Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка трудового потенциала коллектива



Результаты трудового процесса коллектива представляют собой законченную продукцию, работы и услуги, которые поступают на рынок в качестве товара и имеют определенную рыночную стоимость, а также некоторые итоги работы перспективного характера, служащие заделом для труда в будущем. Следовательно, результаты труда коллектива оцениваются не только количеством и качеством выполнения текущих задач, но и созданием перспективы для развития организации.

Рациональное сочетание текущих результатов труда и постепенное накопление заделов на будущее является одним из ведущих признаков высокого потенциала трудового коллектива в условиях рыночных отношений.

Трудовой потенциал коллектива создается в основном рациональным соотношением специалистов различного профиля деятельности в соответствии с принципами разделения и специализации труда. Существуют два подхода к оценке кадровых ресурсов, которые оказывают существенное влияние на трудовой потенциал.

Узкая специализация кадров обеспечивает высокую степень готовности специалистов к конкретному труду по избранной специальности при минимальном сроке адаптации в трудовом коллективе. Вместе с тем такой подход затрудняет гибкость использования работников и ограничивает трудовой потенциал организации в определенной сфере деятельности.

Широкая специализация работников более сложная по структуре подготовки кадровых ресурсов, но трудовой коллектив становится гибким из-за универсальности работников, поэтому обладает, как правило, более высоким трудовым потенциалом.

Особое значение для трудового потенциала коллектива приобретают качества руководителя, к профессиональной подготовке и опыту управленческой работы которого предъявляются специфические требования, создающие условия для достижения успеха.

Потенциал руководителя оценивается по сочетанию личностных, организаторских и административных качеств как средств воздействия на трудовой коллектив и внешнюю среду для обеспечения стабильности текущей деятельности и дальнейшего развития организации.

При оценке личностныхкачеств руководителя учитываются:

интеллект: общий умственный уровень, способность к здравому суждению и самостоятельности в выборе рационального (оптимального) решения в сложных ситуациях, уверенность и логичность мышления, последовательность и решительность действий, авторитетность личности;

характер: четкость постановки проблем, способность концентрировать свои силы и потенциал коллектива на решение основных задач, упорство в достижении поставленных целей, твердость и сильная воля при преодолении препятствий, смелость при анализе и выборе новых путей развития коллектива, умение отстоять свою позицию в конфликтных ситуациях;

эмоциональность: уравновешенность, доброжелательность к людям, организованность, ответственность за слова и поступки, выдержка и сдержанность при неудачах, взвешенность реакции в стрессовых ситуациях, умеренный оптимизм, способность владеть своими чувствами и эмоциями;

лидерство: личное обаяние, широта взглядов, активность поведения, способность взять на себя ответственность, инициатива в трудных ситуациях, природное чувство нового и энергичность при его реализации;

коммуникативность: общительность и умение работать с людьми, тактичность и развитое чувство юмора, учет интересов потребителей и партнеров, внимание к потребностям подчиненных, терпимость к индивидуальным особенностям и запросам людей;

гибкость мышления: склонность к принятию нестандартных решений, умение сочетать текущие задачи и прогнозирование перспективы, быстрота реакции и находчивость в экстремальной ситуации, хорошая память и природная интуиция, способность предвидения развития обстановки;

ценностные ориентации: объективность, рассудительность, честность, справедливость, обязательность, надежность.

Организаторские способности руководителя представляют собой умения эффективно использовать человеческие, материально-технические и финансовые ресурсы организации, для чего в комплексе применять:

научные знания по теории сложных систем, о закономерностях функционирования субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики, принципах и методах управления экономическими процессами;

навыки всестороннего обоснования, принятия и реализации управленческих решений, оптимального использования человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов в условиях рыночной конкурентной среды;

теоретические знания, практические умения и навыки работы с кадровыми ресурсами организации, формирования и наращивания трудового потенциала коллектива, планирования деловой карьеры и подготовки руководителей всех рангов;

знания психологических основ, методов психодиагностики предпринимательских и организаторских способностей, сущности социально-психологических проблем организационной культуры;

компетентность в сфере трудовых отношений, комплекса законодательных актов об организации труда и заработной платы, правового регулирования трудоустройства, материальной ответственности и разрешения социально-трудовых конфликтов и споров;

направления государственной инновационной политики и приоритеты развития нововведений, организации новаторской деятельности, повышения восприимчивости организации к нововведениям, роста их экономической и социальной эффективности;

современные требования по внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, ответственности должностных лиц за экологические нарушения и преступления, контролю состояния природной среды и ликвидации последствий нарушения экологического равновесия.

Административные качества руководителя накапливаются постепенно и служат основным критерием оценки эффективности управленческого труда. Опытный руководитель нередко становится гарантом психологической устойчивости и уверенности в успехе достижения поставленных целей перед трудовым коллективом, обеспечивает концентрацию всех ресурсов организации на решение главных задач в самых разных условиях производственной деятельности.

Ценность накопленного практического административного опыта возрастает, когда руководитель добивается стабильности результатов деятельности руководимого трудового коллектива, наращивания его потенциала, поддержания благоприятного морально-психологического климата и удовлетворенности трудом.

Основными составляющими административного опыта руководителя являются:

устойчивые навыки анализа рыночной информации и отбора наиболее важных данных, обеспечивающих успешное решение текущих задач, предвидение долгосрочной перспективы развития ситуации и заблаговременное накопление ресурсов для использования экономических возможностей и парирования рыночных угроз;

приобретенное искусство выбора рационального (оптимального) решения из нескольких альтернативных вариантов, умение и волевые навыки мобилизации коллектива на его реализацию, централизации ресурсов организации для достижения первостепенных задач;

административный талант и навыки распределения ресурсов, умение качественно спланировать и организовать производство, осуществлять своевременный контроль и оказание помощи подчиненным, мотивировать работников и умело применять санкции при отклонениях;

эффективное применение технологии управления кадровыми ресурсами, умение сформировать работоспособный трудовой коллектив с высоким трудовым потенциалом и создать условия для его наиболее полного использования в интересах организации;

коммуникативная компетентность, умение налаживать деловые контакты с хозяйственными партнерами и потребителями продукции и услуг, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе и создавать условия для удовлетворенности работников трудом, способность понимать людей и навыки разбираться в людях;

свободное владение предпринимательским стилем руководства коллективом, умение формировать временные рабочие группы для реализации вновь появляющихся рыночных возможностей, использования новейших достижений научно-технического прогресса в условиях риска, осваивать новые технологии и формы работы с кадрами;

навыки быстрой и эффективной адаптации коллектива к рыночным изменениям, гибкость мышления и умение предвидеть конъюнктуру, сохранять резервы и маневрировать ресурсами, своевременно вносить коррективы в стиль руководства.

Совокупность личностных качеств руководителя, уровня его профессиональной подготовки и накопленного управленческого опыта способствуют оптимизации структуры и порядка функционирования организации, ее направленности на решение текущих задач с одновременным накоплением заделов для достижения перспективных целей.

Соответствие качеств руководителя коллектива требованиям, вытекающим из степени сложности производственной деятельности, состава и уровня квалификации работников, проверяется преимущественно по результатам трудового процесса. Наряду с оценкой текущих результатов труда необходимо учитывать уровень взаимозаменяемости работников и освоение ими смежных специальностей.

Немаловажное значение для количественной оценки трудового потенциала коллектива приобретает объективный учет воздействия синергетического эффекта от целенаправленного подбора руководителем работников с различными (требуемыми) личностными качествами и профессиональным уровнем, что может в значительной степени оказывать влияние на результаты совместной трудовой деятельности.

При обновлении состава трудового коллектива можно сократить сроки становления личности каждого молодого работника и сохранить трудовой потенциал, используя различные средства:

передача профессиональных знаний и навыков опытными специалистами в порядке наставничества;

самостоятельное совершенствование профессионализма посредством создания руководителем коллектива атмосферы соревнования;

освоение инновационных технологий путем распространения передового опыта работы специалистов отечественных и зарубежных фирм;

экспериментальные работы на опытном производственном участке с привлечением специалистов различного профиля;

систематические тренинги руководящего состава в целях повышения профессиональных управленческих навыков.

Анализ опыта деятельности организаций в условиях рыночных отношений свидетельствует о наличии негативных факторов, тормозящих рост трудового потенциала:

отставание технологического уровня производства, снижение стимулов к росту профессионализма;

низкая трудовая дисциплина и неблагоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе;

некомпетентность руководства, нерациональные управленческие решения, расточительность расходования ресурсов, отсутствие;

кадровый застой и повышенная текучесть кадров, снижение возможностей служебно-профессионального продвижения в организации;

повышенная конфликтность, попытки втянуть весь трудовой коллектив в противостояние в ущерб производственной деятельности.

Трудовой потенциал коллектива регулярно оценивается в процессе аттестации кадровых ресурсов организации, а при особых обстоятельствах проводится специальный кадровый аудит.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.