II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ №3……………..…………………22
2.1 Структура профориентационной работы…………………………………22
2.2 Цели, задачи профконсультационной работы с подростками…………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………..…….46
ПРИЛОЖЕНИЕ С……………………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ D……………………………………………………………...48
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления. Такими как: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой; профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.[1]
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2]
Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [3]
В исследованияхи практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек - профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [4]
Практическая актуальность исследования заключается в том, что осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.
Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.
Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы. Наличие данного противоречия определяет цель исследования: изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии.
Объект исследования: процесс профориентационной работы с подростками.
Предмет исследования: содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.
Гипотеза исследования - профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:
1) определить, выявить оптимальные социально-ᴨедагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;
2) организовать консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии;
3) оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационного обеспечения.
Задачи исследования:
1) изучить научные и теоретические основы профориентирования;
2) охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии
3) рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;
4) изучить структуру профориентационной работы;
5) изучить цели, задачи профконсультационной работы с подростками, методики, выборку исследования;
6) исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии;
7) Разработать рекомендации по консультированию по полученным диагностическим данным.
Методологические основы исследования составили:
1) социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);
2) личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);
3) этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);
4) системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
1) Метод активизирующего консультирования, основанный на индивидуальной работе с подростком;
2) “Тест профессиональных интересов” (Голланд);
3) Тест “Уровень мотивации достижения”;
4) Исследование образовательных установок;
5) Сочинение на тему “Моя будущая профессия”;
6) Техника “Составление информационной карты”;
7) Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности;