым образами звука. Немаловажное значение приобретает вопрос о фонетическом составе слогов и последовательности их предъявления. Последовательность включения гласных и согласных звуков в эти упражнения определя­ются несколькими факторами: легкостью распознавания орального образа звука; легкостью произношения звука и анализа образующих­ся в процессе его произношения кинестетических ощущений. В связи с этим в упражнения последовательно включаются гласные а, у, и, о, губные, переднеязычные, губно-зубные, заднеязычные, свистящие, звук л, шипящие и звук р. Слоговые упражнения с каждым из пе­речисленных согласных проводятся на протяжении нескольких заня­тий, после чего в материал слоговых упражнений включается другой согласный звук. Далее включается произношение слогов с резко контрастными в артикуляционном отношении согласными звуками (например, ба и та). Это дает возможность ощутить различие ар­тикуляционных укладов и отработать переключение с одной артику­ляции на другую.

Полезно на данном этапе и формирование наблюдений ребенка за положением органов артикуляции при произнесении указанных лого­педом звуков в составе специально подобранных тексов. Например: от­гадайте, кто как кричит:

Пить, пить, пить — воды попить Мур, мур, мур — пугаю кур Му-му-му — молоко кому.

Тра-та-та, тра-та-та, Шли учиться два ко-та. Увидали мыш-ку — Побросали книж-ки.

Дож-дик, дож-дик, не дожди! Дож-дик, дож-дик, подожди!

Бе-лые ба-раны Би-ли в ба-рабаны.

С ба-рабаном ходит ежик

Бум-бум-бум! Целый день играет ежик

Бум-бум-бум!


Игра «Чей домик?»Логопед: «Дети, мы сейчас поиграем в игру "Чей домик?" Прежде чем играть, давайте вспомним, кто как кричит. Посмотрите на меня и послушайте, как кричат гуси. Гуси широко от­крывают рот». Логопед показывает правильную артикуляцию звука а и говорит, широко открывая рот: «Гаа... (пауза), гаа...» Гласный а про­тягивается. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: «Муу.. (пауза), муу...» (губы немного вытянуты вперед). Посмотрите на меня, как я улыбаюсь, и послушайте, как кричит козочка: «Бее... (пау­за), бее...» Посмотрите и послушайте, как курочка зовет своих деток-цыпляток: «Ко-коо...» (логопед при произношении о держит губы ова­лом). А теперь начнем играть. Я буду хозяйкой (вначале логопед берет роль хозяйки на себя, а затем вместе с ребенком.

— Коровушкой будут Коля и Таня. Вот и домик коровушки. (Коро­
вушка идет в свой домик.)

— Козочкой будет (называет имя ребенка). Вот твой домик. (Козоч­
ка идет домой.)

— Гусем будет (называет им ребенка). Иди в этот домик.

— Курочкой будет (называет имя ребенка). Курочка живет в это до­
мике. (Курочка идет в свой домик.)

— Теперь я буду отгадывать по голосу, кто где живет».
Логопед подходит к домику коровушки* стучит и медленно, плавно

говорит:

— Тук-тук-тук! (Пауза), Кто в этом домике живет?

— Коровушка встает и мычит: «Муу... (пауза) муу...»1.
Логопед: Отгадала, здесь живет коровушка.

Стучится (ритмично на каждое слово) в домик гуся и говорит чет­ко, плавно, медленно, неторопливо:

— Тук-тук-тук! (Пауза). Кто в этом домике живет?

Гусь отвечает: «Гаа... (пауза), гаа...» л

Если ребенок неясно произносит «Гаа...» или не делает паузы, ло­гопед говорит:

— Не могу понять, кто в этом домике живет.

Ребенок повторяет звукоподражание: «Гаа... (пауза), гаа...» Логопед: Отгадала, здесь живет гусь Как он хорошо кричит! Затем подходит к домику курочки. Стучит три раза и говорит:

— Кто в этом домике живет?

Курочка отвечает: «Ко-коо... (пауза), ко-коо...» с повышением и по­нижением голоса.

Логопед: Здесь живет курочка.

1 Если ребенок не включается с первого раза в произнесение звукоподражания, он может показать картинку с изображением животного. Логопед сам имитирует звук, из­даваемый животным.


Затем логопед подходит к домику козочки, стучит, спрашивает и по голосу отгадывает, кто в этом домике живет.

Логопед: Я отгадала, где живут коровушка, козочка, гусь, куроч­ка. Теперь гусь, курочка, козочка и коровушка пойдут на лужок травку пощипать, зернышки поклевать да червячков поискать. Коровушка, хо­чешь погулять?

Коровушка: Муу... (пауза), муу...

Логопед: Иди, коровушка. Козочка, хочешь погулять?

Козочка: Бее... (пауза), бее... и т.д.

Логопед: Слышу, как мычит коровушка. А где же гусь? (Гусь от­вечает.) А где же козочка, не вижу ее? (Козочка отвечает.) Ах, вот где она спряталась, в кустики, ее и не видно. Коровушку, гуся, козочку вижу, а вот курочку не могу найти. Где она? Курочка отвечает: «Ко-коо... (па­уза), ко-коо...»1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.