Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ



При обследовании словаря важно выяснить следующее:объем экспрессивного словаря (наличие слов, обозначающих различные явления окружающей жизни и представленность в словаре ребенка различных частей речи). С этой целью подбирают картинки, изоб­ражающие предметы или явления, их действия и качества, которые группируют по тематическому единству, например, предметы домаш­ней обстановки (мебель, посуда и т.п.), одежда, явления живой и неживой природы, времена года и т.д. Картинки с изображением дей­ствий также группируются в соответствии с названным принципом, например, труд в семье, в саду и на огороде, труд людей различных про­фессий, глаголы, обозначающие движение, орудийные действия и т.д. Причем в состав этих групп включаются слова как различные по сво­ему значению, например, «варит, подметает, режет», так и близкие по смыслу, например, «моет, купает, стирает». Подобранный для данно­го раздела обследования материал должен соответствовать возрастным нормам развития. Педагог предлагает ребенку самостоятельно назвать по картинкам предметы, их качества и действия.

Однако для дифференциации нарушений речевого развития важно не только констатировать факт ограниченности словарного запаса, но и установить, чем обусловлено отсутствие у ребенка тех или иных слов: ограничением опыта, знаний и представлений или трудностями воспро­изведения названий слов, либо непониманием их значения.

С этой целью выясняется понимание ребенком значения неназван­ных или неправильно названных им слов (педагог называет эти слова, ребенок показывает соответствующую картинку). Выявляется также уровень понимания имеющихся в активном словаре слов, т.е. не толь­ко их предметная соотнесенность, но и соответствующие этим словам понятия, их информационная насыщенность. При отборе проб для оп­ределения данных особенностей словаря необходимо исключить такие задания, которые могут не выполняться ребенком за счет трудностей актуализации имеющихся знаний или их вербализации. Примером такого задания является словесное описание предмета.

Для исследования объема понятий, стоящих за тем или иным сло­вом, можно использовать следующие задания.

Определение предмета по его описанию, свойственным ему каче­ствам. Например, отгадай, кто это?


Серый, хищный, голодный; серый, слабый, трусливый; рыжая, хит­рая, ловкая; рыженькая, маленькая, резвая, пушистая. Скажи, кто сильный, слабый трусливый, злой хитрый.

При этом, если у ребенка речь отсутствует, необходимо предусмот­реть возможность невербальных ответов путем показа соответствую­щих картинок.

Называние (показ соответствующей картинки) йлов, противополож­ных по значению, например, лимон кислый, а что сладкое; слон боль­шой, а кто маленький, и т.п.

Подбор к названиям действий тех предметов, которые могут вы­полнять это действие, например, скажи (покажи), что плавает, рас­тет, тает и т.д.

Данные, характеризующие словарь ребенка, расширяются и до­полняются в ходе проведения дальнейшего обследования. Названный раздел обследования имеет диагностическое значение (при умствен­ной отсталости объем словесных понятий будет значительно уже, чем при алалии), но еще большее значение имеет обследование словаря в указанном аспекте для правильной организации коррекционного обучения детей.

Обследование словаря (в частности, называние слов) дает возмож­ность составить представление о сформированное™ у ребенка звуковых образов слов и возможностях их воспроизведения, а также о слоговой структуре слова. Дальнейшее направление исследования звуковой си­стемы речи зависит от того, насколько названные стороны звуковой системы речи нарушены в своем развитии.

Если ребенок стабильно воспроизводит звуковой состав и слоговую структуру слов, допуская лишь неправильное произношение отдельных звуков или пропуски звуков и слогов при назывании многосложных и трудных в фонематическом отношении слов (со стечением согласных), нужно определить имеющиеся дефекты звукопроизношения и выявить их причины. Эти недостатки могут иметь место при всех отклонениях речевого развития — у детей с умственной отсталостью, с задержками психического развития, ринолалией, дизартрией, алалией (на стадии значительной компенсации дефекта). Определение рйнолалии и дизар­трии в данных случаях носит стертый характер, не вызывает больших затруднений (на основании осмотра периферического речевого аппа­рата, исследования носового и ротового дыхания, а также изучения со­стояния двигательных функций мышц губ, языка, мягкого нёба). Дети с умственной отсталостью (типичные формы), с задержками психичес­кого развития и компенсированной алалией поданному разделу обсле­дования могут иметь идентичные недостатки, и их дифференциация строится на основании учета других показателей (психического раз­вития, состояния грамматического строя речи). Для правильного же


определения содержания коррекционной работы при указанном состо­янии звуковой системы речи (неправильное произношение отдельных звуков) важно выяснить состояние фонематических процессов (фоне­матического восприятия на смешиваемые в произношении звуки и пред­ставлений о том, в состав каких слов входят эти звуки).

Если же у ребенка наблюдаются выраженные нарушения звуковой и слоговой структуры слов, не соответствующие его возрасту, в этих случаях можно думать о тяжелой форме ринолалии, дизартрии, алалии. (В норме к 3—4 годам ребенок способен стабильно воспроизводить звуковой и слоговой состав слов, хотя и не все звуки еще произносит правильно, допускает пропуски звуков и слогов при произнесении слож­ных слов; дети с типичными формами умственной отсталости дости­гают этого уровня к 5 годам.) В этом случае для разграничения этих нарушений решающее значение имеет также обследование перифе­рического речевого аппарата и его двигательных функций. При алалии, как известно, отсутствуют параличи, парезы, асимметрия движений, паретичность и имеется необходимый для звукопроизводства объем движений. Если ребенок не полностью .безречевой и у него имеется хотя бы элементарная лепетная речь, проверяется также возможность воспроизведения им отдельных звуков (гласных) и слогов как в процес­се их преднамеренного повторения вслед за педагогом, так и в процессе непроизвольного использования в различных игровых ситуациях. Воз­можность их называния должна еще раз убедить педагога в отсутствии у ребенка тяжелых речедвигательных затруднений.

Если ребенок понимает большинство предъявленных слов, но не называет их или называет лепетно, с резким искажением звукового или слогового состава, что не соответствует его возрасту, и при этом у него отсутствуют параличи и парезы, можно думать, что эти дефекты явля­ются проявлением алалии.

Обследование грамматического строя речи имеет большое диаг­ностическое значение как для отграничения алалии (особенно при ее компенсации, когда ребенок находится на III уровне речевого недо­развития) от других форм речевого недоразвития (недоразвития речи при умственной отсталости и при задержках психического развития), так и определения ее (алалии) разновидностей. Большое значение имеет данный раздел обследования и для правильного определения содержания коррекционного воздействия.

Для дифференциальной диагностики указанных нарушений рече­вого развития и решения коррекционных задач важно выяснить как практическое понимание детьми значения грамматических форм, от­ношений, категорий и конструкций, так и их использование в соб­ственной речи. При этом исследуется понимание и использование таких грамматических единиц, формирование которых нарушено при


любых формах речевого недоразвития, с одной стороны, с другой, — дефекты становления которых носят диагностический характер.

Выявляется понимание ребенком синтаксических отношений слов (существительных) в предложении и сформированность системы скло­нения. Для этого используются такие задания, как постановка педаго­гом вопросов к различным членам предложения, выраженным суще­ствительными в косвенных падежах. Например:1 У кого цыплята, котята, медвежата? Кого ты видел (а) в зоопарке? Кому нуж­ны орехи, молоко, трава? Чем рисуют? Где растут ягоды, грибы? и т.п. В старшем дошкольном возрасте только дети с выраженной сте­пенью умственной отсталости дают неправильные смысловые ответы.

Вопрос Ответ

У кого котята? Котята

У кого цыплята? Цыплята

С кем занимается учительница? Тетя

Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговорящие дети отвечают на них с помощью показа соответствующих картинок) свиде­тельствуют о практическом понимании ребенком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос. Дифференцированное понимание вопросов: Кто? Что? У кого? У чего? Кто? Что? Кому? Чему? Кем? Чем? Кто? Что? и т.д. у нормальных детей формируется к 3—4 годам, у умственно отсталых детей с легкой степенью — к 5—6 годам, с бо­лее сложной степенью умственной отсталости — к 7-8 годам. Дети с первичным недроразвитием речи, даже находящиеся по уровню пси­хического развития в пограничном с умственной отсталостью диапа­зоне, также к 5 годам овладевают дифференцированным пониманием этих вопросов1.

Анализ вербальных ответов на эти вопросы2 с точки зрения грам­матического оформления слов дает возможность проанализировать структуру аграмматизма, имеющую диагностическое значение. Так, при умственной отсталости будут наблюдаться в основном ошибки, свя­занные с недостаточной дифференциацией падежных окончаний, вы­ражающих смежные по смыслу значения, смешение падежных окон­чаний по типам склонения, единичное использование нулевых форм

' Приведенные возрастные особенности понимания вопросов определены при изуче­нии детей, находящихся в условиях специального обучения.

2 Детям с резко выраженными нарушениями звуковой и слоговой структуры слова, т.е. находящимся на II уровне речевого недоразвития, при выполнении этого задания в вер­бальной форме оказывается помощь: корневую часть слова произносит педагог, дети же добавляют в него только окончания. Этот принцип сохраняется и при исследовании ис­пользования других грамматических форм.


в связи с недостаточным самоконтролем или учетом контекста фразы в целом и т.д.1

У детей с алалией ошибки носят совсем иной характер. Кроме того, неоднотипный характер этих ошибок внутри самой алалии позволяет дифференцировать ее по формам (парадигматическую и кинестетичес­кую формы алалии) (см. Классификация моторной алалии).

Существенное значение имеет и исследование понимания грамма­тических связей согласования слов в предложении, и их использование в собственной речи.

С этой целью используются следующие задания:

1) определение числа и рода существительного по числовому и
родовому окончаниям прилагательных и глаголов. Например: Пока­
жи по картинке, где Саша нашел гриб, где Саша нашла гриб; Кто
играет? (девочка); Где играют (девочки), Отгадай, о чем я говорю:
Красный (шар)? Красная (ягода) и т.д.;

2) при исследовании собственной речи дети отвечают на вопросы:
Что сделал мальчик, девочка (сорвал, сорвала гриб)? Что делает де­
вочка, девочки (играет-играют)? Какой шар, ягода? и т.д. Как отме­
чалось, умственно отсталые дети в дошкольном возрасте не владеют
синтаксическим способом определения числа и рода существительных
(неправильно выполняют задание), хотя родовые окончания глаголов
прошедшего времени, а также числовые окончания глаголов исполь­
зуют в подавляющем большинстве правильно. У детей с первичным
недоразвитием речи имеет место обратная диспропорция.

Исследуется также грамматическая система словообразования: по­нимание наиболее распространенных суффиксов и приставок, их ис­пользование в собственной речи и произвольное словообразование по аналогии (обычно дается детям с III уровнем речевого недоразвития). Для этого можно рекомендовать следующие задания.

При исследовании понимания словообразующих элементов просят ребенка показать картинки, соответствующие основным и производным словам (например: Где люди входят в трамвай, выходят из трамвая? Где сахар-сахарница, пуговица-пуговичка?). При исследовании использо­вания словообразующих элементов в речи эти картинки дети называют.

1 Для выявления этих ошибок необходимо предъявлять ребенку не менее 5—7 воп­росов, относящихся к существительному в одном и том же падеже, но выражающих раз­ные значения. Например: У кого котята (при ответе используется существительное в родительном падеже в значении принадлежности), Из чего дети лепят снежную бабу (ответ — существительным в родительном падеже в значении материала, из которого сде­лан предмет), Откуда дети съезжают на санках (с горки — родительный простран-. ственных отношений) и т.д. Следует также подобрать такие вопросы, чтобы дети в отве­тах использовали существительные разного рода. Например: У кого котята (у кошки), слонята (у слона). В процессе ответов проверяется также и использование предлогов.


Следует отметить, что при умственной отсталости наблюдаются как
недостаточное понимание этих элементов, так и их недостаточное ис­
пользование в собственной речи (за исключением суффиксов со зна­
чением уменьшительности и приставки со значением завершенности
действия). При алалиях дети понимают значение этих элементов, од­
нако в самостоятельной речи не используют из-за трудностей опери­
рования звуковым составом слов. "'

Еще более диагностичны ошибки, наблюдающиеся при словообра­зовании по аналогии. Для исследования процесса словообразования по аналогии предлагаются следующие задания. Педагог произносит слова с однотипными суффиксами или приставками. Например: Мыло лежит в мыльнице, пепел в пепельнице, а затем задает ребенку вопрос: Где лежит сахар, песок? или объясняет, что от слова рисовать можно придумать слово рисование, от слова читать чтение, после чего спрашивает, какое слово можно придумать от слова петь, мычать и т.п. Как отмечалось, умственно отсталые дети не понимают смысловых кри­териев сопоставления этих слов и делают смысловые ошибки (напри­мер, от слова мычать образовали слово «корова»). Дети с алалией, как правило, отказываются от ответов, так как не в состоянии производить звуковые изменения в слове, т.е. оперировать его звуковым и слого­вым составом, что необходимо при образовании производного слова. Если же они и пытаются назвать производное слово, то делают типич­ные ошибки, вызванные названной ранее причиной: искажают морфо­логический и звуковой состав слов, теряя их основу, окончания, суф­фиксы или их элементы, или добавляя лишние, например, вместо жирафенок (от жирафа) «живи», вместо кожаная (от кожи) «ко-жин», вместо резиновые (от резина) резиные, вместо песчинка (от песка) «песочинкая» и т.п.

Для выявления нарушений структуры предложения используются такие задания: составление предложений по картинкам; повторение и понимание детьми предложений разных конструкций с постепенно уве­личивающимся объемом. Можно использовать следующий набор пред­ложений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.